МЫ СТАВИЛИ АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ И ДОСТИГАЛИ ИХ /Б. БЕКНАЗАРОВ/
Бектас БЕКНАЗАРОВ, председатель Верховного Суда РК
Углубление реформы судебной власти стало одним из важнейших приоритетов государ-ственной политики
«В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. Мы ставили амбициозные цели и достигали их». Так начинается Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!». По достоинству и праву 20-летие Независимости Казахстана можно охарактеризовать как великий день в истории нашего народа и страны. Каждый шаг, пройденный молодым казахстанским государством за этот период, совершался эволюционно под мудрым руководством Президента РК, Лидера нации Нурсултана Назарбаева.
МЫ СТАВИЛИ АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ И ДОСТИГАЛИ ИХ
Бектас БЕКНАЗАРОВ, председатель Верховного Суда РК
Углубление реформы судебной власти стало одним из важнейших приоритетов государ-ственной политики
«В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. Мы ставили амбициозные цели и достигали их». Так начинается Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!». По достоинству и праву 20-летие Независимости Казахстана можно охарактеризовать как великий день в истории нашего народа и страны. Каждый шаг, пройденный молодым казахстанским государством за этот период, совершался эволюционно под мудрым руководством Президента РК, Лидера нации Нурсултана Назарбаева.
Именно он еще на начальных этапах становления независимости не только предлагал, но планомерно и активно создавал фундамент правового государства, предусматривающего систему разделения властей, политический плюрализм, демократические институты, сильную и независимую судебную власть и т.д. Были начаты кардинальные экономические преобразования, претворялись в жизнь приоритеты общечеловеческих ценностей: обеспечение свободы и равенства всех перед законом, социальной справедливости, формирование рыночной инфраструктуры, обеспечение равноправия всех форм собственности. Как верно подметил видный политик, премьер-министр России Владимир Путин: «Для Казахстана Нурсултан Назарбаев - особая историческая личность. Он не только первый Президент, он - основатель казахской, казахстанской государственности». Одной из основных заслуг Президента РК является углубление реформы судебной власти, которая поставлена в ряд важнейших приоритетов государственной политики. Основополагающим документом, заложившим фундамент формирования современной судебной системы РК, является Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года, в которой впервые устанавливался важнейший принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, у Казахстана появился уникальный шанс создания судебной системы нового типа. Первым шагом к этому следует признать появление в Основном законе от 28 января 1993-го самого понятия судебной власти, обозначение ее социального назначения, предметной и территориальной юрисдикции и, что самое главное, ее самостоятельности. Вместе с тем Президент в работе «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», вышедшей в свет в 1993 году, отмечал необходимость поэтапной судебной реформы. В работе подчеркивалось, что «следует сделать судебную систему максимально эффективной, избавить ее от существующей еще возможности давления со стороны властных структур, особенно на местах. Один из наиболее реальных путей этой реформы - законодательное закрепление принципа назначения судей Главой государства по рекомендации специального, допустим, Высшего судебного совета». Идея обеспечения независимости и несменяемости судей нашла свое дальнейшее развитие в докладе Главы государства от 9 июня 1994 года «К обновленному Казахстану - через углубление реформ, общенациональное согласие». В нем Президент указывал, что «следует законодательно закрепить принципы несменяемости судей, а также производства в судьи Главой государства по рекомендации Высшего судебного совета как гарантии их подлинной независимости при отправлении правосудия». В то же время Президент считал необходимым «разработать четкие законодательные основания и механизм освобождения от занимаемой должности лиц, не способных вершить правосудие, несовместимых с высоким статусом судьи. Реформа судебной системы должна найти отражение не только в нормах Конституции, но и в текущем законодательстве. Речь идет о принятии новых законов о судоустройстве, статусе судов и судей». О последовательности Президента в деле проведения судебной реформы свидетельствует утвержденная им 12 февраля 1994 года Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, предусматривавшая комплекс государственно-правовых мер, предполагающих коренное изменение всей национальной правовой системы республики, где особое место вновь было уделено становлению судебной системы. Конституция РК от 30 августа 1995 года дала старт важнейшему этапу в развитии судебной ветви государственной власти. Было закреплено единство судебной системы в составе Верховного суда и местных судов с упразднением арбитража и передачей их функций судам общей юрисдикции. Введены назначение судей местных судов Президентом РК и избрание судей Верховного суда Сенатом Парламента. На основании положений Конституции в последующем образованы предлагавшиеся Президентом еще в 1993 году Высший судебный совет и Квалификационная коллегия юстиции, в задачи которых входило утверждение рекомендаций в отношении кандидатур на должности судей. Впервые в истории государства служители Фемиды стали назначаться на постоянный срок, что также явилось одним из действенных рычагов обеспечения их независимости. В порядке претворения в жизнь положений Конституции в1995 году