Некоторые тактические особенности обыска и выемки при расследовании преступлений диверсионно-террористической направленности
Диссертант Института Философии, социологии и права Национальной Академии Наук Азербайджана Джейхун Рагимов о неотложных мероприятиях, проводимых при расследовании взрывов на взрывоопасном объекте.
Некоторые тактические особенности обыска и выемки при расследовании преступлений диверсионно-террористической направленности
Диссертант Института Философии, социологии и права Национальной Академии Наук Азербайджана Джейхун Рагимов о неотложных мероприятиях, проводимых при расследовании взрывов на взрывоопасном объекте.
Особенности тактики обыска и выемки при расследовании диверсии, совершенной путем взрыва. Используя данные, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, осмотра места происшествия, допроса свидетелей и потерпевших, следственная группа осуществляет ряд других следственных действий, в частности задержание и обыск заподозренного в совершении взрыва лица, а также обыск в тех местах, где обоснованно предполагается наличие вещественных доказательств.
Цель личного обыска в этих случаях — обнаружить предметы и следы, указывающие на то, что у обыскиваемого находились (а возможно еще находятся) те или иные взрывчатые вещества и средства взрывания (5, с. 32). В карманах одежды обыскиваемого, в его хозяйственной сумке, портфеле, на верхней одежде и на руках могут сохраниться мелкие частицы взрывчатого вещества, порошинки от бикфордова шнура и пятна от его смолистой оболочки, остатки упаковки, клочки бумаги, частицы парафина, следы смазки и т. п. Поэтому содержимое карманов и хозяйственной сумки обыскиваемого должно быть подвергнуто тщательному осмотру. Обнаруженные при этом различные частицы и пыль должны быть собраны в пробирки для последующего анализа. Одежда с подозрительными следами и пятнами изымается, причем участки, на которых имеются внедрившиеся в ткань твердые частицы, обшиваются лоскутами материи во избежание утраты вещественных доказательств. Ногти на руках обыскиваемого целесообразно остричь, собрав обрезки ногтей и все, что содержалось под ними, в отдельную пробирку. Ладони обыскиваемого рекомендуется тщательно обтереть ватным тампоном, смоченным тем или иным растворителем (спиртом, ацетоном, водой), и затем упаковать этот тампон в пробирку или чистую фильтровальную бумагу. Осмотр вещей, одежды и тела обыскиваемого желательно проводить с применением лампы ультрафиолетового излучения.
При обыске в служебном помещении или дома у подозреваемого могут быть обнаружены пиротехнические средства, взрывчатые вещества, бикфордов и детонирующий шнуры, электровзрыватели, капсюли-детонаторы, упаковка от подрывных средств, ружейный порох в количествах, превышающих обычные запасы охотника, и различные кустарные средства и приспособления, которые могут быть использованы для совершения взрыва. При этом особое внимание обращается на орудия и средства, которые по своим внешним признакам сходны с обнаруженными на месте происшествия (4, с. 188).
Наряду с этим при обыске могут быть обнаружены и подлежат изъятию другие предметы и документы, имеющие значение для расследования (пособия и наставления по подрывному делу, чертежи, схемы и рисунки подрывных устройств, записные книжки с адресами и номерами телефонов, записи антигосударственного содержания и т. д.).
Одним из неотложных мероприятий при расследовании взрыва на взрывоопасном объекте является выемка и тщательное изучение технической документации. Необходимо принимать срочные меры к тому, чтобы эта документация не была умышленно уничтожена или изменена.
В зависимости от конкретных обстоятельств каждого расследуемого случая подлежат тщательному изучению и выемке различные документы (1, с.19-22). Укажем лишь на основные из них, которые должны привлечь внимание следователя при расследовании взрыва на взрывоопасном объекте. Такими документами являются:
— технологический регламент производства, являющийся основным технологическим документом предприятия;
— документы, характеризующие реальное состояние технологического процесса производства перед взрывом (акты лабораторного исследования сырья, топлива и готовой продукции, рекламации заказчиков, акты отдела технического контроля, записи в сменных журналах о ремонте оборудования, промывке, осушке и проверке на герметичность аппаратов и трубопроводов перед заполнением их взрыво- и огнеопасными веществами, акты о техническом осмотре сосудов, работающих под давлением, а также автоматических контрольно-измерительных, регулирующих, блокирующих, предохранительных и противоаварийных устройств);
— акты инспекции Гостехнадзора и инженера по технике безопасности предприятия о выявленных нарушениях правил техники безопасности и пожарной безопасности на объекте;
— проектное задание, технический проект, рабочие чертежи и акт государственной комиссии о приемке данного объекта в эксплуатацию. Не следует забывать, что взрывоопасная обстановка на объекте может создаться и в результате ошибок, допущенных при его проектировании и строительстве;
— документы, относящиеся к транспортировке поступивших на поврежденный объект сырья, топлива, а также огнеопасных и взрывоопасных материалов;
— документы, характеризующие состояние складирования, хранения и контрольного анализа взрывчатых веществ, боеприпасов, огнеопасных и взрывоопасных жидкостей и газов;
— материалы лабораторного исследования газовоздушных и пылевоздушных смесей в рабочих помещениях;
— документы, характеризующие состояние вентиляционной системы, газо- и водоснабжения, электросети и электрооборудования.
Особенности тактики обыска и выемки при расследовании диверсии, совершенной путем поджога. При расследовании поджогов обыск (личный, а также обыск служебного и жилого помещения подозреваемого) проводится, как правило, вслед за осмотром места происшествия с использованием его результатов; цель обыска — отыскать зажигательные средства и предметы, сходные с обнаруженными на месте происшествия (7, с. 66-75).
По делу о поджоге порохового склада и нефтебазы в г. Баку при осмотре места происшествия были обнаружены: на пороховом складе — обгоревшие ленты пористой резины (кардоленты), намотанные на ящики с порохом и капсюлями для охотничьих патронов, две бутылки с остатками керосина, черные кордовые нитки, смоченные керосином и намотанные на листы из газеты «Вышка», обгоревший плетеный шнур с шелковой сердцевиной; на нефтебазе—несколько соединенных медной проволокой кусков кардоленты, смоченной керосином, три пачки охотничьего пороха, коробка с капсюлями для охотничьих патронов, кусок обгоревшей ваты, а также плечевая часть и лацкан дамского пальто темно-коричневого цвета. Результаты осмотра давали основание предполагать, что оба поджога совершены одним и тем же лицом. В поджоге был заподозрен «М», работник одной из местных артелей, в которой использовались аналогичные кордовые нитки и кардолента. Свидетели видели у него медную проволоку, сходную с обнаруженной на месте происшествия. На квартире «М» был произведен обыск, в результате которого обнаружены смоченные в керосине кордовые нитки, кардолента и шелковый шнур, медная проволока и лоскут ткани темно-коричневого цвета. Эксперт дал заключение, что проволока, изъятая у «М» и обнаруженная на месте происшествия, отрезана от одного и того же мотка; найденный в доме «М» лоскут ткани и часть дамского пальто, обнаруженная на нефтебазе, ранее составляли единое целое. Кроме того, была установлена одна и та же групповая принадлежность кордовых ниток, кардоленты и шелковых шнуров. Таким образом «М» был изобличен в совершении диверсии и приговорен к уголовному наказанию.
При обыске следует также обращать внимание на переписку, дневники и другие документы, возможно содержащие сведения о виновнике поджога, о цели и мотивах совершения преступления (9, с. 9).
Важным и, как правило, неотложным следственным действием по делу о поджоге является выемка документов из делопроизводства сгоревшего объекта. Такими документами могут быть:
— акты проверки состояния пожарной безопасности и противопожарного режима на объекте;
— документы, характеризующие состояние хранения и транспортировки взрывчатых, горючих, самовоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ, имеющихся на объектах;
— акт о причине пожара, составляемый представителями пожарной охраны;
— местные инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности; (8, с. 85)
— инвентаризационные списки имущества сгоревшего объекта;
— материалы ведомственного расследования предшествующих случаев загорания на объекте;
— иные документы, которые могут указывать на причину и виновника пожара.
При необходимости следует потребовать справку местной метеорологической станции о состоянии погоды, температуре воздуха, направлении и силе ветра в часы пожара.
Особенности тактики обыска и выемки при расследовании диверсии на железнодорожном транспорте. При личном обыске подозреваемого необходимо тщательно осматривать одежду, обувь, головной убор, содержимое карманов, сумки и т. д. На одежде и обуви, в которых преступник находился на месте совершения крушения (например, в случае наложения на рельсы шпал), могут остаться пятна масла, мазута, креозота, которым пропитываются шпалы, мелкие частицы путевого балласта, угля, пыли, растительности и т. п. Осмотр одежды, обуви и головного убора производится также с целью выявления признаков, сходных с теми, которые описаны очевидцами, видевшими преступника на месте происшествия.
При осмотре содержимого карманов одежды задержанного, сумок, рюкзаков и т. д. надо обращать внимание на остатки различных веществ, унесенных с места происшествия: клочки бумаги, инструменты и другие технические средства совершения крушения. Так, при осмотре места обрыва провода диспетчерского контроля и линии автоблокировки на Бакинской железной дороге были обнаружены остатки костра и клочки газеты. У подозреваемого «Б» при личном обыске обнаружили такие же клочки газеты. Эксперт дал заключение, что все эти обрывки являются частью одного и того же номера газеты «Бакинский рабочий». Это имело большое значение для разоблачения «Б».
При личном обыске обращается также внимание на открытые участки поверхности рук и лица, проверяется, нет ли на них пятен, царапин и других повреждений, полученных во время совершения преступления (3, с. 121-131).
При обыске в квартире подозреваемого надо искать одежду и обувь, которая была на нем в момент совершения преступления, инструменты и другие технические средства совершения диверсии.
При расследовании подозрительных на диверсию происшествий на железнодорожном транспорте широко используются различные документы, характеризующие техническое состояние и функционирование железнодорожного транспорта, всех его служб и технических средств. Деятельность железнодорожного транспорта регламентируется ведомственными инструкциями и правилами. Нарушение ритмичности, изменение регламента работы железной дороги, обнаружение дефектов в механизмах, их ремонт, замена деталей и т. д. — все это фиксируется в соответствующих документах установленной формы. Следователь, пользуясь этими документами, может быстрее выяснить те или иные обстоятельства преступления.
Одни документы поступают в распоряжение следователя от ведомственной комиссии в соответствии с инструкцией о порядке служебного расследования крушений и аварий на железнодорожном транспорте, другие изымаются на основании и в соответствии с УПК Азербайджанской Республики.
При расследовании рассматриваемой категории дел чаще всего изымаются и используются в ходе следствия документы, характеризующие состояние пути, состав и техническое состояние поезда, движение поездов на данном участке дороги, состояние устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, квалификацию должностных лиц, обслуживающих транспорт, и т. д.
Особенности обыска и выемки при расследовании диверсии, совершенной на воздушных судах. Многие важные вопросы работы служб военной и гражданской авиации обязательно отражаются в различных документах. Обыск и изъятие документов, содержащих данные, имеющие значение для дела, и их последующий следственный осмотр дают возможность получить ценную и объективную информацию об отдельных относящихся к происшествию обстоятельствах. Поэтому необходимо сразу же после получения сообщения о происшествии принять меры для сохранности этих документов и содержащихся в них данных (это можно сделать через сотрудников органов МЧС, МНБ или МВД Азербайджанской Республики, оперативно обслуживающих соответствующее авиаподразделение).
Как правило, при расследовании всех аварий и катастроф производится выемка фонограмм записей переговоров руководителя полетов и диспетчера с экипажем, журнала радиообмена командной радиостанции, полетного листа экипажа.
В зависимости от характера и обстоятельств происшествия для предварительного расследования могут иметь значение:
- документы, отражающие организацию полетов (плановая таблица полетов, суточный план полетов, график планирования приема воздушных судов и др.);
- документы управления и контроля (журнал полученных и отданных диспетчером распоряжений, журнал хронометража полетов, журнал контроля движения судов по воздушным трассам, журнал учета работы радиотехнических средств, средств сигнализации, журнал отзывов командиров воздушных судов и служб аэропорта, акты лабораторного анализа топлива и др.);
- документы, отражающие состояние авиационной техники (журнал учета поломок и отказов авиатехники, журналы учета работ ремонтной мастерской и группы регламентных работ, технические формуляры, аттестаты, паспорта на воздушное судно, отдельные агрегаты, приборы и др.); документы, характеризующие условия полета (журнал учета поступающей на диспетчерские пункты метеорологической информации, бюллетени погоды метеорологической службы и т. п.).
Обязательно следует потребовать и приобщить к уголовному делу акт ведомственного расследования летного происшествия с приложениями к нему и другие материалы административного расследования.
Особенности тактики обыска при расследовании диверсии, совершенной путем повреждения объектов связи. По данной категории уголовных дел, помимо личного обыска подозреваемого, производится обыск по месту его жительства, где, кроме жилых помещений, тщательно обследуются надворные постройки и приусадебный участок.
При обыске прежде всего отыскиваются и изымаются предметы, которые могли быть использованы как орудия преступления для рытья траншеи, повреждения кабеля, взлома ОС (топор, лопата, лом, ножовка и т. п.). Нередко они бывают спрятаны в земле на приусадебном участке подозреваемого (обвиняемого), поэтому при обыске желательно применение металлоискателя (6, 25-26).
Признаками недавнего использования этих предметов являются: наличие на них свежих повреждений (зазубрин, вмятин и т. п.), следов заточки, посторонних частиц (грунта, свинца, битума), отсутствие ржавчины на металлических частях и т. п.
Отысканию и изъятию подлежат также одежда и обувь подозреваемого (обвиняемого) с частицами грунта на них, а также предметы, которые могут свидетельствовать о пребывании подозреваемого (обвиняемого) на месте происшествия: куски кабеля, свинца, выпрямители и усилители, радиодетали, провода, хлорвиниловая изоляция и т. д. Если на месте происшествия обнаружены следы, указывающие на то, что преступник прибыл туда на мотоцикле, мопеде и т. п., в ходе обыска нужно отыскивать и изымать соответствующее следам транспортное средство подозреваемого (обвиняемого).
Анализ изученных уголовных дел по делам диверсионно-террористической направленности и те криминалистические рекомендация, которые применялись при производстве обыска и выемки, дают возможность сделать вывод о необходимости разработки специальной тактики или тактической операции (2, с. 91) «Обыск и выемка» при расследовании рассматриваемой категории уголовных дел.
литературА
1. Алиев Б.А. Некоторые аспекты криминалистической методики расследования преступлений террористического характера // Administrativa un kriminala justiciya. Latvijas Policijas akademijas zinathinski teoteisks žurnals, Riga, 2002, №2, с.19-22
2. Асташкина Е.Н, Марочкин Н.А, Михальчук А.Е, Решетников В.Я. Расследование преступлений. Криминалистические комплексы: Учебно-практ. пособие. М.: Приор-издат, 2003
3. Бугаев К.В., Сажаев А.М. Работа следователя по обнаружению, фиксации и изъятию наркотических средств при осмотре места происшествия и обыска / Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: Межвузовский сборник научных трудов. Омск, Академия МВД РФ, 2003, Вып. 2, с. 121-131
4. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. М.: Экзамен, 2002
5. Дильдин Б.М., Мартынов В.В., Семёнов А.Ю. и др. Взрывные устройства промышленного изготовления и их криминалистическое исследование. М.: ВНКЦ МВД СССР, 1991
6. Кальницкий В.В. Следственные действия: Учебное пособие. Омск: Омская Академия МВД РФ, 2003
7. Луценко В., Моторный И. Антитеррористическая защита гражданских объектов - дело профессионалов // Власть, М., 2001, № 5, с. 66-75.
8. Луценко В.В., Моторный И.Д. Антибомбинг - гражданские технологии противодействия бомбовому терроризму. М., 2000
9. Рыжаков А.П. Обыск: основания и порядок производства. Научно-практическое руководство. Ростов: Феникс, 2006
резюме
В статье рассматриваются неотложные мероприятия, проводимые при расследовании взрывов на взрывоопасном объекте. К ним автор относит обыск, выемку и тщательное изучение технической документации. Необходимо принимать срочные меры к тому, чтобы эта документация не была умышленно уничтожена или изменена.
к.ю.н. Б. Алиев
Summary
The article highlights some tactical measures of grooving during investigation of crimes connected with terrorism.