Коррупция как коррозия устоев общества и государства
Коррупция
как коррозия
устоев общества и государства
Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела»[1]. Однако размеры коррупции в разное время и в разных странах не одинаковы, что определяется рядом обстоятельств. Коррумпированность правящих кругов всегда представляет серьезную опасность для государства. Подробно на этой теме остановился начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний Костанайского юридического института Комитета УИС МЮ Республики Казахстан, кандидат юридических наук, майор юстиции Ш.Ш. Шаяхметов.
Коррупция
как коррозия
устоев общества и государства
Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела»[1]. Однако размеры коррупции в разное время и в разных странах не одинаковы, что определяется рядом обстоятельств. Коррумпированность правящих кругов всегда представляет серьезную опасность для государства. Подробно на этой теме остановился начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний Костанайского юридического института Комитета УИС МЮ Республики Казахстан, кандидат юридических наук, майор юстиции Ш.Ш. Шаяхметов.
Наиболее пораженными являются государственные структуры, связанные с рассмотрением и решение вопросов приватизации, финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, создания и регистрации коммерческих организаций, лицензирования и квотирования, внешнеэкономической деятельности, распределения фондов, проведения земельной реформы.
Общеизвестно, что проблема борьбы с коррупцией уже стала одной из самых актуальных не только применительно к правоохранительной системе, но и для всех органов государственного управления нашего государства, стран ближнего и дальнего зарубежья. Не случайно Восьмой конгресс Организации объединенных наций, посвященный предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» отметил, что проблемы коррупции в органах государственной власти и управления носят всеобщий характер. Это, на наш взгляд, можно объяснить прежде всего тем, что коррупционные правонарушения, независимо от того, в какой стране или представителем какого государственного органа они совершаются, носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире.
Это подтверждается исследованиями, как казахстанских ученых, так и исследователями данной проблемы других стран. В частности, эксперты международной организации «Transparency International» в ходе своих исследований коррупционных проблем пришли к выводу о том, что в настоящее время мир переживает коррупционный кризис и злоупотребления властью не прекращаются ни в развивающемся мире, ни в развитом.
Коррумпированность правящих кругов всегда представляет серьезную опасность для государства. Так, в одном из своих бюллетеней организация «Transparency International» утверждает, что коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам. Исследование, проведенное филиалами этой организации в различных странах мира, показало, что коррупция в государственном секторе независимо от того, происходит это в развитой или в развивающейся стране, принимает одинаковые формы и воздействует на одни и те же сферы.
Масштаб коррумпированности даже труднее оценить, чем размер доходов от большинства транснациональных преступлений.
Недостатка в скандалах в мире нет. Мы были свидетелями предъявления обвинения трети индийского кабинета министров и двум бывшим президентам Южной Кореи, а равно и парламентского расследования в отношении злоупотреблений глав государств в Пакистане и Турции. Президенты Перу и Гватемалы распустили или прекратили работу Конгрессов своих стран и судебных органов по мотиву коррупции. Президент Мексики сложил свои полномочия после того, как его брат был обвинен в получении взяток, в то время как президенты Бразилии и Венесуэлы были подвергнуты процедуре импичмента за злоупотребление своим служебным положением и незаконное обогащение.
Страны переходного периода от плановой экономики к рыночной и от коммунистического управления к парламентской демократии особенно тяжело поражены и коррупцией, и увеличивающимися возможностями для «надвигающегося капитализма», и организованной преступностью.
Скандалы сотрясают также и развитые индустриальные страны. Наиболее сенсационные обнаружения касаются разветвленных сетей, занимающихся незаконными операциями и финансированием политических партий, коррупцией и организованной преступностью. Скандалы по поводу противозаконного финансирования в политических целях, платежей с целью подкупа имели серьезные последствия во Франции, Германии, Великобритании, Испании, Португалии. Во все эти скандалы были вовлечены известные политики и деловые люди. Альянсы профессиональных преступников и видных политиков или политических партий сбросили множество премьер-министров Японии. Премьер-министр Израиля столкнулся с подозрениями о коррупции в свой адрес. В США Белый Дом боролся с предположениями о неправомерных платежах на нужды политических кампаний от иностранных концернов и специальным прокурорским расследованием уайуотерского дела. Ни одна администрация не избежала скандала в связи с коррупцией[2].
В связи с вышеизложенным многие государства принимают серьезные попытки в борьбе с коррупцией. Эта борьба на государственном уровне подразумевает принятие соответствующих законов, введение дополнительных карательных инструментов, использование административного ресурса, привлечение мощных капиталовложений и объединение усилий в области международного сотрудничества с данным явлением.
Секретариат ООН, обобщив опыт разных стран, включил в понятие коррупции следующие составные элементы:
-Хищения, присвоение государственной собственности должностными лицами;
-Злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ);
-Конфликт между общественным долгом и личной корыстью.
Коррупция формирует «двойной стандарт» морали и поведения. Мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, религии, общественного мнения. Она способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране, дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти, и перед преступностью.
В обращении Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева к гражданам республики говорится: «Коррупция все глубже проникает в различные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению бюджета и государственной собственности. А значит, оказывает все более серьезное и негативное влияние на социальную сферу, которая остро нуждается сегодня в средствах. Коррупция сильно ослабляет и производственный сектор, где на многих предприятиях руководит неразвитый или вороватый менеджмент, который ухудшает инвестиционный климат и закрывает дорогу в страну добросовестным инвесторам. Более того, она несет и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, справедливость. Она подтачивает и нравственные ценности, которые, еще не успев принять форму цивилизованных, общечеловеческих, серьезно искажаются»[3].