Президентом принят Указ «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Основными гарантиями независимости судов и судей предусматривались: несменяемость, неприкосновенность судей, введение ответственности за неуважение к суду, закрепление оснований для приостановления и прекращения полномочий судьи, установление положения о том, что он не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Запрещалось возлагать на него внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом; включать его в составы государственных и общественных структур по вопросам соблюдения законности и правопорядка. Конституция РК 1995 года не только закрепила принципы независимости правового положения (статуса) судей, но и регламентировала ряд социальных и материальных привилегий. Так, в статье 80 Конституции впервые было прописано положение, согласно которому финансирование судов, обеспечение судей жильем производятся за счет средств республиканского бюджета. Существенно повышена заработная плата, укрепилась их социальная и правовая защищенность. С принятием в 1995 году Конституции граждане Казахстана получили возможность защищать свои права и решать практически все споры в суде. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных действий госорганов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики. На конституционный уровень возведены принципы, которыми должен руководствоваться судья при применении закона. Они сформулированы в статье 77 Основного закона и направлены на защиту человека и гражданина в судебном процессе. Некоторые из этих принципов декларировались и раньше, но в новой Конституции они получили развитие. Казахстанцы гораздо чаще стали обращаться в суд с исками, подтверждением чему служит возросший за годы реформ в несколько раз объем выполняемой судами работы, особенно по гражданским делам. К примеру, за 2010 год рассмотрено более миллиона дел и материалов. На принципиально новых положениях основано уголовное законодательство. К ним относятся законность, демократизм, гуманность, экономия мер уголовных репрессий, равенство граждан перед законом, справедливость и другие руководящие принципы, обязательные для соблюдения органами уголовной юстиции при решении конкретных вопросов борьбы с преступностью.
РЕШАЯ НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Немаловажное значение в совершенствовании судебной системы имеет впервые созданное в 1996 году республиканское общественное объединение «Союз судей РК», благодаря которому на его съездах судьи получали возможность анализировать достижения, давать оценку результатам реформ и определять конкретные пути дальнейшего совершенствования судебной системы. Практически на всех съездах судей Президент принимал личное участие, говорил о насущных проблемах правосудия, ставил все новые задачи перед судебной системой и определял пути ее дальнейшего совершенствования. Так, на I съезде судей 19 декабря 1996 года им были определены основные направления работы по обеспечению социальных гарантий независимости судов, повышению их авторитета и профессионализма судей с учетом происходящих в стране экономических и социальных преобразований. Впервые по поручению Главы государства на заседании
II съезда судей в 1999 году высказано предложение о необходимости обеспечения прозрачности при назначении судей, публикации в СМИ списка кандидатов в судьи. Сегодня это предложение принято на вооружение и является одним из механизмов, обеспечивающих всестороннее изучение кандидата на судейскую должность.
На III съезде 6 июня 2001 года Президент РК главным итогом судебно-правовой реформы назвал тот факт, что люди наконец поверили в суд и стали все чаще обращаться за защитой своих прав именно к судьям, как это принято в цивилизованных странах. В свете поставленных задач за этот период проведена реорганизация судопроизводства, образованы специализированные экономические и административные суды, открыт учебный центр по подготовке и переподготовке судейских кадров, значительно укрепилась материально-техническая база судебных учреждений, существенно повысилась зарплата их работникам, впервые в республиканском бюджете предусмотрено выделение денег на приобретение жилья для судей. Разработана отечественная модель суда присяжных. Находит поддержку большей части общества идея расширения судебного контроля над деятельностью дознания и предварительного следствия, в частности судебное санкционирование ареста и содержания под стражей. На состоявшемся в 2005 году IV съезде судей Президентом РК даны поручения касательно повышения качества работы судов, оптимизации и упрощения судопроизводства путем максимального сокращения надзорных инстанций, ужесточения требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, повышения профессионализма судей и дальнейшей специализации судов. С этой целью в законодательство введены нормы, устанавливающие порядок отбора кандидатов строго на конкурсной основе, а также прохождение ими обязательной стажировки. Тем самым создана необходимая правовая основа по укреплению кадрового потенциала судебной системы. Как продолжение исполнения задач, поставленных Президентом на
III съезде судей, в 2005 году сделан первый шаг на пути к упрощению судопроизводства, когда из подсудности Верховного суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В настоящее время надзорная инстанция осталась только в Верховном суде, а при областных - апелляционная и кассационная инстанции. В рамках исполнения поручений, данных Главой государства на IV съезде судей, на сегодня внедрен институт частного исполнения судебных решений как альтернативный способ восстановления прав и законных интересов граждан и организаций.
ОТ КОНЦЕПЦИИ - К ВОПЛОЩЕНИЮ
Масштабным документом, направленным на кардинальную реформу судебной системы, явилась принятая в 2002 году по инициативе и поддержке
Президента Концепция правовой политики РК, в которой определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года. Главным ее итогом стало существенное совершенствование национального законодательства (конституционного, административного, гражданского, налогового, финансового, экологического, уголовного и т.д.), что, в свою очередь, позитивно отразилось на улучшении деятельности судов. В порядке осуществления положений данной концепции разработаны и приняты новые кодексы: в 2003 году - Лесной, Земельный, Таможенный и Водный, в 2007-м - Трудовой и Экологический, в 2008 году - Бюджетный и Налоговый.
Глава государства всегда обращал особое внимание на защиту прав и законных интересов предпринимателей, а в условиях интенсивного экономического и социального развития требовалось принятие адекватных государственных мер по обеспечению действенной судебной защитой субъектов предпринимательства. В связи с этим Указом Президента РК от 16 января 2001 года в Алматы и Карагандинской области образованы специализированные экономические суды. Впоследствии они были созданы во всех регионах республики. В 2006 году на законодательном уровне принят комплекс мер по повышению требований к профессиональным качествам судьи, его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. Создано Судебное жюри при Верховном суде, которое призвано определять профессиональную квалификацию действующих судей. 2007 год ознаменовался важным с исторической точки зрения событием. Введен институт суда присяжных, который подтвердил свою жизнеспособность, позволив широким слоям населения принимать непосредственное участие в процессе отправления правосудия и выносить вердикты по наиболее сложным категориям уголовных дел. Принципиальным конституционным нововведением 2007 года стала передача функций по санкционированию ареста судам. На сегодня завершен процесс разграничения подсудности и введена трехзвенная судебная система; успешно действует институт суда присяжных. Во всех регионах созданы не только межрайонные специализированные экономические, но и специализированные административные, уголовные, военные суды, в двух регионах работают ювенальные суды. Введено судебное санкционирование ареста; создан Институт правосудия при Академии государственного управления, во всех судах внедряется аудио- и видеодокументирование.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ
На V съезде судей 18 ноября 2009 года Президент РК отметил, что одним из главных достижений суверенного Казахстана является обретение судами и судьями не только формально-юридической, но и фактической независимости. Следует считать достойной оценкой проводимых реформ слова Главы государства о том, что суды стали той инстанцией, в которую граждане при нарушении их прав обращаются за защитой. По мнению Президента, судебные органы суверенного Казахстана фактически состоялись такими, какими им положено быть в правовом демократическом государстве. Создание специализированных судов позволило существенно снизить чрезмерную нагрузку на районные суды, способствовало улучшению качества отправления правосудия. Но жизнь диктует новые задачи и ставит новые цели. Именно поэтому в утвержденной Главой государства Концепции правовой политики на период до 2020 года сформулирован целый блок приоритетов и задач, кардинально важных для судебной системы. Среди них важнейшее значение имеют ее модернизация, повышение статуса, а также улучшение качества отправления правосудия, формирования судейского корпуса, придание правосудию восстановительного характера, применение инновационных технологий, обеспечение прозрачности и доступности суда. Для повышения эффективности отправления правосудия концепция предусматривает создание полноценно функционирующей административной юстиции. В области политики уголовного наказания предполагается сочетание элементов гуманизации по отношению к определенным категориям осужденных, декриминализации правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с одной стороны, и усиление степени ответственности лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений - с другой. В настоящее время работа судебных органов нацелена на выполнение задач, поставленных Главой государства на V съезде судей Казахстана. В первую очередь это работа по дальнейшему совершенствованию судоустройства и упрощению судопроизводства, созданию условий, искореняющих волокиту, судебные ошибки и нарушения законности самими судьями.
ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
Утвержденная трехзвенная система судоустройства на сегодня выявила и определенные проблемы. Сложилась некая «оторванность» областных судов от населения. Граждане, минуя областные инстанции, стали обращаться с жалобами на судебные акты напрямую в Верховный суд. Таким образом, вместо оперативного исправления судебных ошибок на уровне областных судебных учреждений, ревизия основной массы дел сегодня проводится на уровне Верховного суда. Фактически функция надзора за деятельностью местных судов, возложенная на Верховный суд Конституцией, подменена надзором по судебным делам. В связи с этим для более полного использования потенциала местных судов видится целесообразным создать в областных судах две инстанции: апелляционную - по обжалованию решений и приговоров, не вступивших в законную силу, и кассационную - по пересмотру судебных актов, уже вступивших в законную силу. Наряду с этим необходимо полностью исключить направление дел на новое рассмотрение в суды первой инстанции. При неполноте судебного исследования в первой инстанции апелляционная судебная коллегия должна отменить прежнее решение, принять дело к своему производству и завершить его рассмотрение по существу. Соответственно, на это потребуется увеличение сроков с одного до двух месяцев. Для более качественного рассмотрения дел в апелляционной инстанции целесообразно предусмотреть специализацию судебных коллегий по отраслям права. Одновременно следует ввести норму о вступлении в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Состоявшиеся решения, приговоры районных (городских) судов и апелляционные постановления могут быть обжалованы в кассационную инстанцию областного суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу. Кассационное производство - самостоятельная стадия судебного процесса, сущность которой будет заключаться в проверке законности вступивших в законную силу судебных актов. Кассационную судебную коллегию должен возглавить председатель областного суда. Прохождение стадий апелляционного и кассационного разбирательства следует считать обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный суд. При этом пересмотр дел в порядке надзора должен иметь исключительный характер и только в случаях нарушения конституционных прав граждан и угрозы национальной безопасности страны. Такие принципиальные изменения, если они будут приняты в действующее законодательство, позволят Верховному суду эффективно использовать свои конституционные полномочия по надзору за деятельностью местных судов. Одним из направлений развития судебной системы является разработка методов цивилизованного решения частноправовых конфликтов путем введения институтов примирения и медиации. Для казахстанской правовой системы принятие закона о медиации - знаменательная веха, свидетельствующая о том, что государство действительно способствует развитию институтов гражданского общества и формированию основ правового государства. Утверждение данного института явилось прямой реализацией поручений Президента РК, данных на V съезде судей в 2009 году. Опыт медиации успешно применяется во многих странах. Его преимущество в том, что конфликтующие стороны получают возможность решить спор с учетом своих интересов. В отличие от судьи, медиатор не принимает решение, а дает сторонам возможность прийти к обоюдному согласию. Данный метод доказал свою эффективность в области семейно-правовых, трудовых, потребительских отношений, в ювеналь-ной юстиции.
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ОБЕСПЕЧИТ HI-TECH
Ведется повседневная работа по обеспечению прозрачности правосудия. Одним из перспективных направлений в этом плане является использование информационных технологий. Так, для оперативного извещения участников судебных процессов, ознакомления с вынесенными судебными актами, информирования о движении дела в электронном формате создан Справочник по судебным делам, а также установлены информационно-справочные киоски в зданиях судов. Получить доступ к сведениям из Справочника по судебным делам могут все заинтересованные лица в режиме on-line через интернет-ресурсы Верховного суда, областных и приравненных к ним судов, а также веб-портал «электронного правительства». Кроме того, во всех многосоставных судах республики действуют информационно-справочные киоски с выделенным оператором. Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде разрабатывается вопрос о внедрении альтернативных (электронных) форматов извещений участников судопроизводства, в частности варианты направления повесток SMS. Эффективным способом повышения качества отправления правосудия, укрепления гарантий соблюдения прав граждан является оснащение залов судебных заседаний системами аудио- и видеофиксации. На сегодня такими системами оснащено 288 залов. Одной из важных разработок департамента можно считать внедрение в экономических судах электронных гражданских дел и их рассмотрение в порядке электронного судопроизводства («е-суд»). Прорабатывается вопрос о предоставлении участникам судопроизводства возможности обращения в вышестоящие судебные инстанции с жалобами (ходатайствами) в электронном формате. Основной целью создания данных сервисов является качественное улучшение взаимодействия судебных органов с физическими и юридическими лицами. С учетом передового международного опыта разработан и осуществлен проект «Информационно-технический центр» с использованием системы визуализации (видеостена), размещенной в Верховном суде. Данная видеопроекционная установка внедрена на основе применения современных LED-технологий, что позволяет выводить информацию на экран коллективного пользования. Видеостена позволяет транслировать в режиме on-line запись судебного процесса одновременно из нескольких залов Верховного суда, а также областных и приравненных к ним судов, проводить on-line-прием граждан председателем Верховного суда, а также осуществлять дистанционное обучение судей местных и других судов. Также Верховным судом прорабатывается инвестиционный проект «Электронный архив судебных документов», который призван обеспечить долговременность и надежность хранения электронных копий судебных документов, оперативный доступ к текстам и аудио-и видеозаписям судебных процессов.
ФЕМИДЕ ТРЕБУЮТСЯ ПРОФИ
К числу основных направлений работы относится повышение профессионализма судейского корпуса. В течение двух последних лет организация непрерывного судебного образования осуществляется в соответствии со Стратегией судебного образования на 2009-2011 годы. Верховным судом, Союзом судей, учебными центрами в тесном взаимодействии с Институтом правосудия проводится ряд мероприятий образовательного характера. В частности, это семинары и «круглые столы», устраиваемые совместно с проектами ПРООН, Германским обществом по международному сотрудничеству, ОБСЕ, Центром исследования правовой политики, ЮСАИД. Семинары, проводимые Верховным судом, ориентированы как на выявление проблем применения права, так и на обеспечение единства судебной практики. Помимо семинаров, Верховным судом продолжается выпуск практических пособий для судей по различным категориям споров. Для подготовки этих сборников наряду с действующими судьями привлекаются судьи в отставке. С сентября 2010 года увеличен срок прохождения стажировки для судей. Кроме каждодневной работы суда, они участвуют в заседаниях коллегий, готовят различные проекты постановлений и активно обсуждают результаты заседаний коллегий. С января 2011 года судьями Верховного суда проводятся профильные курсы дистанционного обучения исходя из потребности судов. За первое полугодие эти курсы прошли все судьи. Основные усилия по организации непрерывного судебного образования проводятся учебными центрами, работу которых курируют координаторы учебных программ. Учебный центр - это практически малый институт образования, обеспечивающий непрерывность судебной учебы. Экспертами выступают судьи областных и приравненных к ним судов, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел в зависимости от темы семинара и имеющие опыт практической работы в соответствующей отрасли права, представители госорганов, адвокатуры, ученые. Рекомендовано после таких семинаров в зависимости от темы чаще организовывать для молодых судей примерные судебные процессы с участием в них самих судей. Эта методика уже практикуется отдельными учебными центрами. Предполагается, что подобные учебные заседания суда позволят не только углубить знания в области процессуального права, но и прочувствовать восприятие судебного процесса его участниками, повлияют на этику и поведение судьи в будущем. Приняты меры и продолжает проводиться последовательная работа по совершенствованию механизма подбора кадров на судейские должности на различных этапах, начиная со сдачи квалификационного экзамена, прохождения стажировки в областном суде и рассмотрения вопроса на заседании Высшего судебного совета. Ужесточены требования при прохождении стажировки кандидатом в судьи. Указом Президента РК от 1 апреля 2011 года в положение о прохождении стажировки внесены соответствующие корректировки, направленные на повышение требований к кандидатам. К примеру, с шести месяцев до года увеличен срок прохождения стажировки, определены правовые последствия отрицательного заключения пленарного заседания областного суда, которые позволяют стажеру приступить к повторной стажировке не ранее чем через год после его получения. Для использования общественных рычагов воздействия на формирование качественного состава судейских кадров Верховным судом с 2009 года введено в практику опубликование в местных официальных периодических печатных изданиях и на интернет-ресурсах областных судов сведений о кандидатах-стажерах, а также кандидатах, пожелавших участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности районного судьи. Начиная с апреля текущего года публикуются сведения о кандидатурах, представляемых на занятие должности председателей и председателей коллегий местных судов, в республиканских официальных печатных изданиях, на веб-сайте Верховного суда для предоставления всем желающим возможности высказать свое мнение, дать отзыв о кандидатах.