Источник правовых систем. Д. Г. Шубин. Опубликовано: Журнал «Юрист» № 10, октябрь, 2002 г.
"Дух" юридизма, который унаследовала Европа от Древнего Рима, многие тысячелетия определял направление мировой истории.
Есть редкие, необычные явления в человеческой истории. Их сущность состоит в том, что они неисчерпаемы. Они не только не ушли в прошлое, но и через тысячелетия продолжают оказывать значительное влияние на действительность. К таким явлениям, несомненно, принадлежит и римское право - теоретический и терминологический источник множества национальных правовых систем современности. Однако этим его значение далеко не исчерпывается. На самом деле мало кто знает, как глубоко укрепились в сознании людей те понятия и категории, которые были созданы римским правом.
Источник правовых систем
"Дух" юридизма, который унаследовала Европа от Древнего Рима, многие тысячелетия определял направление мировой истории.
Есть редкие, необычные явления в человеческой истории. Их сущность состоит в том, что они неисчерпаемы. Они не только не ушли в прошлое, но и через тысячелетия продолжают оказывать значительное влияние на действительность. К таким явлениям, несомненно, принадлежит и римское право - теоретический и терминологический источник множества национальных правовых систем современности. Однако этим его значение далеко не исчерпывается. На самом деле мало кто знает, как глубоко укрепились в сознании людей те понятия и категории, которые были созданы римским правом.
Сегодня без римского права просто немыслимо то понимание человека, личности, которое сложилось в западной культуре и считается как бы общепринятым и естественным для всех. Но исторически это не совсем верно. И вот тому очевидные доказательства.
Большинство европейских языков для обозначения личности приняли за основу латинский термин "persona", термин, как мы увидим, буквально созданный римским правом. Сам латинский термин не оригинален. Эта калька (подстрочный перевод) греческого "просопон". Что же это такое? "Прос" приставка, указывающая на направление к чему-либо; "оп" - тот же корень, что и в слове "оптический", - то, что видно. "Просопон" - это то, что бросается в глаза, то, что видно глазами, что имеет какую-либо внешнюю форму. Раннее античное употребление термина "просопон" вообще не позволялось переводить как "личность", потому что человеку свойственно несколько таких "просопонов". Например, у Гомера в "Иллиаде" Аякс, смеясь, наводил ужас своими "просопонами" на окружающих. В данном случае "просопон" нельзя перевести как "личность". Личность ведь всего одна. А "просопон" - это либо выражение лица, либо просто наружность.
Даже при изменении значения термина смысл его оставался прежним что-то "внешнее", "наружное". В позднейшей литературе "просопон" выступает уже как профессионально театральный термин, обозначающий маску, используемую в античном театре. Это же значение слова перешло в латинский язык как персона (дословно: "говорящее через" - то есть та же театральная маска). Иными словами, греческое "просопон" и латинское "персона" - это скорее не личность, а личина человека.
Таким образом, в латинский язык, а через него и во многие современные европейские языки понятие "личность" перешло, неся с собой смысловую нагрузку "внешнее", "оболочка".
То обстоятельство, что именно понятие "персона" в латинской культуре стало обозначением субъекта действия, видимо, связано с гипертрофированно-правовым мышлением античного мира. Римское право, несомненно, оказало значительное влияние на формирование представлений позднеримской и средневековой культуры о человеке и его сущности.
Почему же римские юристы употребляли именно этот термин? Задавая этот вопрос, мы подходим к самой сущности права.
Для права человек становится заметен только в том случае, если он выходит из своей скрытости и входит в отношения с другими людьми, в те отношения, которые и регулирует право.
Если право всегда устанавливает чьи-либо обязанности, столь же несомненно, что оно всегда выражает собою чье-либо притязание. Всегда есть две стороны - лицо правомочное, которое может требовать, и лицо или лица обязанные, которые должны исполнить требование. Из всего этого видно, что право неразрывно связано, во-первых, с существованием лица, которое является его обладателем и носителем, и, во-вторых, с существованием общества лиц, в отношении которых это право реализуется. Получается, что всякое право предполагает общество и вне общества представляется невозможным.
Видный немецкий правовед Рудольф Иеринг (1818-1892) писал: "Представим себе лицо, совершенно изолированное, живущее вне всякого общества, вне всякого отношения к другим лицам: такое лицо, очевидно, не обладало бы никакими правами; нельзя говорить о правах собственности такого лица, о его праве на жизнь и т.д., ибо у него нет ближних, которые могли бы признавать или оспаривать эти права. Где нет лица или лиц, обязанных соблюдать чужое право, там нет и лица правомочного, стало быть, нет и самого права" ("Geschichte des Rechts", F/a/M 1976, s. 15).
То есть иными словами, право не замечает человека, когда он один, и когда убеждения человека не проявляются в его действиях, или когда внутренние переживания и события, происходящие внутри человека, не касаются других людей. Право регулирует отношения, или, иначе, те действия, через которые человек вступает в отношения с другими.
"Персона" - маска?
Таким образом, "персона" как "маска" вполне устраивала римских юристов. Уже в Институциях Гая читаем: "Omne autem ius quo utimur, uel ad pertinent, uel ad res uel ad actiones" (Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам. Книга 1, 8. Цитаты по изданию: Гай "Институции". - Москва: Юрист, 1997).
"Главное разделение в праве лиц (de jure ) состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы" (Там же. Книга 1, 9.).
"Именно лицо, удовлетворяющее трем следующим условиям (Nam in cuius tria haec concurrunt): если оно старше тридцати лет, было у господина по праву квиритов и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, или посредством юридического акта, или вследствие занесения в цензорский список или в силу завещания, - то такое лицо признается римским гражданином" (Там же. Книга 1, 17.).
"Следует другое деление в праве лиц (sequitur de jure alia diuisio). Именно: одни лица () самовластны, другие подчинены чужому праву" (Там же. Книга 1, 48.).
То же самое мы видим и в Дигестах Юстиниана: Cum igitur hominum causa omne ius constitutum sit, primo de ица ( statu ac post de ceteris, ordinem edicti perpetui secuti et his proximos atque coniunctos applicantes titulos ut res patitur, dicemus (Так как все право установлено для людей, то сначала мы будем говорить о положении лиц, а потом о прочих предметах, следуя порядку, принятому в Постоянном эдикте. Книга 1, титул 5, 2. Все цитаты даны по изданию "Памятники римского права - Дигесты Юстиниана". - Москва Зерцало, 1998). Итак, извне человек узнаваем и отличим только по своей проявленности вовне, по своей включенности в отношения с другими. Поэтому и сама личность превращается в отношения: начиная уже от Боэция, через западную средневековую философию (в своих вершинах, например в Фоме Аквинском, определившую "название лицо означает отношения" - Summa theol. 1 a, q 29. a 4), через философию нового времени (посвятившую немало времени разработке теории естественного права, разработке различных правовых категорий и институтов), - непосредственно к позитивистам и Марксу с его знаменитым тезисом о "сущности человека как совокупности общественных отношений". (Только в новейшей философии были предприняты попытки радикально пересмотреть термин "личность" и его содержание, однако и философски, и лингвистически смысловая нагрузка понятия полностью так и не была смещена).
С одной стороны, это свидетельства непосредственного влияния римского права на формирование таких представлений о человеке.
Триумфальное шествие римского права
С расширением территории Римское государство включало в себя крупнейшую часть мира, известного в то время. Оно простиралось от Шотландии до Египта, от Гибралтара до южного Кавказа. Под его властью находились области, раскинувшиеся между Средиземным морем и Рейном, Балканский полуостров, Дакия, большая часть Малой Азии и Северная Африка. Ни одна страна средневековой Европы, включая Англию, не избежала влияния римского права.
Под влиянием Италии изучение римского права распространилось в Германии. В университетах открывались кафедры римского права, которые с 15 века (!) были уполномочены давать заключения по спорным вопросам права. Здесь римское право рано проникло в суды и оказало непосредственное влияние на правотворчество. Уже в Швабском Зерцале 1275 года содержится множество прямых и приспособленных к немецким условиям заимствований из Кодификации Юстиниана. С учреждением в 1495 году Имперского суда, рассматривающего дела на основе местного и римского права, последний становится основным источником права для всех судов Германии. Официально оно прекратило свое действие только в 1900 (!) году с ведением гражданского уложения, которое, тем не менее, основано на древнеримских правовых идеях.
