Нурсултан Назарбаев направился в Корею для участия в Саммите по ядерной безопасности
Нурсултан Назарбаев направился в Корею для участия в Саммите по ядерной безопасности
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев направился с рабочим визитом в Корею для участия во втором глобальном Саммите по ядерной безопасности, который пройдет в Сеуле 25-27 марта 2012 года.
Как ранее сообщалось, в рамках Саммита Нурсултан Назарбаев выступит с инициативами. Среди инициатив Казахстана, направленных на сокращение ядерной угрозы - принятие универсального договора о всеобщем нераспространении и уничтожении ядерного оружия, а также заключение Всеобщей декларации безъядерного мира.
В ходе поездки также состоится ряд двухсторонних встреч Президента РК Н.Назарбаева с главами иностранных государств и международных организаций. В частности, ожидаются личные встречи Главы государства с президентами Республики Корея и США Ли Мён Баком и Бараком Обамой, в ходе которых планируется обсудить прогресс, достигнутый в вопросах ядерной безопасности с момента проведения первого Саммита, прошедшего в 2010 году в Вашингтоне, в котором принял участие Президент Казахстана.
Директор казахстанского института стратегических исследований Булат Султанов считает, что принятые на Саммите документы могут стать единственным эффективным механизмом в сфере контроля над военным атомом. По мнению ведущего казахстанский политолога, существующие международные соглашения оставляют множество обходных путей для так называемых «пороговых государств» проникнуть в ядерный клуб. Этот вопрос серьезно актуализируется в наши дни, на фоне обострения проблемы с ядерным досье Ирана и Северной Кореи, сообщает телеканал Хабар.
Как известно, принятие Всеобщей декларации безъядерного мира была впервые предложена президентом Казахстана в апреле 2010-го года в ходе Глобального саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. Что же включает в себя данная декларация, и что по мнению казахстанского руководства необходимо предпринять мировому сообществу, чтобы снизить ядерную угрозу. Уникальность наших инициатив в том, что они основаны на практическом опыте Казахстана в антиядерном движении. Первое и главное - это отказ от оружейного потенциала, который к началу 90-х годов превышал британский и французский. Второе - закрытие в 91-м году Семипалатинского испытательного полигона, стало платформой для объявления Центрально-Азиатского региона безъядерной зоной в 2006-м. Как считает Булат Султанов, речь в данном случае идет о уникальном и даже парадоксальном явлении, так как единственная в Северном полушарии зона, свободная от ядерного оружия создана именно в той части планеты, где это оружие производится и накапливается.
Булат СУЛТАНОВ, ДИРЕКТОР КАЗАХСТАНСКОГО ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
-Мы хотели бы, чтобы такая аналогичная зона была бы создана на Ближнем и Среднем Востоке. Тогда, например, вот эти противоречия, например, между Ираном и Израилем о фактическом наличии или не наличии ядерного оружия была бы снята, и та напряженность, которую мы сейчас наблюдаем на Ближнем и Среднем Востоке, сразу бы на несколько градусов пошла бы вниз. Но, проблема в том, что даже наша зона не утверждена в соответствии с международным законодательством. Некоторые развитые страны тормозят юридическое оформление этого договора. Поэтому, мы еще раз сталкиваемся с одной стороны с двойным толкованием того, или иного документа, а с другой стороны - с нежеланием ряда государств способствовать ядерному разоружению.
По мнению Булата Султанова, под этим предлогом одни государства продолжают работу по совершенствованию ядерного оружия, а другие, так называемые «пороговые страны «, которые считают себя недостаточно защищенными в международно-правовом плане, пытаются любой ценой это оружие получить. Одним из путей решение данной проблемы руководство Казахстана видит в закреплении юридического статуса безъядерных зон, а также повышении их роли, как инструмента нераспространения и борьбы с опасностью ядерного терроризма. В первую очередь речь идет о предоставлении гарантий безопасности со стороны ядерных держав, а также преференции странам-участникам таких зон в поддержку их мирных ядерных программ. Руководство Казахстана уже неоднократно призывало все государства, от которых зависит вступление Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний действие, ратифицировать его. По мнению Булата Султанова, здесь имеет место так называемый «кризис доверия».
Булат СУЛТАНОВ, ДИРЕКТОР КАЗАХСТАНСКОГО ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
-У нас очень много принято договоров, ограничивающих, якобы, и гонку вооружении и нераспространение ядерного оружия. Но они дают лазейки тем государствам, которые бы хотели заниматься ядерными испытаниями для создания ядерного оружия. Вот посмотрите - есть Договор о всеобщем запрещении ядерных испытания ДЗЯО. До сих пор ряд влиятельных государств мира его не подписали, или не ратифицировали. В силу ряда, с их стороны основательных причин. Те же самые угроза терроризма, или стабильность в мире. Но поскольку ДЗЯИ не подписан и не ратифицирован - это дает основания развитым государствам продолжать наращивать ядерный потенциал, а другие страны «пороговые» могут работать в этом направлении.
Поэтому, Казахстан убежден в необходимости скорейшего принятия Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях. По мнению руководства нашей страны, важно заключить новый универсальный договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении и уничтожения ядерного оружия.
Булат СУЛТАНОВ, ДИРЕКТОР КАЗАХСТАНСКОГО ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
- Говоря о безъядерном мире надо очень четко понимать, что речь идет только об одном аспекте. Есть второй аспект - это использование атома в мирных целях. Казахстан, который является одним из крупнейших производителей урана считает, что все государства мира имеют право заниматься работой в области мирного атома. Но, под строгим контролем МАГАТЭ. Я думаю, что это очень важный пункт, и Казахстан будет наращивать работу в этом секторе.
По мнению президента Назарбаева, очень важным аспектом является усиление функций и роли МАГАТЭ в контроле за перемещением и использование расщепляющихся материалов, включая большую прозрачность и подотчетность государств в ядерной сфере. Необходимо разработать четкую схему реагирования МАГАТЭ и ООН в целом на факты уклонения государств от допуска международных инспекторов на ядерные объекты. В этом направлении примечательная еще одна инициатива нашей страны в области ядерной безопасности - создание Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. Казахстан подтвердил готовность разместить данный объект на своей территории, обеспечив надлежащее хранение ядерного топлива.