Лента новостей
0

Миссия особого значения /А. Шакиров/

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 22.01.2012 20:00 Zakon.kz

А. Шакиров, уполномоченный по правам человека в РК

 

Высокая планка демократических преобразований открыла новые возможности для самореализации личности

 

Человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями. Так гласит первая статья Конституции. Основной закон заложил основу позитивных процессов становления и укрепления институтов государственной власти и общества, предусмотрел необходимые условия для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала республики. Яркое тому подтверждение - успехи нашей страны во всех сферах жизни за 20 лет независимости. За этот период Казахстан глубоко интегрировался в мировое сообщество, позиционируя себя как динамично развивающееся государство. В вопросах демократии и прав человека страна твердо заняла позицию, основанную на гармонизации личных, государственных и общественных интересов, верховенстве права, учете важнейших международных правозащитных документов. Принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года Конституция РК провозгласила права и свободы человека не только высшими ценностями государства, но и определила их приоритетными по отношению к другим нормам.

Миссия особого значения

 

Шакиров.jpg, фото - Новости Zakon.kz от 22.01.2012 20:00А. Шакиров, уполномоченный по правам человека в РК

 

Высокая планка демократических преобразований открыла новые возможности для самореализации личности

 

Человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями. Так гласит первая статья Конституции. Основной закон заложил основу позитивных процессов становления и укрепления институтов государственной власти и общества, предусмотрел необходимые условия для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала республики. Яркое тому подтверждение - успехи нашей страны во всех сферах жизни за 20 лет независимости. За этот период Казахстан глубоко интегрировался в мировое сообщество, позиционируя себя как динамично развивающееся государство. В вопросах демократии и прав человека страна твердо заняла позицию, основанную на гармонизации личных, государственных и общественных интересов, верховенстве права, учете важнейших международных правозащитных документов. Принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года Конституция РК провозгласила права и свободы человека не только высшими ценностями государства, но и определила их приоритетными по отношению к другим нормам.

В Концепции правовой политики до 2020 года отмечено, что в процессе дальнейшего утверждения принципов правового государства необходимо добиться, с одной стороны, максимально возможной гарантированности осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - безусловного и исчерпывающего выполнения конституционных обязанностей всеми госорганами, должностными лицами, гражданами и организациями. Ключевым элементом в данном отношении является создание в республике прочной, отвечающей международным стандартам правовой и институциональной базы. В решении этих задач важное место отведено учреждению офиса казахстанского омбудсмена (уполномоченного по правам человека).

Как известно, потребность в этом институте, который действует сегодня более чем в ста странах мира, возникает тогда, когда требуется расширение возможных способов обеспечения прав и свобод человека. В августе 2002 года Президент Н. Назарбаев в своей речи по случаю седьмой годовщины Конституции республики охарактеризовал институт омбудсмена как присущее демократическим странам явление и подчеркнул необходимость его создания в Казахстане. Появлению новой национальной правозащитной структуры предшествовали всесторонняя работа по ее популяризации, анализ возможного воздействия нововведения на совершенствование правотворческой и правоприменительной практики. В этот процесс были вовлечены государственные органы, международные организации, представители гражданского общества, СМИ, научных кругов. Был изучен опыт работы омбудсменов зарубежных стран, где они действуют уже продолжительное время (Швеция, Финляндия), а также стран, имеющих схожие с Казахстаном социально-экономические условия (Литва, Польша, Чехия, Россия). К числу внешних условий, способствовавших учреждению данного института в Казахстане, помимо активной интеграции страны в мировое сообщество, необходимо отнести присоединение к ряду важнейших международно-правовых документов, деятельность в рамках международных правозащитных организаций. 19 сентября 2002 года был принят соответствующий Указ Главы государства «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека». Уполномоченный в своей работе дополняет существующие государственные средства защиты прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с возложенными на него полномочиями рассматривает жалобы на действия госорганов и должностных лиц, приведшие к нарушению прав человека, осуществляет мониторинг соблюдения прав человека, содействует развитию национального правозащитного законодательства, а также образования в данной сфере. В начале своей деятельности новый институт испытывал определенные трудности, связанные с отсутствием информированности населения о его целях, задачах, а главное - возможностях. Однако со временем ситуация стала существенно меняться. Наладился тесный контакт с государственными органами, институтами гражданского общества и населением. В соответствии с нормой ч. 4 ст. 12 Конституции РК граждане, иностранцы, лица без гражданства все чаще обращаются к уполномоченному за защитой своих прав.

Простота доступа к омбудсмену является одним из ключевых признаков его деятельности. Отсутствие платы за обращение и консультацию делают данный институт приемлемым инструментом защиты, особенно для тех категорий людей, которые в силу различных причин не могут воспользоваться услугами профессиональных юристов и медиаторов. В своей деятельности уполномоченный по правам человека старается в полной мере использовать имеющиеся возможности по содействию совершенствования законодательства в сфере защиты прав человека и приведению его в соответствие с Конституцией страны и общепринятыми международными нормами. Так, членство уполномоченного в Совете по правовой политике при Президенте РК дает ему возможность не только участвовать, но и в известной мере влиять на вышеназванный процесс. Кроме того, омбудсмен принимает участие в работе Комиссии по вопросам помилования при Президенте РК, в заседаниях комитетов Сената и Мажилиса Парламента, Верховного

Суда и Генеральной прокуратуры. Таким образом, участие уполномоченного в вышеперечисленных консультативно-совещательных органах и мероприятиях используется для привлечения внимания к имеющимся в правозащитной сфере проблемам и выработке мер по их решению. Одним из основных документов уполномоченного являются его ежегодные и специальные доклады. Ежегодно омбудсмен представляет на имя Главы государства отчет о своей деятельности, который после его одобрения направляется для использования в работе в Парламент, Правительство, неправительственные и международные организации.

Все госорганы в обязательном порядке информируют офис уполномоченного о результатах рассмотрения рекомендаций, изложенных в отчете омбудсмена, запросов о восстановлении нарушенных прав, наказании виновных должностных лиц. С целью совершенствования форм и методов взаимодействия в обеспечении защиты прав человека в республике национальным правозащитным институтом заключены меморандумы о сотрудничестве с председателем Верховного суда, Генеральным прокурором, министрами внутренних дел и юстиции РК. В данном контексте особый интерес может представлять вышеупомянутый двусторонний документ с руководителем судебной ветви власти. В соответствии с ним омбудсмен, не обладающий правом оспаривать уже принятые судебные решения, получает возможность в порядке обобщения поступивших материалов информировать его о характерных жалобах на суды любых инстанций.

Одним из направлений деятельности, находящейся вне пределов рассмотрения жалоб, однако связанной по своему содержанию с вопросами защиты прав человека, является просветительская работа. Для института уполномоченного принципиально важно стимулировать просвещение населения, чтобы научить людей самостоятельно защищать свои права. Вооруженные знаниями о своих правах, граждане способны не только отстаивать свои права, но и препятствовать их нарушению. Каждый казахстанец должен осознавать ценность своих прав, иметь информацию об их объеме, гарантированном государством. Только в этом случае правозащитная деятельность станет носить системный характер. Омбудсмен активно сотрудничает с гражданским обществом по самому широкому спектру вопросов. НПО для уполномоченного - это источник информации о нарушении прав человека, причем в таких латентных областях, как пытки, торговля людьми, эксплуатация детского труда, это и возможность распространения знаний о правах человека, и дополнительный правозащитный актив, с которым мы успешно взаимодействуем. Если говорить о международном сотрудничестве, то оно стало одним из приоритетных направлений деятельности уполномоченного, в рамках которого можно выделить презентационное, информационное, образовательное направления, обмен опытом. В последние годы на встречах с зарубежными делегациями учреждение омбудсмена все чаще выступает в качестве основного эксперта по вопросам прав человека в нашей стране. В настоящее время совместная с международными организациями работа проводится по двум конкретным проектам: с ОБСЕ и Датским институтом по правам человека - по институциональному совершенствованию деятельности омбудсмена, с ЮНИСЕФ - по вопросам защиты детей. Практически готов к запуску проект сотрудничества с Центром мира и согласия в Осло. Основной функцией уполномоченного является рассмотрение обращений граждан и юридических лиц на предмет восстановления нарушенных прав. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Конституции РК «каждый ... вправе защищать свои права и свободы всеми, не противоречащими закону способами». Статистика обращений к уполномоченному различна. Многие стремятся попасть на личный прием, считая его более эффективным. Другие направляют письменные обращения в отдельных случаях, требующих срочного вмешательства. Используют граждане телефонную или электронную связь. Ни одно из обращений - устное или письменное - не остается без внимания. За время существования института омбудсмена в его адрес поступило более 14 тыс. жалоб и обращений. В общем объеме превалируют жалобы, выражающие несогласие с решениями и действиями судов, а также с действиями или бездействием правоохранительных органов. Кроме того, поднимаются жилищные, земельные вопросы, выражается недовольство методами администрирования местных исполнительных органов. Восстановление нарушенных прав конкретного гражданина ценно тем, что стимулирует пересмотр практики деятельности государственного учреждения, допустившего это нарушение. После запросов и рекомендаций уполномоченного можно надеяться на то, что в других аналогичных случаях гражданам не потребуется дополнительных усилий, чтобы воспользоваться своим правом во взаимоотношениях с данным госорганом.

Вместе с тем вмешательство омбудсмена, оценка с его стороны конкретной ситуации важны тем, что даже в случаях отказа заявители получают полное изложение доводов, исчерпывающую консультацию по конкретному вопросу. Работа с жалобами, прием граждан - первостепенная составляющая деятельности института, позволяющая влиять на госорганы с целью совершенствования и повышения уровня стандартов оказания государственных услуг. Вместе с тем нельзя сказать, что поступающее в наш адрес количество жалоб сокращается. Причин тому достаточно: непрофессиональные действия отдельных чиновников, коррупция, которой Главой государства объявлена непримиримая война, низкий уровень государственных услуг, отсутствие порой координации действий. В связи с этим актуализируется вопрос об эффективности деятельности национального правозащитного института, перспектив его развития. При обсуждении этого вопроса нередко в качестве «слабого звена» упоминается не обязательный, а рекомендательный характер решений омбуд-смена. Однако это обстоятельство, по мнению многих экспертов, имеет свое преимущество. Омбудсмен в качестве профессионального правозащитника, в рамках предоставленных ему полномочий, апеллирует не только к букве закона, но и к существующим нормам морали и человечности. Залогом успеха его деятельности являются защищаемая им справедливость и гуманизм выполняемой миссии. Уполномоченный в своей работе руководствуется прежде всего Конституцией Казахстана, национальным законодательством, а также ратифицированными республикой международными договорами. Конституция Казахстана - это документ прямого действия, поэтому в своих рекомендациях, запросах в госорганы уполномоченный по правам человека в первую очередь апеллирует к нарушению конституционных норм, а затем уже к другим документам и тем самым подчеркивает значимость Основного закона. На регулярной основе проводятся Августовские чтения, посвященные Конституции, которые уже стали доброй традицией. На них идет обсуждение важных проблем развития правовой системы государства. Необходимо отметить, что за 20 лет независимости прогресс Казахстана во всех сферах жизнедеятельности очевиден. Развиваясь, наше государство создало благоприятные условия для жизни каждого гражданина, в том числе для молодого поколения, а это гарантия стабильного будущего.

Свой вклад в это важное дело вносит и институт омбудсмена, который нашел достойное место в правовой системе государства. Он узнаваем как госорганами, институтами гражданского общества, так и гражданами страны. А возможным это стало благодаря суверенитету Казахстана и политической воле Главы государства.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: