Закон гарантирует
Республика Узбекистан готовится к выборам. Граждане Узбекистана, обладающие избирательным правом, 23 декабря 2007 года примут участие в выборах Президента Республики Узбекистан. В этой связи трудно переоценить значение глубокого знания и понимания конституционно-правовых основ избирательного права всеми гражданами республики и, особенно, молодыми людьми, которым предстоит впервые принять участие в выборах главы государства. Доктор юридических наук, профессор Х. Адилкариев и кандидат юридических наук, доцент И. Тультеев разъясняют, как в республике реализуются базовые принципы демократических выборов в системе избирательного законодательства Республики Узбекистан.
Закон гарантирует
Республика Узбекистан готовится к выборам. Граждане Узбекистана, обладающие избирательным правом, 23 декабря 2007 года примут участие в выборах Президента Республики Узбекистан. В этой связи трудно переоценить значение глубокого знания и понимания конституционно-правовых основ избирательного права всеми гражданами республики и, особенно, молодыми людьми, которым предстоит впервые принять участие в выборах главы государства. Доктор юридических наук, профессор Х. Адилкариев и кандидат юридических наук, доцент И. Тультеев разъясняют, как в республике реализуются базовые принципы демократических выборов в системе избирательного законодательства Республики Узбекистан.
Выборы являются важным и неотъемлемым элементом функционирования любого демократического государства. От того, насколько они соответствуют общепризнанным принципам избирательного права, напрямую зависят полнота волеизъявления избирателей, объективность подсчета их голосов и, следовательно, качественный состав депутатского корпуса или легитимность главы государства. В свою очередь от членов представительных органов зависит, какие правовые акты будут приняты, как эти органы будут осуществлять свои полномочия и, в конечном счете, каково будет развитие страны и благосостояние народа.
Что же представляют собой конституционно-правовые основы нашего избирательного законодательства, каковы его особенности и требования, насколько они соответствуют международным стандартам в этой области и в чем его отличие от избирательного законодательства других стран?
Прежде всего следует отметить, что основополагающие принципы избирательного права нашли свое отражение в Конституции страны, которая гарантирует право граждан участвовать в управлении делами общества и государства. На сегодняшний день законы о выборах Республики Узбекистан создают равные возможности для номинации кандидатов и все условия для проведения открытых, всеобщих, гласных и демократических выборов. Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными. Статья 117 Конституции Узбекистана гласит, что "...выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Политические партии согласно статье 60 Конституции Республики Узбекистан выражают политическую волю различных слоев и групп и через избранных демократическим путем своих представителей участвуют в формировании государственной власти.
Избирательное право - это совокупность конституционно-правовых норм, направленных на регулирование важнейших общественных отношений, складывающихся при выборах Президента страны, депутатов законодательных и местных представительных органов власти. Этот термин используется также для выражения одного из субъективных прав граждан.
В юридической литературе термин "избирательное право" употребляется в двух смыслах. В объективном смысле он представляет собой систему правовых (в том числе конституционных) норм, определяющих требования, порядок подготовки и проведения выборов. В субъективном смысле есть закрепленное законом право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти. Вышеуказанные принципы избирательного права являются юридической формой выражения (реализации) субъективного избирательного права гражданина. Рассмотрим их подробнее.
Под принципом всеобщности понимается обеспечение доступа к эффективной, беспристрастной и свободной от дискриминации регистрации как для избирателей, так и для кандидатов. Граждане, достигшие соответствующего возраста и выполняющие условия регистрации, должны иметь право участия в выборах. Избирательное законодательство Республики Узбекистан полностью соответствует международным стандартам.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что право избирать (активное избирательное право) имеет всеобщий характер, т.е. им обладают все граждане Узбекистана. Право же быть избранным (пассивное избирательное право) характеризуется следующими требованиями, закрепленными в законодательстве:
1) Закон устанавливает, что Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет;
2) Закон предусматривает также требование постоянного проживания кандидата в Президенты на территории Республики Узбекистан в течение последних десяти лет до дня выборов;
3) Законодательство требует свободного владения государственным языком. В соответствии со ст. 4 Конституции государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
Указанные требования вполне обоснованны и соответствуют международной практике. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан по действующему законодательству не допускается. Между тем зарубежная практика свидетельствует о наличии и других цензов. В ряде стран предусмотрен образовательный ценз, требующий наличия у кандидата на выборную должность высшего образования. Поскольку наша Конституция определяет, что "...все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения", законодательство считает установление образовательного и других цензов ущемлением избирательных прав граждан.
Принцип прямого избирательного права предполагает непосредственное волеизъявление избирателя, когда он напрямую избирает одного из кандидатов. Прямое волеизъявление также означает, что гражданин лично, а не через кого-либо (пусть даже и родственника) принимает участие в выборах. Личность голосующего подтверждается предъявлением паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность в избирательном участке.
Принцип равного избирательного права предполагает участие граждан в выборах на равных основаниях. Реализация данного требования обеспечивается следующими правилами:
Во-первых, каждый избиратель имеет один голос, т.е. может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень.
Во-вторых, голос каждого избирателя независимо от его социального статуса, пола, возраста и других признаков, имеет одинаковый "вес".
Другими словами, закон устанавливает для всех избирателей равные возможности влиять на результаты выборов. Что касается пассивного избирательного права, то здесь принцип равенства проявляется в предоставлении равных возможностей для регистрации кандидатов, равенстве их правовых статусов, равных условиях в ходе предвыборной кампании и подсчете голосов. Указанные положения нашего законодательства полностью согласуются с требованиями международных избирательных стандартов о принципе равенства.
Принцип тайного голосования означает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Свобода волеизъявления граждан обеспечивается созданием таких условий голосования, при которых было бы невозможно проследить, за кого отдает избиратель свой голос.
Такими условиями являются:
во-первых, анонимность, т.е. голосующий никаким образом не указывает на авторство заполнения бюллетеня;
во-вторых, тайность, т.е. индивидуальное голосование в специально отведенном месте.
Для этого избирателю предоставляется кабина для тайного голосования. При заполнении избирательного бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. При этом никто не имеет права требовать информацию о том, за кого голосует избиратель, если только он сам не пожелает сообщить об этом.
Важнейшим принципом избирательного права является принцип гласности при подготовке и проведении выборов. Статья 5 Закона Республики Узбекистан "О выборах Президента Республики Узбекистан" закрепляет принцип гласности при подготовке и проведении выборов. В ней говорится, что подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе: образовании избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, итогах голосования и выборов. Средства массовой информации страны освещают ход подготовки и проведение выборов. Во всех мероприятиях, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.
Принцип свободных выборов означает:
во-первых, добровольность участия избирателей в голосовании,
во-вторых, наличие свободы выбора при этом.
Добровольность участия в голосовании предполагает, что избиратель сам решает - участвовать или не участвовать в выборах.
Конечно, это предполагает понимание значимости исполнения своего гражданского долга и моральной ответственности за результаты выборов. В некоторых странах (например, Австрии, Италии) голосование определено как юридическая обязанность гражданина, неисполнение которой влечет санкции, например, штраф. Наше законодательство полагается на гражданскую ответственность. Свобода выбора при голосовании обеспечивается альтернативностью выборов, т.е. законодательным закреплением положения о возможности регистрации по избирательному округу двух и более кандидатов.
В Узбекистане выборы основываются на мажоритарной избирательной системе. В ее основе лежит принцип большинства голосов, т.е. избранными являются кандидаты (в Президенты, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и местные представительные органы), получившие большинство голосов по избирательному одномандатному округу.
При этом процент голосов, поданных за кандидата, должен превышать 50 процентов всех поданных голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в них более 33 процентов избирателей, внесенных в соответствующие списки.
Избирательное законодательство устанавливает срок полномочий представительных органов - 5 лет. Дата выборов точно указана в Конституции - первое воскресенье третьей декады декабря в год истечения срока их полномочий. Закрепление этой даты в Конституции имеет важное значение, поскольку служит гарантией своевременного проведения выборов и обеспечивает таким образом принцип периодичности и сменяемости представительных органов - неотъемлемое требование любого демократического общества.
Для организации выборов в республике на постоянной основе функционирует Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан. Она избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса.
Центральная избирательная комиссия образуется для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, депутатов Олий Мажлиса, а также референдума Республики Узбекистан. Основными принципами ее деятельности являются законность, коллегиальность, гласность, независимость, справедливость.
Центральная избирательная комиссия призвана способствовать осуществлению демократических принципов избирательной системы, обеспечивать возможность свободного волеизъявления избирателей.
Важнейшим этапом выборов является выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты. Наше избирательное законодательство определяет две группы субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов в Президенты:
1) политическая партия, зарегистрированная в качестве таковой не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании;
2) инициативная группа избирателей в количестве не менее трехсот избирателей, которой выдвигается кандидат в Президенты.
