Какие положительные изменения принесет казахстанцам отмена домовой книги
Какие положительные изменения принесет казахстанцам отмена домовой книги
На многочисленные вопросы читателей портала Zakon.kz по поводу отмены домовой книги ответили заместитель Председателя Комитета миграционной полиции МВД РК Серик Саинов и Председатель Комитета по ЦОНам Министерства связи и информации РК Бахыт Абишев.
- Зачем нужна сверка данных?
С.С.: Сверка данных необходима для актуализации базы данных физических лиц. Эта информация будет использоваться ЦОНами, государственными органами, банками второго уровня. Актуальность этих данных очень важна не только для предоставления госуслуг, но и при составлении избирательных списков, а также для социально-экономического планирования местными исполнительными органами. Также после сверки данных можно отказаться от использования книг регистрации граждан, называемых в народе «домовыми книгами». Но произойдет это не раньше третьего квартала следующего года, поскольку на этот период запланировано внесение изменений в законодательные акты.
- Как проверить адресные данные физического лица?
Б.А.: Вы можете пойти в ЦОН, взяв с собой «домовую книгу», а также проверить корректность данных на портале «электронного правительства». Для этого вам нужно войти на www.egov.kz, зарегистрироваться, затем в разделе «Граждане» - «Адресные сведения» нужно выбрать услугу «Проверка адресных данных физического лица». Далее пользователю необходимо ввести номер индивидуального идентификационного номера - ИИН и номер актуального документа (свидетельство о рождении, удостоверение личности). После отправки запроса система выдаст информацию о данном гражданине, содержащуюся в Государственной базе данных физических лиц, касающуюся места его регистрации. Эту информацию вам необходимо сравнить с данными «домовой книги». В случае, если ваши данные не совпадают, нужно обратиться в ЦОН. Хочу отметить, что работа по сверке также проводится через кадровые службы крупных предприятий, учебных заведений и государственных органов путем выезда мобильных групп.
- Что делать, если данные оказались неверными. К примеру, я живу на одной улице, а в базе указан адрес моей предыдущей прописки?
С.С.: В случае несовпадения ваших данных нужно обратиться в ЦОН. В Центре обслуживания населения будет произведена корректировка сведений о вас. Если вы являетесь обладателем удостоверения личности нового образца, то сотрудники миграционной полиции вам сразу же обновят данные на чипе, встроенном в удостоверении личности.
- Какие положительные изменения принесет казахстанцам отмена «домовой книги»?
Б.А.: Во-первых, если сейчас при обращении в ЦОН или государственные органы с вас требуют предоставить копию так называемой «домовой книги», то с выходом ее из обихода, такая необходимость отпадет. Информацию о месте регистрации гражданина оператор ЦОН или сотрудник государственного органа сможет получить самостоятельно из базы данных физических лиц, не запрашивая при этом лишних бумаг с гражданина. Доступ к этим данным получат также банки второго уровня. Благодаря этому они смогут не запрашивать у граждан адресные сведения. Однако, в некоторых случаях вместо копии «домовой книги» нужно будет предоставлять Адресную справку, которую можно будет получать как через портал «электронного правительства», так и в ЦОНе. К примеру, при оформлении потребительского кредита на приобретение какого-либо товара в торговой точке, вам надо будет вместо копии домовой книги предоставить сотруднику банка Адресную справку, так как у оператора не будет удаленного доступа к данной базе.
Хочу отметить, что и банки, и госорганы, и ЦОНы в том числе, получат только ограниченный доступ к базе: у них не будет возможности получать сведения обо всех гражданах одновременно.
- Не будет ли путаницы после отмены домовых книг? Не будут ли те, кто имеет доступ к базе самовольно прописывать людей в чужих квартирах?
С.С.: Государственная база данных физических лиц защищена от проникновения. Доступ к базе данных строго контролируется и имеется у ограниченного круга лиц. Все, кто имеет к ней доступ, имеют свои персональные ключи и несут ответственность за использование данной информации в соответствии с законодательством. Каждое обращение к системе, введение каких-либо изменений - все эти действия фиксируется системой. И в случае необходимости факт причастности того или иного струдника к изменению информации в базе данных можно легко проверить. Соответственно, можно отследить когда и кем гражданин был прописан, и имелось ли при этом согласие собственника жилья.
- А сможет ли владелец жилплощади проверить, какое количество жильцов прописано по его адресу?
Б.А.: Этот вопрос в настоящее время прорабатывается. До того момента, как домовые книги будут отменены, этот вопрос будет решен. Планируется, что гражданин сможет проверить кто прописан по его адресу с помощью портала «электронного правительства».
- Логично было бы предположить, что следующим шагом станет прописка через портал «электронного правительства». Возможно ли это?
Б.А.: Мы не исключаем такой возможности. В настоящее время в рамках рабочих групп по автоматизации и оптимизации госуслуг этот вопрос обсуждается со всеми заинтересованными госорганами.