Лента новостей
0

Запрещать хиджаб не надо, но…

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 18.08.2011 02:04 Фото: zakon.kz
Запрещать хиджаб не надо, но…

Запрещать хиджаб не надо, но…
На улицах Алматы и других населённых пунктов страны всё чаще появляются женщины в хиджабах

Запрещать хиджаб не надо, но…


На улицах Алматы и других населённых пунктов страны всё чаще появляются женщины в хиджабах

 

 Spik.kz

 

 

В марте этого года президент страны Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопросы общественности Туркестана, подчеркнул, что он категорически против того, чтобы учащаяся молодёжь носила хиджабы и паранджу. Глава государства отметил, что он категорически против паранджы. «У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам», - сказал Нурсултан Назарбаев. Эти же слова повторил в интервью «Казахстанской правде» председатель Агентства по делам религий К. Лама Шариф: «Казашки в повседневной жизни не закрывали лицо, не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа. Закрывания лица в традиционной казахской среде вообще никогда не существовало».

Появившиеся в последнее время на улицах Алматы, Астаны и других городов женщины в хиджабах вряд ли знают историю собственного народа, если так охотно перенимают обычаи чужих стран. На недавней онлайн-конференции премьер-министр Карим Масимов заявил, что власти не будут запрещать носить хиджаб. И это правильно. Казахстану, объявившему о приоритете демократических ценностей, не к лицу следовать в фарватере таких европейских стран, как Франция, с недавних пор запретившим ношение хиджаба в общественных местах. Однако запрет во Франции и некоторых других европейских странах был введён с учётом традицией государства, в которых нет места подобным атрибутам, подчёркивающим принадлежность к исламу. Это надо понимать чётко. В Казахстане существовали свои традиции. Достаточно сказать, что казашки никогда не носили паранджу, о чём, собственно говоря, и напомнил президент Назарбаев. Попытка же надеть сегодня на казашку хиджаб выглядит в свете глобализации и традиций народа просто нелепой. Вместе с тем мы должны уважительно относиться к всплеску религиозности в массах и действовать не запретами. Прежде всего, следует подчеркнуть, что любая закрывающая лицо одежда не является традиционной для казахских женщин. Можно согласиться с президентом Франции Николя Саркози, который неоднократно заявлял, что любая закрывающая лицо одежда унижает женщину, её достоинство. Запрет на ношение хиджаба порождает протест и ведёт к нагнетанию социальной напряжённости. Отрадно, что власти понимают это. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания участившиеся случаи появления женщин в хиджабах на улицах. Казахстан - светское государство, где не должно быть места проявлению крайностей. Исходя из этого, власти и общественные организации должны больше внимания уделить не только пропаганде демократических ценностей, но и тщательному изучению историю казахов, их обычаев и традиций. Как показывает опыт, зачастую девочки, вышедшие в мусульманской одежде на улицы, плохо знают историю казахов, их традиции и обычаи. Как правило, в религию их приводит стремление быть рядом с любимым человеком, плохие социальные условия или дань моде. В осознанное стремление стать истинной мусульманкой таких девушек плохо верится, если проследить за их поведением в общественных местах. Чаще всего они держатся группами, видимо, опасаясь насмешек окружающих. Однако большинство людей не обращают внимания на то, как одеты такие девушки. Гораздо больше людей смущает то, что при этом девушки в мусульманских одеждах зачастую не уступают места в общественном транспорте не только пожилым людям (что противоречит традициям казахов), но и беременным единоверкам. Такие случаи можно наблюдать сплошь и рядом. Забавно выглядят и их разговоры, которые происходят чаще всего на русском языке. В общем, так называемых странностей, которые не соответствуют ни обычаям и традициям казахов, ни правоверных мусульман, у девушек в хиджабах хоть отбавляй. Легко представить себе, что при отсутствии твёрдой веры и минимуме знаний из таких девушек можно формировать кого угодно. Вот это и должно волновать власти, родителей, друзей и общественные организации больше всего. Мы не должны позволить, чтобы казашек использовали в качестве шахидок, что при попустительстве властей и общественности в сложившейся ситуации легко может произойти. «Мы должны с уважением относиться к религиозным верованиями любого человека, с другой стороны к экстремальным формам, которые ничего общего не имеют с реальным вероисповедованием, мы должны относиться достаточно жестко, у правительства и государства должно это пробудить свою соответствующую политику», - заявил премьер-министр в ходе своей июльской он-лайн конференции.

Определиться с обществом и религией требуют от властей и общественные деятели, политики. Во время круглого стола «Актуальные вопросы по усилению пропаганды традиционного Ислама в Казахстане» кандидат философских наук, руководитель центра анализа, прогноза и социальных инициатив НПД «Нур Отан» Казбек Казкенов заявил о необходимости создания казахстанской идеи в отношении религии. Политолог против навязывания ценностей арабских мусульман казахскому обществу. Очевидно, в определённой мере противодействием влиянию арабского мира на казахов должна стать концепция развития умеренного ислама, которую начинает разрабатывать Агентство по делам религий. Решительней действовать призывают ДУМК и другие эксперты. Так, главный научный сотрудник Международного центра культур и религий (МЦКР) Есбосын Смагулов замечает, что ДУМК должен больше внимания уделять показу того, что ислам есть духовная культура, прежде всего, и лишь потом набор культовых действий. «Необходимо понять, что те течения, которые нам навязывают формы ислама, господствующие на востоке либо на западе - ваххабиты, салафиты, шииты - это формы, имеющие свою историю, но они возникли в другой духовной среде, и они по сути дела ориентируют нас на те ценности, которые казахскому обществу, Казахстану в целом несвойственны», - подчеркнул эксперт.

Отрадно, что в среде верующих мусульман отношение к хиджабу далеко не единодушное. Большинство комментаторов в интернете согласно с тем, что хиджаб не является традиционной одеждой для казашек. Для других одежда не суть того, что должно отличать мусульман. Главным, по мнению таких людей, является то, что есть в душе. Вот одно такое мнение с сайта Нур. кз: «fox777.07 17:47, 11 Марта 2011

Хиджаб - одежда жителей арабского полуострова, жарко там, вот и укутываются с ног до головы и мужчины и женщины. Женщин заставляют носить хиджаб, а мужчины почему не носят все их прибамбасы? И вообще, по-моему, вера в бога не определяется ношением определенной одежды, ЕМУ не важно, что на нас одето, важнее, что в душе...»

Как видим, мнения рядовых членов нашего общества и властей по вопросу отношения к хиджабу совпадает. Следовательно, хиджаб, как атрибут принадлежности к миру ислама, у нас не закрепится. Соответственно, не надо вести с ним борьбу, запрещая. В то же время, очевидно, что необходимы пропаганда духовных ценностей казахского народа, глубокое изучение его истории и большее внимание к нуждам молодёжи, женщин.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: