Какие новшества для водителей предусматривает новый законопроект «О дорожном движении»
Берик Бисенкулов: «Все проблемы дорожной полиции решаемы. Просто над ними нужно работать»
Почему Казахстану необходима дорожная полиция и что делается для борьбы с коррупцией в этой структуре? Какие новшества для водителей предусматривает новый законопроект «О дорожном движении»? На эти и другие вопросы корреспонденту «Казахстанской правды» Ольге Семеновой отвечает Председатель Комитета дорожной полиции МВД РК Берик Бисенкулов:
- Берик Байбулович, прошли символические «сто дней» с того момента, как Вы были назначены на должность первого руководителя, пожалуй, одного из самых сложных комитетов МВД. На какие проблемные участки вы обратили внимание в первые месяцы работы, на каких направлениях намерены сосредоточить свои усилия?
- В дорожной полиции я не первый день. С определенными промежутками, но большую часть службы я провел именно здесь. Наш Комитет - это уполномоченный орган, на котором замыкаются все вопросы безопасности. И мы стараемся их решать, не без помощи других министерств, конечно. Это и Минтранском, и Минздрав, и Минобразования и другие ведомства. Глобальных вопросов много. Но, уверен, все они решаемы.
Безусловно, начинать нужно с концептуальных задач. Поэтому, одним из главных направлений работы Комитета является совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности дорожной полиции. Мы приступили к разработке нового консолидированного законопроекта «О дорожном движении», который объединит в себя Закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения Республики Казахстан. В проекте закона, в частности, определяется правовая основа дорожного движения, права и обязанности её участников. Кроме того, законопроектом предусматривается в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении переход на новые водительские удостоверения, которые будут иметь семь категорий, а также подкатегории для управления транспортными средствами.
Безусловно, будет совершенствоваться система подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. В настоящее время нами разрабатываются новые типовые правила подготовки водителей транспортных средств, которые будут утверждаться Правительством Республики.
Комитет намерен инициировать вопросы повышения качества автомобильных дорог, строительства современных развязок, разделительных и удерживающих ограждений и внедрения других элементов организации дорожного движения, которые позволяют минимизировать последствия человеческих ошибок. Одним из не менее важных направлений является совершенствование контрольной деятельности дорожной полиции. На сегодняшний день именно от эффективности работы строевых подразделений дорожной полиции зависит в целом состояние безопасности и правопорядка на дорогах.
Серьёзно стоит вопрос взаимодействия дорожной полиции со службой санитарной авиации. Это очень важная задача, особенно когда речь идет о необходимости оказания медицинской помощи пострадавшим в авариях не только на больших трассах, но и загородных дорогах, удаленных от населенных пунктов.
- Недавно Комитет дорожной полиции провел совещание по итогам работы за 9 месяцев текущего года, какова статистика за этот период?
- За 9 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 8 099 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 1 856 человек и еще 9 339 получили ранения различной степени тяжести.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП сократилось на 2%, число погибших и раненых в них граждан - также уменьшилось на 4% и 3%, соответственно.
Как свидетельствует анализ состояния безопасности дорожного движения, тенденция снижения показателей дорожно-транспортного травматизма у нас продолжается с 2008 года. Так если в 2007 году в республике было зарегистрировано 4365 погибших в ДТП граждан, то в 2010 году их число составило 2797 человек. Следует отметить, что эти показатели были достигнуты на фоне постоянного роста автопарка страны, так за этот период количество транспортных средств увеличилось на 22% и в настоящее время их численность составляет свыше 3,2 млн. ед. автомобилей.
- К сожалению, в рейтинге коррумпированности государственных служащих сотрудники дорожной полиции нередко занимают одно из первых мест. Что делается для борьбы с этим негативным явлением?
- Да нужно признать, что коррупционные проявления в дорожной полиции, всё ещё имеют место, но они не носят системного характера.
Нами постоянно совершенствуются и создаются новые механизмы противодействия коррупционным проявлениям в дорожной полиции.
Сокращаются разрешительные функции дорожной полиции.
Так, функции Министерства внутренних дел, связанные с деятельностью по проведению государственного технического осмотра транспортных средств, переданы в конкурентную среду.
Со следующего года подлежит сокращению вид лицензии на осуществление деятельности по подготовке, переподготовке водителей транспортных средств.
Приняты меры по улучшению подбора и расстановки кадров дорожной полиции, отбор осуществляется в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями.
Особое внимание уделяем тому, чтобы не допускать фактов поборов и злоупотреблений должностными полномочиями со стороны дорожных полицейских. Подразделениями собственной безопасности, инспекциями по личному составу и контрольно-профилактическими подразделениями управлений дорожной полиции проводятся совместные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению коррупционных проявлений. Во всех подразделениях дорожной полиции организована работа «телефонов доверия» для принятия сообщений о незаконных действиях сотрудников дорожной полиции.
Повсеместно внедряются автоматические системы фиксации нарушений правил дорожного движения, которые позволяют исключить непосредственный контакт водителя с инспектором и минимизировать коррупционные проявления на дорогах.
Планируем продолжить работу по оснащению патрульных машин специальными видеокамерами. Во-первых, это позволит фиксировать нарушения, во-вторых, будет помогать нам в конфликтных ситуациях, да и наших инспекторов дисциплинировать.
Такие системы уже используются на патрульных автомобилях дорожной полиции в Астане и Восточно-Казахстанской области. В следующем году мы планируем оснастить системами цифровой видеозаписи автомобили дорожной полиции во всех регионах республики.
Разработаны и утверждены Правительством стандарты оказания государственных услуг по регистрации транспортных средств, лиц управляющих ими по доверенности, и выдачи водительских удостоверений. Процессы приема экзаменов на получение права на управление автотранспортом, а также выдачи государственных номерных знаков автоматизированы.
В начале этого года Комитетом дорожной полиции упрощена процедура регистрации транспортных средств: отменена счет-справка, регистрация транспортных средств осуществляется на основании простой устной и письменной формы сделки купли-продажи.
- В некоторых странах дорожная полиция была ликвидирована. Мнение о том, что подобное решение нужно принять и у нас периодически высказывается некоторыми представителями Интернет - сообщества. На ваш взгляд, почему такой подход неприемлем для Казахстана?
Действительно это вопрос периодически поднимается в нашей стране. Однако многие недооценивают многоплановость и масштабность задач, которые сегодня решает дорожная полиция.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения продолжает оставаться актуальной для Казахстана.
За последние десять лет на дорогах Казахстана в дорожно-транспортных происшествиях погибли более 31,5 тыс. человек и свыше 166,5 тыс. человек получили ранения.
По данным международных организаций (ООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк) ежегодно ДТП приводят к значительным финансовым потерям, равным для каждого государства 1-1,5% от валового национального продукта, тем самым оказывая негативное влияние на устойчивое развитие страны.
Анализ основных показателей аварийности, несмотря на их улучшение, свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким. В 2010 году в Республике Казахстан он составил 17 человек на 100 тыс. населения.
При этом в странах Северной Европы, характеризующихся одним из самых низких в мире уровнем смертности в ДТП, этот показатель составляет 6-7 погибших на 100 тыс. населения.
В настоящее время единственным ведомством в стране, отвечающим за реализацию государственной политики, а также осуществляющим межотраслевую координацию деятельности и государственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является Комитет дорожной полиции. Решение о создании Комитета дорожной полиции полностью согласуется с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2005 года «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», которой государствам - членам ООН рекомендуется учредить на национальном уровне головное ведомство по вопросам безопасности дорожного движения.
В этой связи, рассмотрение вопроса об упразднении дорожной полиции либо её слияния с административной полицией полагается преждевременным.
- Казахстан одним из первых среди стран СНГ ввел систему автоматической фиксации нарушений ПДД. Что делается сегодня для ее совершенствования?
- Да, Казахстан был одной из первых среди стран СНГ, которая активно начала внедрять инновационные технологии в сферу обеспечения дорожной безопасности.
Три года назад мы рапортовали, что автоматические системы фиксации нарушений ПДД применяются в столице и ещё трёх городах республики, тогда их общее количество составляло 65 устройств.
Сегодня они уже работают в 15 городах республики, общее их количество составляет 178 единиц.
Наряду с этим, во всех подразделениях дорожной полиции органов внутренних дел внедрена в эксплуатацию автоматизированная информационно-поисковая система «Контроль» по учету административных правонарушений. Данная система позволяет вести строгий учёт нарушений правил дорожного движения, выявлять их повторность и системность, принимать к злостным правонарушителям меры последовательного ужесточения ответственности.
Кстати АИПС «Контроль» у нас интегрирован с платежным шлюзом «электронного правительства», что позволяет гражданам по нарушениям, зарегистрированным в данной информационной системе, оплачивать штрафы через Интернет. До конца текущего года появится возможность оплачивать штрафы через Интернет и за нарушения, зафиксированные с помощью автоматических систем.
Кроме того, в настоящее время мы разрабатываем Отраслевую программу обеспечения безопасности дорожного движения на 2012-2014 годы. В ее рамках предусмотрено увеличение на дорогах количества систем автоматической фиксации нарушений и внедрение интеллектуальных систем контроля за дорожным движением, которые будут фиксировать не только проезд на запрещающий сигнал светофора и превышение скорости, но и другие виды правонарушений.
Наряду с техническими новшествами, нами будет активизировано взаимодействие с другими государственными органами и организациями, на более качественном уровне обеспечена профилактическая работа среди населения.