Административное регулирование цен на бензин дает только временный эффект
Административное регулирование цен на бензин дает только временный эффект, считает эксперт
Любые административные методы регулирования цен на бензин дают исключительно временный эффект, так как рынок их отторгает, считает казахстанский эксперт в нефтяной сфере Сергей Смирнов, передает КазТАГ.
«В России хотят пойти по пути ограничения предельного уровня надбавки, тогда как в Казахстане ограничили верхний порог цены на бензин. Мера, к которой собираются прибегнуть в России, а также мера, к которой прибегли в Казахстане, носят административный характер. Но любые административные методы регулирования цен на бензин дают исключительно временный эффект. Вырастут издержки производителей и оптовых продавцов, значит, вырастут цены на бензин. От этого никуда не деться», - сказал С.Смирнов в интервью КазТАГ, комментируя поручение вице-премьера РФ Игоря Сечина разработать механизм, ограничивающий рост стоимости бензина на оптовом рынке.
Он полагает, что рынок отторгает любые административные меры его регулирования и предлагает включать в договоры между нефтяными холдингами и независимыми продавцами бензина пункты о «предельном уровне надбавки к оптовой цене бензина».
Ключевая проблема не в регулировании цен на бензин, а в отсутствии полноценного рынка, убежден эксперт.
«И в России, и в Казахстане нет рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) в его классическом понимании. Скажу так, есть некоторые элементы рынка и его внешние атрибуты. Поэтому, если вы заметили, цены на бензин в Казахстане растут вне зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть. Нефть в цене растет, цены на бензин в Казахстане тоже растут, нефть в цене падает, но рост цен на внутреннем рынке продолжается. Это свидетельствует об отсутствии рыночных механизмов регулирования рынка», - утверждает С.Смирнов.
По словам эксперта, попытки государства ограничить цены на бензин весьма опасны.
«Причем, факторы такой опасности очевидны. Представьте себе, что вам ограничили на определенный промежуток времени размер заработной платы. А на рынке именно в этот промежуток времени выросла инфляция, в силу чего цены на продукты и другие товары выросли. То есть, вы теряете материальные стимулы к высокопроизводительной и эффективной работе, а через некоторое время будете работать спустя рукава. Примерно то же самое происходит на рынке бензина», - пояснил специалист, заметив при этом, что даже в условиях незрелого рынка есть возможности влиять на ценообразование.
По его мнению, в первую очередь в республике нужно решить проблему дефицита высокооктанового бензина. «Именно дефицит является ключевым фактором роста цен на бензин. Чтобы решить эту проблему необходимо ускорить модернизацию уже имеющихся нефтеперерабатывающих заводов (Шымкент, Атырау и Павлодар - КазТАГ) или, лучше всего, построить новый завод, который сможет обеспечить внутренний рынок высокооктановым бензином», - полагает С.Смирнов.
Зрелый рынок ГСМ в Казахстане сформируется только в том случае, если государство сможет обеспечить прозрачность и равные возможности всех участников, продолжил эксперт.
«Рынок непрозрачен, и сложно понять, кому что принадлежит. С одной стороны, есть оптовые продавцы бензина, которые имеют легкий доступ в НПЗ, с другой стороны, остальные вынуждены искать обходные пути. Отсюда и дикий характер нашего рынка», - резюмировал он.