Со дня регистрации кандидатов в Президенты начинается предвыборная агитация, т.е. деятельность граждан, кандидатов и их представителей, политических партий, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных депутатов (кандидатов) или против них. При этом лицам, осуществляющим агитацию, предоставляются равные права и возможности, в том числе материально-технические. Запрещается при проведении агитации предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров и услуг (кроме информационных), а также выплата денежных средств. Не могут участвовать в агитации члены избирательных комиссий, государственные служащие при исполнении своих обязанностей.
За пятнадцать дней до даты голосования для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии вывешиваются списки избирателей. Комиссия оповещает избирателей о месте и времени ознакомления со списком избирателей. Избиратели могут заявить в избирательную комиссию об ошибке или неточности в списках избирателей, которые должны быть устранены в течение 24 часов.
Следующая стадия - голосование, т.е. процедура, обеспечивающая точную фиксацию воли избирателя по выбору того или иного кандидата. Голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов. Избиратель должен проголосовать (заполнить избирательный бюллетень) лично, кроме случаев, когда он не имеет физической возможности заполнить его самостоятельно. В случае порчи бюллетеня он может быть заменен новым.
Если избиратель не имеет возможности проголосовать по месту жительства, он может затребовать у участковой избирательной комиссии по месту жительства избирательный лист, принять решение и оставить его комиссии в закрытом конверте.
Подсчет голосов избирателей проводится членами участковой избирательной комиссии открыто и гласно. Он начинается непосредственно после окончания времени голосования и проводится без перерыва. О результатах должны быть извещены все члены комиссии и наблюдатели. Для этого составляется протокол об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в окружную избирательную комиссию, а второй остается в участковой комиссии. Еще один экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. В окружной избирательной комиссии на основании протоколов, поступивших из участковых комиссий, путем сложения содержащихся в них данных определяется количество голосов, поданных за каждого кандидата.
В первую очередь устанавливается вопрос о признании выборов состоявшимися либо не состоявшимися. В случае признания выборов не состоявшимися или недействительными, проводятся повторные выборы. В случае, если ни один кандидат не набрал более половины голосов избирателей, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов, так называемый второй тур голосования. Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее тридцати трех процентов избирателей, внесенных в списки.
Таким образом, можно констатировать, что в Республике Узбекистан Конституция и избирательное законодательство подробно и демократично регламентируют избирательный процесс, создавая тем самым правовую базу для честного и ответственного формирования органов государственной власти.
Итак, система избирательного законодательства Узбекистана отвечает всем требованиям и стандартам международного права в области прав человека. Государство гарантирует реализацию избирательных прав граждан. Каждому гражданину обеспечивается судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов и должностных лиц. Поэтому знание избирательных прав, умелая их реализация и, в случае необходимости, защита в установленном законом порядке являются гражданским долгом каждого жителя страны.
Особое место в системе избирательного законодательства занимает Закон Республики Узбекистан "О гарантиях избирательных прав граждан" (от 5-мая 1994-года). Он закрепляет механизм обеспечения и защиты избирательных прав граждан. В Законе утверждается, что избирательные права граждан Республики Узбекистан находятся под защитой государства. Избирателям, независимо от места их нахождения, гарантируется право непосредственно участвовать в референдумах, выборах Президента Республики Узбекистан и представительных органов власти.
Избиратели имеют право на свободу волеизъявления и тайну голосования. Участковые избирательные комиссии организуют голосование в специально отводимых помещениях, обеспечивают гражданам возможность свободного и тайного волеизъявления. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается (статья 7 Закона).
Для проведения предвыборных встреч органы государственной власти обязаны предоставить избирателям оборудованные помещения, необходимые справочные и информационные материалы. О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается заблаговременно (ст. 13 Закона).
Гласность хода избирательной кампании и право граждан на получение правдивой информации также законодательно гарантируется. Избиратели, не имеющие возможности прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, имеют право обратиться с соответствующей просьбой в участковую избирательную комиссию, которая обязана организовать голосование в месте проживания этих избирателей (ст. 19 Закона).
Каждому гражданину Республики Узбекистан гарантируется судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Гарантии прав ценны своей реальностью. Любая правовая норма реализуется благодаря наличию разумных санкций. Исходя из этого законодательство четко устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению гражданами права избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, вести предвыборную агитацию, а также подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов, допущение иных нарушений законов о референдуме, выборах Президента, в представительные органы власти влекут ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан.
Согласно Конституции единственным источником государственной власти является народ и осуществляется она в его интересах исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией. Таким образом, демократическое по сути законодательство и конституционно-правовые гарантии избирательных прав граждан позволяют утверждать, что в Республике Узбекистан в полной мере реализованы базовые принципы демократических выборов.