В отношении действовавшего права Франция с 13 века делилась на две части - север и юг, где соответственно применялось обычное и римское право. Действие этих двух систем сказалось в дальнейшем на теоретических разработках в законотворчестве. Наука права во Франции была представлена крупнейшими учеными-гуманистами. В частности, выдающаяся роль в изучении римского права и его применении к местным условиям, а также в восстановлении сведений о сочинениях Папиана, Павла, Ульпиана принадлежит Я. Куяцию (умер в 1590 году). Обе системы права действовали вплоть до принятия Кодекса Наполеона 1804 года и были положены в его основу с преобладанием римско-правовых установлений. В свою очередь, Кодекс Наполеона, оказавший огромное влияние на законодательство других стран, лежит в основе большинства последующих кодификаций.
Надо отметить, что в рецепции римского права значительной была роль юристов, в известной степени они предвосхитили ее и стояли в ее авангарде. Уже в 9 веке создается школа в Равенне, а вслед за ней и в Павии, Орлеане и других городах. В этих школах не только изучали и преподавали римское право, в них велась так же большая работа по систематизации римских источников. Существенных результатов в научной разработке римского права достигли так называемые "глоссары", начавшие свою деятельность в возникшем в 11 веке Болонском университете. Научные идеи глоссаров, а затем постглоссаров распространились по всей Европе. Можно сказать, что они (а также ученые-гуманисты) на основе римского права и создали европейскую правовую науку, сделали римскую правовую терминологию юристов большинства европейских народов.
Латынь - язык юристов...
И здесь мы подходим к тому влиянию на представления о человеке в истории мировой культуры, которое римское право оказало опосредовано.
Латинский язык был не только языком юристов. Это был богослужебный язык и язык философии, медицины и политики. Одним словом, очень долгое время латинский язык был средством межнационального общения культурных слоев Европы. Когда аристократы хотели дать своему отпрыску блестящее образование, первым делом его направляли в монастырские школы для углубленного изучения латинского языка. Но дело в том, что методики преподавания языков в средневековой Европе разительно отличались от большинства современных методик. Для изучения брались самые лучшие адаптированные на латинском языке, по которым потом и занимались ученики вместе с наставниками. В подавляющем большинстве это были речи римских судебных ораторов. Так что правовые категории и представления римского права как бы входили в учеников с молоком матери.
Очень долго латинский язык имел большое значение для интеллигенции Европы. Даже в тот период, который принято называть в истории Новое время, большинство научных работ писались на латинском: Бекон, Декарт и Спиноза, Галилей и Ньютон ... Итак, влияние римской правовой культуры на основные категории западной мысли представляется весьма значительным.
Человек есть отношения - вот базовая установка многих европейских философов, и зародилась такая установка именно под непосредственным влиянием римского права.
Но если так, то из этого постулата можно вывести интересные следствия. Во всяком случае, есть определенные основания считать, что такие непохожие на первый взгляд идеи, как "построение социализма" (популярной не так давно), и "права человека" (очень популярная сейчас) в общем-то выходят из одного источника: раз человек есть совокупность отношений (экономических или правовых), то совершенно естественно задаться целью изменить человека к лучшему, меняя его отношения. Государственная власть в таком случае должна обеспечивать формирование новой ткани общественных отношений, и в этих отношениях родится "новый человек". То есть чтобы человеку быть счастливым, ему нужно обеспечить условия социалистического, правового и т.д. (в зависимости от того, какие условия предполагают менять создатели той или иной теории) государства.
Итак, если бы человек сводился только к своим внешним функциям, это было бы справедливо. Однако личность намного глубже своих проявлений. Научные исследования в области психологии в 20 веке это доказали. (Именно поэтому можно приветствовать развитие такой науки, как юридическая психология. Ведь сегодня все хорошо понимают, что для установления объективной истины необходимы не только фактические данные, но и, например, понимание мотивов, которыми руководствовался человек в тех или иных своих действиях).
Так что наследство римского права не всегда легко нести. Иногда оно ставит перед исследователями такие вопросы, ответы на которые, можно сказать заранее, будут неполными. Но даже это лишний раз доказывает, какое большое влияние оказало римское право не только на дальнейшее развитие юриспруденции, но и на те области, которые прямо с правом не связанны.
Д.Г. Шубин