Казахстану предлагают воспользоваться богатым опытом Германии в деле гуманизации уголовно-исполнительной системы
Казахстану предлагают воспользоваться богатым опытом Германии в деле гуманизации уголовно-исполнительной системы
Гуманизация уголовно-исполнительной системы вошла в список приоритетных направлений развития Казахстана.
По сути, эта система должна не только реализовывать наказание, предназначенное осужденному, но и работать на поприще исправления заключенного, его образа жизни, мышления. Главная цель: чтобы осужденный, выйдя на свободу, больше не вернулся в застенки. И для достижения этой цели необходимо разработать и реализовать целый комплекс мероприятий.
Гуманизация уголовной системы нужна Казахстану почти так же, как воздух. До последней амнистии в 75 исправительных учреждениях и 19 следственных изоляторах Казахстана находилось 57 тысяч человек работоспособного населения. На содержание одного заключенного в месяц тратится 22 тысячи тенге. Половина осужденных, выйдя на свободу, возвращаются за решетку, потому что не знают, как по-другому жить, да и не хотят знать. Мир видится им в клеточку, а друзья - в полосочку. Свою лепту вносят и работники уголовной системы через жестокое обращение с заключенными и пытки, которые начинаются на этапе следствия. Очень серьезной проблемой для Казахстана является переполненность тюрем, высокая доля осужденных за тяжкие преступления и очень плохие санитарные условия содержания заключенных.
Сегодня казахстанский процесс гуманизации уголовно-исполнительной системы зиждется на принятии законов и проведении амнистий по случаю крупных событий для страны.
- На современном этапе государством предпринимаются меры по расширению сферы применения альтернативных видов наказания без лишения свободы. На современном этапе государством предпринимаются меры в части реформирования законодательства. Один из последних примеров - вступившие в силу поправки в законодательство РК по вопросам службы пробации. В результате создается служба пробации с целью оказания условно осужденным социально-правовой помощи, что будет способствовать снижению рецидивной преступности. При этом основными направлениями оказания социальной помощи является помощь в получении образования, трудоустройстве, лечении и т.д. Внедряются региональные программы оказания социально-правовой помощи осужденным. Также введен механизм рассмотрения досрочного освобождения и замены наказания более мягким, - рассказал Жанат Кешубаев, заместитель председателя комитета уголовно-исполнительной системы Астаны.
Он также отметил, что за последние четыре года наблюдается тенденция увеличения лиц, приговоренных к наказанию без лишения свободы, и уменьшается количество лиц, осужденных к лишению свободы.
Однако эти меры совершенно не влияют на общее число заключенных, число исправительных учреждений, статистику возврата осужденных за колючую проволоку и количество бунтов в колониях. При этом эксперты считают, что процесс гуманизации в уголовной системе протекает слишком медленно.
- Наша пенитенциарная система работает ритуальным способом. Из числа осужденных 47 процентов приговариваются именно к лишению свободы. Альтернативные методы наказания почти не применяются. Хотя альтернативные методы наказания подразумевают, что правонарушитель возмещает нанесенный ущерб, компенсирует. Всего 1 процент оправдательных приговоров в Казахстане. При этом в развитых странах 10-15 процентов оправдательных приговоров. В нашей судебной практике нет такой позиции, когда все сомнения толковались бы в пользу обвиняемого, - комментирует Сергей Злотников, исполнительный директор Transparency-Kazakhstan.
Весьма показательные цифры приводит Татьяна Зинович, заместитель директора Центра исследования правовой политики Алматы.
- Согласно данным комитета по правовой статистике РК, в Казахстане крайне редко применяются такие меры наказания, как штраф, - не более 5 процентов от числа осужденных, исправительные работы - около 0,3 процента, общественные работы - также не более 5 процентов, не говоря уже о такой мере наказания, как лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. За последние три года немного повысилась тенденция назначения ограничения свободы. Около 33 процентов осужденных к лишению свободы - это приговоренные к срокам от 1 до 3 лет. Порядка 10 процентов осужденных к лишению свободы - это приговоренные к срокам до 1 года. Численность условно осужденных к лишению свободы за последние три года сохраняется в пределах 40 процентов.
Также назрела серьезная проблема кадров, работающих с заключенными.
- Квалифицированные кадры нужны, - подчеркнул Игорь Мирошниченко, независимый эксперт при КУИС. - Сегодня наши кадры готовятся для борьбы с преступностью. Но нет психологов, которые способны переломить человека-преступника на светлую сторону жизни.
В целом все правоведы убеждены, что в казахстанских тюрьмах закрытого типа содержится слишком много лиц, которым успешно можно было присудить альтернативный вид наказания.
В связи с накопившимися проблемами полезно было бы воспользоваться опытом по формированию эффективной уголовно-исполнительной системы более развитых стран, например Германии.
Конечно, идеальных показателей по исправлению преступников в Германии еще не достигли. Однако ситуация намного лучше, чем в Казахстане. Для сравнения: в Германии на 100 тысяч населения приходится 88 заключенных (при общей численности населения 81,7 млн человек), в Казахстане на 100 тысяч населения - 208 заключенных (при общей численности населения 16 млн человек). Наша статистика чуть улучшилась после амнистии, в результате которой из 52 тысяч заключенных на свободу вышли порядка 16 тысяч. Но скоро они опять вернутся в застенки.
В Германии доля приговоренных к реальному (безусловному) лишению свободы составляла лишь 11-12 процентов от общего числа осужденных, тогда как штраф - свыше 80 процентов. При этом в отношении большинства осужденных к лишению свободы срок наказания не превышал двух лет.
- Уголовно-исполнительная система должна не только наказывать, но и реабилитировать осужденных. Общество относится предвзято к бывшим заключенным и часто осуждает гуманизацию. Поэтому на работниках системы лежит ответственность по исправлению мышления и образа жизни этой категории людей, - отмечает Сюзанна Герлах, представитель управления юстиции сената Берлина.
Процесс гуманизации в Германии начался 40 лет назад. На этом поприще они достигли многого благодаря огромному инструментарию. По словам германского правоведа, залогом успешного исправления осужденных являются несколько факторов. В первую очередь необходим высокообразованный, квалифицированный, компетентный персонал.
- Сотрудники должны уметь работать с заключенными. Чтобы осужденный, отбыв срок, не вернулся в колонию повторно, нужно докопаться до причины совершения преступления. На сегодняшний день в исправительных учреждениях Берлина содержится 5 тысяч заключенных, с которыми работают всего 150 социальных работников. При этом постоянно ведется работа среди администраторов колоний по воспитанию гуманного и достойного отношения к осужденным, - пояснила она.
Также большое значение имеет занятость заключенных и их подготовка к выходу на свободу.
- Заключенным нужно обеспечить условия для создания полноценной жизни на свободе. Осуждение заключенных и процесс исполнения наказания не должны включать в себя нарушение прав человека на здоровье, образование, жизнь, личное достоинство. Главный вопрос: каким человек выйдет на свободу после отбытия заключения, - в свою очередь отметил Уве Майер-Одельвайд, директор исправительного учреждения открытого типа Берлина.
В план исполнения наказания входят социально-педагогическая поддержка, психологический патронаж, переосмысление и исправление недостатков, повышение квалификации, трудоустройство. Организовываются производства при колониях или заключаются договора с внешними предприятиями о трудоустройстве осужденных. При этом в исправительных заведениях открытого типа осужденным дается возможность покидать колонию на короткий срок - такая терапия благотворно влияет на процесс их перевоспитания. Также очень важно раздельное проживание людей в обустроенных камерах, где предметов мебели больше, чем «толчок» и нары. Вместо них нормальная кровать, письменный стол, телевизор и даже иногда компьютер.
- Сейчас мы стараемся идти по пути, когда в закрытые учреждения попадают только те люди, которые совершили особо тяжкое преступление и по-настоящему представляют угрозу для общества. В работе с осужденными мы стараемся понять причину, по которой человек пошел на преступление, - подчеркнул Уве Майер-Одельвайд.
По мнению отечественных экспертов, сегодня в Казахстане необходим комплекс мер, направленных на сокращение тюремного населения. И для этого следует решить следующие задачи: совершенствование уголовно-исполнительной политики организаций исполнения наказания, направленных на социализацию осужденных, изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы. Также нужно отказаться от коллективной формы содержания осужденных. Заключенные должны содержаться с учетом тяжести совершенного преступления, криминологической характеристики. Необходимо изменить идеологию применения основных средств исправления в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы, подготовки их к жизни в обществе. Кроме того, следует обратить внимание на совершенствование ведомственного контроля над деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечить гласность системы, ее подконтрольность институтам гражданского общества.
Возможно, тогда реалии казахстанских колоний перестанут являть собой сюжет известного немецкого триллера о тюремной жизни «Эксперимент» и опровергнут результаты знаменитого на весь мир Стэнфордского тюремного исследования.
Алина БЕКИРОВА, Алматы