КОНСТИТУЦИОННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЗАХСТАНЕ /М. Сарсембаев/
М. Сарсембаев, доктор юридических наук, профессор (Центризбирком РК)
В Конституции республики от 30 августа 1995 года есть отдельный раздел, посвященный правам и свободам человека и гражданина. Они практически совпадают с правами и свободами, изложенными в основных международно-правовых документах, посвященных урегулированию этих прав и свобод.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЗАХСТАНЕ
М. Сарсембаев, доктор юридических наук, профессор (Центризбирком РК)
В Конституции республики от 30 августа 1995 года есть отдельный раздел, посвященный правам и свободам человека и гражданина. Они практически совпадают с правами и свободами, изложенными в основных международно-правовых документах, посвященных урегулированию этих прав и свобод.
К сожалению, Конституция наша пока не является документом прямого действия (по крайней мере, в нашей правовой практике). Но даже Конституция как документ прямого действия не может до конца решить вопросы реализации политических и гражданских прав и свобод человека. Именно поэтому хотелось бы предложить принять 2 отдельных закона Республики Казахстан: Закон «О политических правах» и Закон «О гражданских правах». К примеру, в Соединенных Штатах Америки Закон «О гражданских правах» имеет объем целого тома книги. И в нашей стране мы могли бы применительно к нашим особенностям разработать и принять Закон «О гражданских правах», основу которого составили бы гражданские права, закрепленные в Конституции Республики Казахстан и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.
Компаративистский анализ норм гражданских и политических прав в Международном пакте о гражданских и политических правах и норм о гражданских и политических правах человека и гражданина, закрепленных в разделе II Конституции Республики Казахстан показал следующее. В рассматриваемом Международном пакте находятся 53 статьи, из которых политическим правам посвящены 8 статей (или 25 норм), гражданским правам - 13 статей (или 48 норм), гарантиям гражданских и политических прав - 7 статей (или 17 норм), статусу и компетенции Комитета по правам человека - 17 статей. Конституция Республики Казахстан посвящает политическим правам 6 статей (или 13 норм), гражданским правам - 7 статей (или 15 норм), гарантиям всех прав человека - 10 статей (или 25 норм).
Как видим, по количественным параметрам гражданские права в Конституции уступают гражданским правам, нашедшим закрепление в Международном пакте. Если Международный пакт говорит о 48 нормах гражданских прав и их аспектов, то Конституция Казахстана говорит о 15 нормах гражданских прав и их аспектов. Говоря другими словами, в Конституции Казахстана на 33 нормы гражданских прав и их аспектов меньше, чем в Международном пакте. Примерами тех норм о гражданских правах человека, которые могли бы найти свое место в Конституции Республики Казахстан, можно назвать следующие: а) право мужчин и женщин на равное пользование всеми гражданскими и политическими словами; б) запрет «рабства и работорговли во всех их видах»; в) право всех лиц, лишенных свободы, «на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности»; г) запрет на лишение свободы человека «на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство»; д) право каждого, кто осужден за какое-либо преступление, на пересмотр его приговора вышестоящей судебной инстанцией.
Если в Международном пакте присутствуют 25 норм о политических правах, то в Конституции Казахстана находятся 13 норм о политических правах и об их аспектах, то есть на 12 норм меньше. 12 политических прав и их аспектов, которых недостает в основном законе: а) право каждого ребенка «без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения» «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства»; б) запрет принимать законодательные акты относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию в ущерб гарантиям, предусматриваемым в Конвенции Международной организации труда 1948 года или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям; в) запрет пропаганды войны; г) запрет на выступления «в пользу национальной, расовой и религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию».
