Приказное производство в гражданском процессе
Акт судьи, вынесенный по заявлению взыскателя о взыскании денежных сумм или истребовании имущества от должника по бесспорным требованиям без вызова должника и взыскателя для заслушивания их объяснений и без судебного разбирательства, в юридической практике относится к приказному производству.
Р.С. Нургалиева, заместитель директора юридического департамента ОАО "Народный банк Казахстана"
Приказное производство в гражданском процессе
Акт судьи, вынесенный по заявлению взыскателя о взыскании денежных сумм или истребовании имущества от должника по бесспорным требованиям без вызова должника и взыскателя для заслушивания их объяснений и без судебного разбирательства, в юридической практике относится к приказному производству.
Предметом приказного производства является бесспорность материально-правовых отношений, при которых должник явно не оспаривает требований кредитора-заявителя, либо молчит, никак не выражая своего отношения к этому требованию, однако ничего не делает для возврата денег или имущества. Поэтому вмешательство суда в такое материальное правоотношение преследует лишь одну цель: устранить неопределенность во взаимоотношениях сторон путем подтверждения правоты заявителя выдачей ему судебного приказа.
Такое процессуальное действие установлено статьей 139 ГПК РК, которая гласит, что судебный приказ представляет собой акт судьи, вынесенный по заявлению взыскателя о взыскании денежных сумм или истребовании имущества от должника по бесспорным требованиям без вызова должника и взыскателя для заслушивания их объяснений и без судебного разбирательства. При этом судебный приказ имеет силу исполнительного документа, и взыскание по нему производится после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Согласно статье 145 ГПК РК судебный приказ по существу заявленного требования выносится судьей в течение трех дней со дня поступления заявления в суд. Следует отметить, что при исковом производстве данный срок может составлять до 2-х месяцев с учетом статьи 174 ГПК РК.
Процедуры в приказном производстве
В первую очередь они состоят в незамедлительном направлении судьей копии приказа должнику с уведомлением о вручении. При этом должник вправе в десятидневный срок со дня получения копии судебного приказа направить в суд, вынесший приказ, возражения против заявленного требования с использованием любых средств связи (ст. 147 ГПК РК).
Если от должника в установленный десятидневный срок поступят возражения против приказа, судья выносит определение об отмене судебного приказа и разъясняет, что заявленное требование взыскателя может быть предъявлено в порядке искового производства (ст. 148 ГПК РК).
Если в установленный срок от должника не поступит в суд возражение, судья выдает взыскателю судебный приказ, заверенный печатью суда, для предъявления его к исполнению (ст. 149 ГПК РК).
Далее в свои права вступает исполнительное производство.
Исполнительное производство
Приказное производство по праву считается достаточно легким в решении извечных проблем затяжных судебных тяжб. Почему же приказное производство практически не действует?
Рассмотрим, когда в соответствии с законом допускается вынесение судом приказа. Так, статьей 140 ГПК РК установлено, что судебный приказ выносится:
1) если требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
2) если требование основано на письменной сделке и признано ответчиком;
3) если требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом;
4) если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;
5) если заявлено требование о взыскании с граждан и юридических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам;
6) если заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей;
7) если заявлено требование органом внутренних дел или финансовой полиции о взыскании расходов по розыску ответчика или должника;
8) если заявлено требование ломбарда к должнику-залогодателю об обращении взыскания на предмет залога.
Для кредитора - юридического лица представляют практический интерес две первые ситуации, то есть вынесение приказа на основании нотариально удостоверенной сделки или на основании письменной сделки и признании долга ответчиком.
Пример.
Банк при выдаче займа клиенту заключает с ним соответствующий договор займа и может его удостоверить у нотариуса, а может и не удостоверять данную сделку, поскольку закон к этому не обязывает.
В первом случае, то есть при нотариальном удостоверении договора займа, банк, при нарушении заемщиком сроков возврата займа, может обратиться непосредственно с заявлением в суд в рамках приказного производства. Причем от банка не потребуется предъявления суду документа, подтверждающего признание ответчиком заявленного банком требования по договору займа.
Во втором случае банк, помимо представления в суд заявления и договора займа, должен будет представить суду письменный документ, подтверждающий признание должником наличие долга по договору. Как правило, таким признанием является либо ответ на заявленную банком претензию, где должник достаточно ясно указывает на признание требования банка, но при этом может объяснять причины нарушения условий договора или просит продлить срок возврата займа.
Процедура подачи в суд заявления о выдаче приказа
Содержание заявления должно соответствовать требованиям статьи 141 ГПК РК. В нем должно быть указано:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения, реквизиты юридического лица;
3) наименование должника, его место жительства или место нахождения, реквизиты юридического лица;
4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;
5) перечень прилагаемых документов, подтверждающих заявленное требование.
Заявление подписывается взыскателем или его представителем. К заявлению, подаваемому представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия.
Статья 143 ГПК РК устанавливает основания для отказа суда в принятии или возврате заявления о вынесении судебного приказа, а именно по основаниям, предусмотренным статьями 153 (отказ в принятии искового заявления), 154 (возвращение искового заявления) ГПК РК, а также в случаях, если:
1) заявленное требование не предусмотрено статьей 140 ГПК РК;
2) должник находится вне пределов юрисдикции судов Республики Казахстан;
3) не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;
4) усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов;
5) форма и содержание заявления не отвечают требованиям статьи 141 ГПК РК;
6) заявление не оплачено государственной пошлиной.
Вот здесь в 6 пункте и кроется проблема. Вопросы размера государственной пошлины в настоящее время регулируются исключительно Налоговым кодексом Республики Казахстан, а если быть более точным, то статьями 495 и 496.
Так, согласно статье 495 НК РК объектами взимания государственной пошлины в судах являются подаваемые в суд исковые заявления, заявления (жалобы) по делам особого производства, кассационные жалобы, а также выдача судом копий (дубликатов) документов.
Статьей 496 НК РК установлены следующие ставки государственной пошлины в судах:
1. С подаваемых в суд исковых заявлений, с заявлений (жалоб) по делам особого производства, кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:
1) с исковых заявлений имущественного характера:
- для физических лиц - 1 % от суммы иска;
- для юридических лиц - 3 % от суммы иска;
2) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц - 30 %;
3) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц - 500 %;
4) с исковых заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок:
- для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,1 % от начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени) и штрафов, указанных в уведомлении;
- для юридических лиц - 1 % от начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени) и штрафов, указанных в уведомлении;
5) с исковых заявлений о расторжении брака - 30 %.
6) с исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет, - согласно подпункту 1) ст. 496 НК РК;
7) с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилых помещений, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке - 50 %;
8) с заявлений (жалоб) по делам особого производства - 50 %;
9) с кассационных жалоб на решения суда - 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;
10) с частных жалоб на определение суда по вопросу о выдаче дубликата исполнительного листа - 500 %;
11) за повторную выдачу копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений суда, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, - 10 % за каждый документ и, кроме того, 3 % за каждую изготовленную страницу;
12) с заявлений о признании юридических лиц банкротами - 500 %.
Итак, согласно ГПК РК производство в суде первой инстанции включает в себя четыре вида:
1. Приказное производство;
2. Исковое производство;
3. Особое исковое производство;
4. Особое производство.
Как видно из содержания статей 495 и 496 Налогового кодекса, заявления о выдаче приказа по делам приказного производства не являются объектами государственной пошлины, поэтому и не предусмотрена ставка государственной пошлины за подачу данного заявления, в отличие от остальных видов производств в суде первой инстанции (исковое, особое исковое, особое).
По этой причине на сегодняшний день суды при принятии заявлений о выдаче приказов вынуждают заявителя-кредитора оплачивать государственную пошлину в размере, аналогичном для подаваемых исковых заявлений имущественного характера, то есть 3 % от суммы иска - для юридических лиц.
При этом можно вспомнить размер государственной пошлины при подаче заявлений о вынесении судебного приказа, применявшийся в приказном производстве вплоть до принятия Налогового кодекса Республики Казахстан, то есть до 01 января 2002 года. Согласно п. 1 ст. 142 ГПК РК (исключенного Законом РК от 24 декабря 2001 года № 276-2) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в связи с принятием Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс) заявление о вынесении судебного приказа оплачивалось государственной пошлиной в размере 50% ставки, исчисленной исходя их оспариваемой суммы, при обращении в суд с иском в порядке искового производства, то есть в нашем примере 1,5% от суммы иска имущественного характера для юридических лиц. Но в результате отмены пункта 1 ст. 142 ГПК РК ставка государственной пошлины при подаче заявления о вынесении судебного приказа исчезла и ничем не была заменена.
А как у соседей?
Рассмотрим в качестве примера гражданское процессуальное законодательство России и Республики Беларусь касательно вопроса уплаты государственной пошлины в приказном производстве.
В ст. 125-5 ГПК РФ "Государственная пошлина" предусмотрено, что заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50% ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в порядке искового производства. То есть, как мы видим, российским гражданским процессуальным законодательством установлена норма, ранее присутствовавшая и в п.1 ст. 142 ГПК РК.
В Республике Беларусь ставки государственной пошлины регламентируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1993 года № 105 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.04.01 г.). Согласно п.3.4. перечня ставок государственной пошлины, утвержденного указанным постановлением, с заявлений о возбуждении приказного производства взимается государственная пошлина в размере 5 минимальных заработных плат.
Как соотнести нормы ГПК РК и НК РК?
Сравним нормы ст. 143 ГПК РК (отказ в принятии заявления при неоплате государственной пошлины) и ст. ст. 495 и 496 Налогового кодекса Республики Казахстан. В первом случае закон усматривает неуплату государственной пошлины как основание для отказа в выдаче приказа, но не содержит размер данной государственной пошлины. Во втором случае закон, в котором указаны все объекты и ставки государственной пошлины, не содержит не только размера ставки пошлины за выдачу приказа суда, но и вообще не предусматривает данного объекта взимания государственной пошлины. Более того, статьей 2 НК РК прямо установлено, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных Кодексом. При наличии противоречия между Налоговым кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса.
Считаю, что вопрос уплаты государственной пошлины в приказном производстве должен решаться строго в соответствии с нормой п. 2 ст. 6 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах": при наличии противоречия в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее, то есть Налогового кодекса Республики Казахстан. Следовательно, требование судов об уплате государственной пошлины при подаче заявлений о выдаче приказа не основано на законе и не должно исполняться.
Внести ясность в вопрос правомерности уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд о выдаче приказа в рамках приказного производства может только Пленум Верховного Суда Республики Казахстан или непосредственно законодатель.
Р.С. Нургалиева, заместитель директора юридического департамента ОАО "Народный банк Казахстана"