Некоторые вопросы лицензирования при осуществлении нефтяных операций в Республике Казахстан
Авторы данной статьи Управляющий Партнер С. Жылкайдарова и юрист А. Бультекова своей целью поставили подготовить краткий обзор вопросов лицензирования деятельности, связанной с осуществлением нефтяных операций в Республике Казахстан.
Некоторые вопросы лицензирования при осуществлении нефтяных операций в Республике Казахстан
Авторы данной статьи Управляющий Партнер С. Жылкайдарова и юрист А. Бультекова своей целью поставили подготовить краткий обзор вопросов лицензирования деятельности, связанной с осуществлением нефтяных операций в Республике Казахстан.
Основным законом, регулирующим лицензирование различных видов деятельности, является новый Закон «О лицензировании», принятый 11 января 2007 г. и вступивший в силу 8 августа 2007 г. (далее по тексту - «Закон о лицензировании»).
Необходимо отметить, что ранее действовавший закон «О лицензировании», принятый в 1995 году, не в полной мере отвечал современным требованиям, нынешним условиям бизнеса и поставленным стратегическим задачам перед государственными органами. В связи с этим назрела необходимость принятия нового Закона о лицензировании, который способствовал бы упрощению процедур контроля и регулирования бизнеса. Таким образом, принятие нового Закона было обусловлено рядом следующих причин:
- Отсутствие в старом Законе о лицензировании точного порядка процедуры выдачи лицензий и координации деятельности государственных органов между собой;
- Фактическое дублирование лицензирования рядом других разрешающих процедур и документов (разрешения, заключения, согласования и пр.);
- Отсутствие в старом Законе о лицензировании ответственности за нарушение требований законодательства по выдаче или отказе в выдаче лицензии органами-лицензиарами;
- Неурегулированность постлицензионного контроля, сложность в применении подзаконных актов, регулирующих порядок и процедуры выдачи лицензий и т.д.
Таким образом, Законом о лицензировании введены следующие основные нововведения:
1. изрядно упрощен порядок получения лицензии
Во-первых, четко урегулирован вопрос видов деятельности. Так, в лицензии теперь указывается лицензируемый вид деятельности, а в приложении к ней - подвиды лицензируемой деятельности. При этом, важным моментом является отсутствие лицензионного сбора за выдачу приложения.
Также, Законом о лицензировании вводится принцип «одного окна» при получении лицензии.
Ранее, лицензиатами затрачивалось более месяца на получение различных согласований и заключений различных государственных органов на соответствие регулирующим нормам в определенных сферах и еще месяц на получение самой лицензии. Теперь же лицензиар самостоятельно в течение 30 дней (Прим. 10 дней для субъектов малого предпринимательства) должен направить документы в согласующие органы и получить необходимые заключения с последующей выдачей лицензии или выдачей мотивированного отказа. То есть, помимо значительного сокращения срока выдачи самой лицензии, лицензиат избавляется от необходимости проходить все контролирующие органы, что исключает контакты с государственными органами и способствует снижению бюрократии и коррупции.
2. сокращены и упорядочены лицензируемые виды деятельности
Если на 1 января 2004 года законодательством было определено 176 лицензируемых видов и 900 подвидов деятельности, то новым Законом определено около 100 видов и 249 подвидов лицензируемой деятельности. Таким образом, по сравнению с 2004 годом количество лицензируемых видов и подвидов деятельности сократилось в общей сложности почти в 3 раза.
3. лицензии выдаются без ограничения действия по территории
На сегодня полученная лицензия действует на всей территории Казахстана, тогда как ранее существовали ограничения по территориальному принципу.
Нами приведены лишь основные нововведения Закона о лицензировании. Теперь нам хотелось бы более подробно остановиться на анализе действующей системы лицензирования в Казахстане и рассмотрению некоторых спорных вопросов лицензирования, которые возникают в связи с проведением нефтяных операций в Республике Казахстан.
Одним из наиболее частых и спорных вопросов, встречающихся в практике недропользователей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан, является вопрос о необходимости недропользователю иметь лицензию на осуществление тех или иных видов деятельности в процессе осуществления нефтяных операций.
На практике бытует мнение, что если недропользователь имеет лицензию на пользование недрами и заключил контракт на недропользование, что по своей природе является разрешением государства на осуществление всех необходимых операций при разведке и добыче, то необходимости в получении лицензии на отдельные виды деятельности нет.
В настоящее время в соответствии с ст. 12 Закона о лицензировании наличие лицензии требуется для занятия следующими видами деятельности:
- проектирование (технологическое) и (или) эксплуатация горных производств:
- проектирование добычи твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), нефти, газа, нефтегазоконденсата;
- составление проектов и технологических регламентов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, нефтегазовых месторождений;
- составление технико-экономического обоснования проектов разработки месторождений твердых полезных ископаемых, нефтегазовых месторождений;
- добыча твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), нефти, газа, нефтегазоконденсата;
- добыча нефти, газа, нефтегазоконденсата;
- ведение технологических работ на месторождениях;
- каротажные работы в нефтяных, газовых скважинах;
- прострелочно-взрывные работы в нефтяных, газовых скважинах;
- бурение нефтяных, газовых скважин, в том числе на море и внутренних водоемах;
- повышение нефтеотдачи нефтяных пластов и увеличение производительности скважин и иные виды работ.
На наш взгляд, необходимо разграничивать понятия лицензии на пользование недрами и контракта на недропользование и лицензии на право занятия определенными видами деятельности.
Так, согласно Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 27 января 1996 г. № 2828 «О недрах и недропользовании» в редакции на момент введения его в действие лицензия на пользование недрами представляет собой , а контракт на недропользование, в свою очередь, закрепляет собой договорные отношения в процессе осуществления операций по недропользованию. При этом, реализация недропользователем своего права недропользования ограничивается правами владения и пользования недрами в пределах Контрактной территории.
Согласно определению лицензии, данном в Законе о лицензировании, лицензией признается разрешение, выдаваемое соответствующим лицензиаром физическому или юридическому лицу на занятие отдельным видом деятельности.
Как мы видим, из приведенных выше понятий и определений, основополагающим критерием в разграничении понятий лицензирования недропользования и лицензирования видов деятельности является то, что правоустанавливающими документами на недропользование устанавливаются права владения и пользования недрами, тогда как лицензия на отдельные виды деятельности устанавливает разрешение на занятие ими, следовательно, если недропользователь осуществляет лицензируемые виды деятельности, то он обязан получить лицензию на занятие такими видами деятельности.
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса необходимо разделять кем непосредственно осуществляются лицензируемые виды деятельности. В случае, если данные виды работ осуществляются силами подрядчика, то есть компанией, имеющей договор об оказании услуг недропользователю на выполнение лицензируемых работ, то наличие лицензии у такого подрядчика обязательно. Тогда как, необходимости в получении лицензии самим недропользователем непосредственно не осуществляющим данные виды работ нет. В случае же, если подрядчиком выполняется лишь ряд работ (например, бурение нефтяных скважин, ведение технологических работ), а добычу осуществляет сам недропользователь своими силами, то, в этом случае, получение лицензии недропользователем на виды деятельности, осуществляемыми им самостоятельно, по нашему мнению, требуется.