Комментарий к статьям 7784 Гражданского кодекса Республики Казахстан /С. Климкин/
С. Климкин, к.ю.н., профессор КОУ. Продолжение. Начало в журнале «Юрист», №№1-2 -2012г.
1. Компетенция органов товарищества, а также порядок принятия ими решений или выступления от имени товарищества определяются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательными актами и уставом товарищества.
2. К исключительной компетенции общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью относится:
1) изменение устава товарищества,в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание (назначение) членов (члена) исполнительного органа и досрочное прекращение их (его) полномочий, а также принятие решения о передаче товарищества или его имущества в доверительное управление и определение условий такой передачи;
3) утверждение финансовой отчетности товарищества и распределение его чистого дохода;
4) решение о реорганизации или ликвидации товарищества;
5) избрание и досрочное прекращение полномочий наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
6) утверждение внутренних правил, процедуры их принятия и других документов, регулирующих внутреннюю деятельность товарищества, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
7) решение об участии товарищества в иных хозяйственных товариществах, а также в некоммерческих объединениях;
8) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
9) решение о принудительном выкупе доли у участника товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 82 настоящего Кодекса.
Уставом товарищества к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
3. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников товарищества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа товарищества.
Комментарий к статьям 7784 Гражданского кодекса Республики Казахстан
С. Климкин, к.ю.н., профессор КОУ. Продолжение. Начало в журнале «Юрист», №№1-2 -2012г.
4. Товарищество с ограниченной ответственностью Статья 79 Управление в товариществе с ограниченной ответственностью
1. Компетенция органов товарищества, а также порядок принятия ими решений или выступления от имени товарищества определяются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательными актами и уставом товарищества.
2. К исключительной компетенции общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью относится:
1) изменение устава товарищества,в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание (назначение) членов (члена) исполнительного органа и досрочное прекращение их (его) полномочий, а также принятие решения о передаче товарищества или его имущества в доверительное управление и определение условий такой передачи;
3) утверждение финансовой отчетности товарищества и распределение его чистого дохода;
4) решение о реорганизации или ликвидации товарищества;
5) избрание и досрочное прекращение полномочий наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
6) утверждение внутренних правил, процедуры их принятия и других документов, регулирующих внутреннюю деятельность товарищества, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
7) решение об участии товарищества в иных хозяйственных товариществах, а также в некоммерческих объединениях;
8) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
9) решение о принудительном выкупе доли у участника товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 82 настоящего Кодекса.
Уставом товарищества к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
3. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников товарищества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа товарищества.
1. Общее собрание участников является высшим органом товарищества с ограниченной ответственностью, к исключительной компетенции которого отнесено решение наиболее важных вопросов. Исключительность компетенции означает невозможность передачи определенных вопросов на рассмотрение нижестоящих органов.
В целях защиты интересов как кредиторов, так и участников товарищества исключительная компетенция общего собрания устанавливается законодательными актами. Это обеспечивает ее публичность и доступность, и в случае нарушения – применение п. 11 ст. 159 кодекса.
Поэтому предусмотренная частью второй п. 2 комментируемой статьи возможность отнесения уставом товарищества к исключительной компетенции общего собрания решение и иных вопросов является ошибочной. Решение иных, прямо не предусмотренных законодательными актами, вопросов не является исключительной компетенцией общего собрания.
2. Законом о ТОО исключительная компетенция общего собрания участников расширена. Так, закон, помимо предусмотренных кодексом вопросов, к исключительной компетенции высшего органа относит принятие решений о (об):
• изменении места нахождения и фирменного наименования товарищества;
• утверждении устава товарищества в новой редакции;
• залоге всего имущества товарищества;
• внесении дополнительных взносов в имущество товарищества.
3. Если устав товарищества не требует большего числа голосов или единогласия участников, решения по вопросам, предусмотренным подпунктами 1), 4), 9) п. 2 комментируемой статьи, а также о залоге всего имущества, изменении места нахождения и фирменного наименования товарищества, а также утверждении устава в новой редакции принимаются квалифицированным большинством в три четверти голосов присутствующих и представленных на собрании участников товарищества.
Дополнительным взносам участников ТОО отдельно посвящена ст. 81 кодекса.
По иным вопросам решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и представленных на общем собрании участников товарищества, если устав не требует для их принятия большего количества голосов или единогласия.
При этом под простым большинством понимается 50% голосов плюс один голос.
4. Существуют следующие особенности принятия решений на повторном общем собрании:
i) оно считается правомочным независимо от числа голосов, которым обладают присутствующие или представленные на общем собрании участники;
ii) если присутствующие или представленные на нем участники обладают в совокупности менее чем половиной от общего числа голосов, такое собрание вправе принимать решения лишь по вопросам, не требующим квалифицированного большинства голосов или единогласия.
5. Закон о ТОО детально регламентирует процедуры созыва и проведения общего собрания. При этом согласно постановлению Верховного Суда РК № 2 от 10 июля 2008 г. подлежит безусловному признанию недействительным решение общего собрания, если:
• решение по вопросам, требующим квалифицированного большинства голосов либо единогласия, принято с нарушением этого правила;
• решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня;
• участник товарищества не был надлежаще извещен о месте и времени проведения общего собрания.
6. На заочное общее собрание не допускается вынесение вопросов и принятие решений о (об):
• изменении устава товарищества, включая размер его уставного капитала, места нахождения и фирменного наименования или утверждении устава в новой редакции;
• реорганизации или ликвидации товарищества;
• назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов;
• принудительном выкупе доли у участника товарищества;
• залоге всего имущества товарищества.
7. Некоторые вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников ТОО, требуют более детального рассмотрения.
i) Так, практика столкнулась с проблемой установления правомочности исполнительного органа ТОО осуществлять текущую финансово-хозяйственную деятельность и административно-оперативное управление товариществом по истечении срока его полномочий, установленных учредительными документами товарищества, в случае, если участниками товарищества не предприняты действия по продлению срока полномочий директора, как и по назначению другого лица на должность директора.
Согласно п. 5 ст. 53 Трудового кодекса РК от 15 мая 2007 г. № 251-III ЗРК, если по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются, и не одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок.
ii) В соответствии со ст. 56 кодекса товарищество с ограниченной ответственностью или его имущество может быть передано в доверительное управление, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.
Представляется, что комментируемая норма в части передачи самого ТОО в доверительное управление лишена смысла.
Согласно п. 1 ст. 885 ГК РК объектом доверительного управления может быть любое имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Системное толкование этих двух норм приводит к выводу о том, что товарищество в данном случае рассматривается в качестве объекта гражданских прав. Однако товарищество как самостоятельный собственник является субъектом, но не объектом гражданских прав. Соответственно, само товарищество как юридическое лицо не может быть передано в доверительное управление, в отличие от его имущества (причем, как части, так и всего) или долей участников в уставном капитале товарищества.
iii) В товариществе с ограниченной ответственностью может быть создан наблюдательный совет.
Из содержания п. 1 ст. 57 Закона о ТОО следует, что задачей этого органа является осуществление контроля над деятельностью исполнительного органа товарищества.
При этом за ненадлежащее исполнение своих обязанностей члены наблюдательного совета несут ответственность:
– солидарно по возмещению убытков, причиненных товариществу;
– субсидиарно с товариществом перед третьими лицами за убытки, которые эти лица понесли вследствие несостоятельности (банкротства) товарищества.
На практике же, в случае создания в ТОО наблюдательного совета, он наделяется уставом полномочиями по аналогии с полномочиями совета директоров акционерного общества.
iv) В соответствии с частью первой п. 1 ст. 58 Закона о ТОО, для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью товарищества может быть образована ревизионная комиссия, либо исполнение ее функций может быть поручено одному из участников товарищества или его представителю в качестве единоличного ревизора.
Таким образом, из содержания п. 1 ст. 58 Закона о ТОО вытекает, что создание ревизионной комиссии является правом, но не обязанностью товарищества.
Однако п. 5 этой статьи закона предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) в обязательном порядке проводит проверку годовой финансовой отчетности ТОО до ее утверждения общим собранием участников. Общее собрание не вправе утверждать годовую финансовую отчетность без заключения ревизионной комиссии (ревизора) либо аудиторского отчета.
На практике же налоговые органы, как правило, при принятии финансовой отчетности не требуют, чтобы она была утверждена общим собранием участников товарищества.
8. Об особенностях управления ТОО с единственным участником см. комментарий к ст. 77 ГК.
Законом РК О государственном имуществе установлено, что решения о ликвидации, реорганизации и об изменении наименования товариществ с ограниченной ответственностью, единственным участником которых является Республика Казахстан, принимаются Правительством Республики Казахстан.
Решения о ликвидации, реорганизации и об изменении наименования товариществ с ограниченной ответственностью, единственным участником которых является административно-территориальная единица, принимаются местным исполнительным органом.