Борьба с преступными деяниями, связанными с религией, должна усилиться
Глобальные процессы, происходящие в природе и в обществе, отражаются в увеличении преступности и появлении ее новых опасных и тяжелых видов. Из года в год наблюдается очевидный рост числа преступлений на религиозной почве в связи с интеграцией последних с иными видами опасных преступлений. Соискатель Института Философии и Политико-правовых Исследований Национальной Академии Наук Азербайджана Ганиев Фаиг Асад оглы остановился на проблемах определения криминологических аспектов и аспектов уголовного права.
Борьба с преступными деяниями, связанными с религией, должна усилиться
Глобальные процессы, происходящие в природе и в обществе, отражаются в увеличении преступности и появлении ее новых опасных и тяжелых видов. Из года в год наблюдается очевидный рост числа преступлений на религиозной почве в связи с интеграцией последних с иными видами опасных преступлений. Соискатель Института Философии и Политико-правовых Исследований Национальной Академии Наук Азербайджана Ганиев Фаиг Асад оглы остановился на проблемах определения криминологических аспектов и аспектов уголовного права.
Позитивная и негативная роли религии как одной из форм общественного сознания веками являлись темой исследований. Тем не менее, роль религии в преступности, ее сущность, явление, развитие, особенности преступлений на религиозной почве, квалификационные проблемы и вопросы ответственности за деяния, проблемы предотвращения преступлений на религиозной почве не были исследованы, несмотря на свою актуальность. Анализ этих проблем и определение криминологических аспектов и аспектов уголовного права в процессе их решения чрезвычайно важны. Образование светского государства в Азербайджанской Республике (далее - АР), после провозглашения государственной независимости, нашло свое выражение в новой конституции страны, в которой не допускается превосходство одной религии над другой, то есть никакая религия не определена как государственная или обязательная, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.
Обеспечение прав и свобод человека, являющееся великим достижением человечества, объявлено одной из высших целей Азербайджанского государства. Согласно со статьей 48 Конституции АР, каждый обладает свободой совести, граждане вправе свободно определять свое отношение к религии, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения по отношению к религии. Реализация этих норм, известных как «свобода совести», совершение религиозных обрядов являются свободными, если не нарушают общественный порядок или не противоречат общественной нравственности. Вместе с тем, вероисповедание и религиозные убеждения не могут служить оправданием для правонарушений.
На основании статьи 18 Конституции АР, в нашей стране религия отделена от государства и все вероисповедания равны перед законом. Провозглашение светского государственного устройства определяет отношение государства к религии. В АР запрещаются распространение и пропаганда религий, унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности. После провозглашения государственной независимости АР, 20 августа 1992 года, был принят закон «О вероисповедании».
Известно, что предотвращение явлений, идущих вразрез с принципами гуманизма, и защита общественной морали являются основной задачей каждого государства.
В целях обеспечения государственного контроля над разрешением проблем распространения и пропаганды религий, в АР был образован Государственный Комитет по Религиозным Делам.
Статья 48 Конституции, регулирующая социальные отношения в сфере свободы совести в АР, отвечает требованиям статьи 18 Международного Пакта «Социальные и политические права», Декларации ООН «Искоренение всех форм дискриминации и нетерпимости по признакам религии и убеждений» и статьи 9 Европейской Конвенции «Защита прав человека и основных свобод».
Согласно этому положению, граждане АР имеют права на свободу мысли, совести и религии. Каждый имеет право свободно определять свое отношение к религии, исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, в публичном или частном порядке, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Каждый имеет право исповедовать или не исповедовать любую религию, проводить религиозные обряды, менять религию, вести атеистическую пропаганду, пропагандировать свою религию, создать религиозную организацию и реализовать религиозную культурно-просветительную деятельность. Граждане, независимо от их религиозных убеждений, равны перед законом.
Согласно статье I Закона АР «О свободе вероисповедания», каждый самостоятельно определяет свое отношение к религии, обладает правом индивидуально или вместе с другими исповедовать любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии. Не допускаются какие-либо препятствования на пути к определению каждым лицом своего отношения к религии, к исповедованию религии, участью в богослужениях, отправлению религиозных обрядов и ритуалов, к изучению религии. Запрещается пропаганда религиозных вероисповедование с применением религиозного насилия или сеяния раздора между людьми в целях изменения их религиозного образа жизни, принуждение к религиозному вероисповеданию. Осуществление свободы вероисповедания может быть ограничено только по соображениям государственной и общественной безопасности и в случаях необходимости защиты прав и свобод, согласно международным обязательствам АР.
Запрещается ведение религиозной пропаганды иностранцами и лицами без гражданства. Родители или лица, их заменяющие, могут воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии по взаимному согласию. Также согласно 4-й статье настоящего Закона, граждане АР равны перед законом во всех областях политической, экономической, социальной, культурной жизни, независимо от отношения к религии. Иными словами, граждане, независимо от того, являются ли они атеистами или последователями какой-либо религии, обладают свободой в реализации свобод и прав, установленных законом. Все эти предписания не несут декларативный характер. Свобода совести и вероисповедания граждан гарантируется также во время прохождения воинской службы и даже во время отбывания наказания в местах лишения свободы. Согласно статье 13 Кодекса «Об исполнении наказаний», принятого 14 июля 2000 года, каждый заключённый обладает свободой совести и вероисповедания. Ныне во многих исправительно-трудовых учреждениях имеются места для совершения религиозных обрядов.
После провозглашения Азербайджаном государственной независимости, неоднократно имели место прибытие в страну миссионеров, попытки разузнать государственные тайны, случаи изменения своих религиозных убеждений отдельными лицами. В целях предотвращения незаконных деяний, связанных с религией, в Уголовном кодексе (далее - УК) АР, принятом 30 декабря 1999 года и вступившем в силу 1 сентября 2000 года, был предписан ряд норм. Ст. 167 «Воспрепятствование совершению религиозных обрядов» и ст. 168 «Посягательство на права граждан под предлогом совершения религиозных обрядов» УК АР предусматривают уголовную ответственность за соответствующие нарушения.
УК АР условно делит преступления на религиозной почве на две группы: деяния, имеющие отношение к религии, и деяния, напрямую связанные религией. Вышеуказанные 2 статьи касаются уголовных деяний, имеющих отношение к религии. Кроме этого, ст. 13 «Геноцид», ст. 104 «Подстрекательство к совершению геноцида», ст. 109 «Преследование «, ст.154 «Нарушение равноправий граждан», ст. 283 «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» УК АР, определяют ответственность за преступные деяния, напрямую связанные с религией.
В целях обеспечения реальных условий для свободы совести граждан, провозглашенной Конституцией АР, и для представления реальных гарантий этому праву, статья 167 УК АР предусматривает применение ответственности за незаконное воспрепятствование совершению религиозных обрядов. Известно, что при этом имеется в виду совершение религиозных обрядов, ритуалов, собрания и проведение других законных религиозных мероприятий. Иными словами, статья касается незаконного воспрепятствования совершению религиозных обрядов, не нарушающих требований законодательства о свободе вероисповедания. К числу таких действий относятся: незаконное закрытие мест религиозных молитв, мест паломничества, запрещение свободного посещения объектов, где совершаются молитвы, создание искусственных препятствий на пути организации религиозных мероприятий, преследование организаторов этих мероприятий и лиц, участвующих на этих собраниях, применение сил против них, клевета, угроза в связи с распространением разоблачительной информации, а также принятия незаконных распоряжений, приказов и директив по этим вопросам со стороны государственных органов или должностных лиц.
Ст. 168 УК АР подразумевает применение ответственности за посягательство на права граждан под предлогом совершения религиозных обрядов. Так, создание группы, функционирующей под предлогом распространения религиозных конфессий и совершения религиозных обрядов, и нарушающей своей деятельностью общественный порядок, либо причиняющей вред здоровью граждан, нарушающей права граждан, независимо от формы нарушения, а также отвлекающей граждан от исполнения ими установленных законом обязанностей, а равно руководство такой группой или участие в ней, считаются уголовными деяниями и составляют объективную сторону преступления.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение подобных деяний считается отягчающими признаками и приводит к применению ответственности согласно статье 168.2 УК.
Ст. 283 УК АР, наряду с вопросами национальной и расовой вражды, рассматривает также вопросы вражды религиозной и, считая ее опасной, предусматривает уголовную ответственность за ее распространение. Такими действиями являются действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды: очевидное неуважение к традициям, образу жизни и быту представителей различных народов, пропаганда идей, провозглашающих ненависть, пропаганда расизма, оскорбление национальных и религиозных лидеров наций, разрушение национальных и религиозных центров, религиозных памятников, унижение людей по признаку их религиозной принадлежности, высмеивание их традиций, ограничение их прав на труд, обучение, избирательного права и т. д., по признаку их религиозной принадлежности. Применение насилия, угрозы применения насилия, использование служебного положения при совершении подобных деяний, а также совершение их организованной группой, считаются отягчающими обстоятельствами и относятся к диспозиции.
Вышеперечисленные преступные деяния нашли свое отражение в разных статьях УК.
Следует отметить, что помимо отмеченных, в качестве деяний, напрямую связанных с религией, могут быть совершены также деяния, указанные в других статьях УК.
В последнее время наиболее часто встречается явление религиозного терроризма. Многие террористические группы, сформированные на религиозной почве, указывают на создание новых опасных видов преступных организаций и преступлений, связанных с религией. С этой точки зрения, религия, являющаяся важным идеологическим средством, должна быть исследована как криминогенный фактор. Также следует принять меры для усиления борьбы с вышеперечисленными явлениями.
Некоторые политологи необоснованно считают, что исламский фундаментализм являются антропологическим феноменом. В. Сибирский считает, что исламский фактор является для России наиболее опасным. Но, несмотря на необоснованность всех этих доводов, число, опасность и масштаб преступлений, совершенных на религиозной почве, в мире, регионе и стране с каждым днем увеличивается. Поэтому сущность, явление, особенности и направление развития таких преступлений, преодоление препятствий в борьбе с ними должны быть исследованы. Также обязательно принятие мер в целях их предотвращения.
Список использованной литературы
1. Закон Азербайджанской Республики «О вероисповедании» от 20 августа 1992 года. Баку: Ганун, 1999 г.
2. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года. Баку: Ганун, 2008 г.
3. Кодекс об исполнении наказаний от 14 июля 2000 года. Баку: Ганун, 2000 г.
4. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года. Баку: Дигеста, 2000 г.
Резюме
Позитивная и негативная роли религии как одной из форм общественного сознания веками являлись темой исследований. Тем не менее, роль религии в преступности, ее сущность, явление, развитие, особенности преступлений на религиозной почве, квалификационные проблемы и вопросы ответственности за деяния, проблемы предотвращения преступлений на религиозной почве не были исследованы, несмотря на свою актуальность. Статья повествует о борьбе с преступлениями на религиозной почве.
Научный руководитель д.ю.н. Б.Захидов
Summary
After declaration of independence of the Azerbaijan Republic the Law «On Freedom of Religion» was adopted, dated 20 August, 1992. According to the legislation of the Azerbaijan Republic the religion is not determined as the state religion or compulsory one. The article highlights the struggle against crimes connected with religion.