Возникает вопрос, надо ли все эти недостающие в Конституции Республики Казахстан нормы о гражданских и политических правах и их аспектах включить в раздел II Конституции страны. Один из вариантов ответа: можно и включить, причем включить все нормы. Другой вариант ответа: включить в текст ныне действующей Конституции наиболее важные, недостающие в ней нормы о гражданских и политических права и их аспектах. Третий вариант ответа: все недостающие в Конституции нормы о гражданских правах и их аспектах наряду с другими гражданскими правами включить в состав возможного к принятию в будущем Конституционного закона Республики Казахстан о гражданских правах, а все недостающие в Конституции нормы о политических правах и их аспектах наряду с другими политическими правами включить в текст возможного в будущем Конституционного закона Республики Казахстан о политических правах.
Почему мы даем разные ответы на поставленный вопрос о возможном дополнении Конституции нормами о гражданских и политических правах? Автор изучил 15 конституций ведущих государств мира и увидел следующую картину по интересующему нас вопросу.
К первой группе государств следует отнести страны, конституции которых закрепляют в значительной мере нормы о правах и свободах человека. Эту группу можно подразделить на 2 подгруппы: 1) конституции стран с развернутыми статьями о правах и свободах человека (Бельгия (23 нормы о гражданских и политических правах), Германия (29), Греция (39), Испания (31), Италия (24), Нидерланды (20), Португалия (24 статьи), США (Билль о правах), Франция (Декларация прав человека и гражданина - 17 пунктов), Япония (23); 2) конституции стран с небольшим объемом прав и свобод человека (Дания (9 норм о гражданских и политических правах), Ирландия (12), Люксембург (12). Вторая группа стран в своих конституциях говорит о правах человека единичными, несколькими статьями. В число таких стран входят Австрия, Норвегия. Как видим, в конституциях развитых демократических государств наблюдается разнобой в закреплении численности норм о гражданских и политических правах и об их аспектах (от 1-2-х до 39-ти норм). Отсюда можно сделать вывод о том, что в Конституцию Республики Казахстан можно не включать дополнительно гражданские и политические свободы, а сделать их объектом урегулирования в конституционных и обычных специализированных законах республики.
Наличие таких конституционных законов в Казахстане не отменяло бы, напротив, предполагало бы наличие в стране специализированных законов, к примеру, о свободе слова, о свободе митингов и демонстраций, о свободе совести. На мой взгляд, в эти конституционные законы Казахстана о гражданских правах, о политических правах можно включить все те нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, которые не были включены в текст Конституции Республики Казахстан. Такие конституционные законы могли бы с учетом международно-правовых документов о правах человека могли бы устанавливать нормы-принципы, которые в детализированном виде развивались бы в специализированных законах о правах и свободах человека и гражданина в Казахстане.
Показателен в этом плане Федеральный конституционный закон Австрийской Республики от 29 ноября 1988 года «О защите личной свободы», который состоит из 8 статей. В данном Конституционном законе сказано, что каждый австрийский гражданин «имеет право на свободу и безопасность (личную свободу)». Давайте вместе вникнем в содержание пункта 4 статьи 1 анализируемого конституционного закона Австрии и вместе удивимся: «С арестованным или задержанным необходимо обращаться, уважая его человеческое достоинство и по возможности проявляя бережное отношение к его личности»; к нему могут быть применены только такие ограничения, которые соразмерны цели задержания или необходимы для обеспечения безопасности и порядка на месте задержания». В казахстанском законодательстве есть положения относительно правового статуса лица, лишенного свободы, но в нем фраз «о бережном отношении к личности» все же нет. В статье 2 дан исчерпывающий перечень 7 оснований, по которым человек может быть лишен личной свободы. Заслуживает одобрения то, что в конституционном законе предусмотрено: «Каждый, кто незаконно арестован или задержан, имеет право на полное удовлетворение, включая возмещение неимущественно-правового вреда». Что-то похожее в виде конституционного закона о гражданских, политических правах человека и гражданина мы могли разработать и принять у себя здесь, в Казахстане.
Основу и структуру будущего Конституционного закона Республики Казахстан «О гражданских правах» могли бы составить следующие положения: а) необходимость реализации гражданских прав и свобод; б) гарантии государства по обеспечению гражданских прав и свобод; в) гарантии прав лиц, лишенных свободы; г) право человека на жизнь; д) право человека на свободу совести и религии; е) право на уважение человеческого достоинства; ж) право человека на обладание гражданством; з) право человека на передвижение внутри страны, на выезд из страны и на возвращение в нее; и) право человека на справедливое разбирательство в суде; к) право человека на признание его правоспособности и дееспособности; л) право человека на неприменение к нему пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.
Структурную основу будущего Конституционного закона Республики Казахстан «О политических правах» могли бы составить следующие разделы и статьи: а) формы реализации политических прав и свобод; б) гарантии государства по обеспечению политических прав и свобод; в) право человека на свободное выражение своих убеждений; г) право человека на свободу объединений и ассоциаций; д) право человека на участие в управлении и решении государственных и общественных дел; е) право человека избирать и быть избранным на выборную должность; ж) право человека на свободу слова; з) право человека на свободу митингов, собраний, демонстраций; и) право человека на доступ к информации, на ее получение и распространение; к) право человека на равный доступ к государственной службе.
В Республике Казахстан принят ряд специализированных законов о правах человека, имеющих отношение к гражданскими и политическим правам. Эти законы нуждаются в улучшении, усовершенствовании. К таковым следует отнести: Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года № 344 «О политических партиях», Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации», Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года № 2126 «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка», Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», позволяющие гражданам республики в целом осуществлять свои гражданские и политические права.
Наряду с этими законами, на мой взгляд, в перспективе необходимо разработать и принять на законодательном уровне следующие совершенно новые специализированные законы республики: «Об усыновлении детей и наблюдении за их воспитанием на национальном и международном уровнях», «О запрете принудительного труда», «О противодействии пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания», «О праве на свободу информации», «О доступе граждан к правосудию», «О социальной защите лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы», «О неприкосновенности частной жизни граждан», «О роли административных судов по защите прав граждан», «О праве на свободу совести и вероисповедания», «О праве на свободу выражения своих убеждений», «О праве человека на личную свободу», «О гарантиях права быть избранным», «Об обеспечении права на гражданство», «О соотношении права на свободу митингов и собраний и ограничений в отношении их», «О защите от необоснованного уголовного преследования», «О гарантиях права граждан на ассоциацию, на формирование профсоюзов», «О неукоснительном, последовательном и скрупулезном соблюдении всех процессуально-правовых норм при защите прав и свобод человека», «Об ответственности государственных служащих, допускающих нарушения норм законодательства о рассмотрении жалоб, заявлений граждан», «О гарантиях тайны корреспонденции, переписки (электронной переписки) граждан», «О праве граждан на неприкосновенность жилища».
Хотелось бы привести в качестве примера несколько наименований законов Казахстана из приведенного ряда и предложить хотя бы в общем виде структуру этих возможных будущих законов Казахстана. Так, из актуальных, на мой взгляд, законов Казахстана является Закон «О праве на свободу совести и вероисповедания». В этом законе можно предусмотреть гарантии осуществления свободы совести и религии, дать определение понятию «свобода совести» как свободу принимать соответствующую религию, убеждения согласно своему выбору, а также свободу исповедовать свою религию и убеждения как в единоличном порядке, так и сообща с другими людьми, можно закрепить, что каждый человек имеет право на свободу совести и религии; в тексте такого закона можно закрепить положение о том, что ни один человек не может быть подвергнут принуждению, которое ограничивало его свободу принимать или не принимать религию или убеждения в соответствии со своим выбором. В данном законе непременно нужно записать, что любой гражданин, подвергшийся принуждению в этом вопросе, к принуждению к вступлению в ту или иную религиозную секту, к вхождению в состав воинственно настроенных организаций нетрадиционных направлений религии, имеет право на защиту со стороны государственных органов и общественных организаций. Обязательно в этом законе нужно будет закрепить, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит ограничениям, которые устанавливаются казахстанским законом и которые необходимы для обеспечения общественного порядка, здоровья, правил морали, основных прав и свобод других лиц, а также для охраны общественной безопасности. Была бы не лишней норма о том, что казахстанское государство уважает свободу родителей и опекунов по поводу обеспечения ими религиозного и нравственного воспитания своих детей в соответствии со своими убеждениями.
Надо обратить внимание на Закон Республики Казахстан «О неукоснительном, последовательном и скрупулезном соблюдении всех процессуально-правовых норм при защите прав и свобод человека», который, возможно будет принят в перспективе. Особо нужно иметь в виду, что суды в стране должны неукоснительно, скрупулезно соблюдать все уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, процессуальные нормы при рассмотрении трудовых споров и конфликтов. Для всех судебных, следственных органов, дисциплинарных органов, проверочных комиссий должно стать неукоснительным правило о том, что ни одни приговор, ни одно постановление, ни одно решение не может быть вынесено до тех пор, пока не будут скрупулезно исполнены абсолютно все процедурные, все процессуальные нормы и правила. Неисполнение хотя бы одной процедурной, процессуальной нормы должно автоматически вести к отмене, аннулированию приговора, постановления, решения любого, в первую очередь судебного, органа. Любые ходатайства, имеющие мало-мальское отношение к спору, делу, иску должны непременно быть рассмотрены и даны убедительные разъяснения. Ходатайство не может считаться закрытым до тех пор, пока не будут дан убедительный и исчерпывающий ответ на последний вопрос соответствующей стороны. В таком законе должна быть установлена дисциплинарная, административная, уголовная ответственность судей, других государственных должностных лиц, лиц, ответственных за проведение процесса, разрешение спора за нарушение процедурных, процессуальных норм. И такая ответственность должна стать неотвратимой. Подобного рода нормы и могли бы составить остов Закона республики «О неукоснительном, последовательном и скрупулезном соблюдении всех процессуально-правовых норм при защите прав и свобод человека».
Усовершенствование норм и положений существующих законов Казахстана по правам человека и гражданина, принятие новых конституционных законов «О гражданских правах», «О политических правах», принятие приведенных здесь специализированных законов по узловым проблемам гражданских и политических прав не только создали бы достаточное широкое казахстанское правовое поле по правам человека, что дополнительно демократизировало бы направления государственной и общественной деятельности в стране, но и содействовало бы реализации норм Международного пакта о гражданских и политических правах.
Следует отметить, что Международный пакт о гражданских и политических правах мог бы регулировать более эффективно эти категории права человека для всего мирового сообщества государств, в том числе для Республики Казахстан, если можно было бы устранить некоторые недостатки, неточности в его тексте.
Так, статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах говорит о том, что «все народы имеют право на самоопределение» и что «все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права». Эта статья говорит о народе и ничего не говорит об индивидуумах и их правах. В ней ничего не сказано о взаимосвязи и взаимоотношений между понятиями «народ» и «отдельный человек». А это надо было бы сделать в статье 1 Международного пакта. Пункт 2 статьи 1 Международного пакта представляет собой нагромождение понятий и категорий из сферы международного экономического права. Сам же Международный пакт относится к сфере гуманитарного права. Поэтому не совсем можно понять, что может роднить эти разноплановые отрасли международного права между собой. Фраза «для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества», на мой взгляд, юридически неправильная. Само по себе «сотрудничество» своим появлением на свет обязано «обязательствам», а не наоборот, как это представлено в данной статье Международного пакта. А «обязательства» вытекают из «норм международных договоров и соглашений» и ведут к «сотрудничеству участников этих договоров и соглашений».
В пункте 4 статьи 6 Международного пакта записано: «Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях». Это означает, что амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы и в случае отсутствия раскаяния преступником в совершении им убийств, к примеру, многих людей, в том числе детей. В этой связи, думается, что это положение может быть сформулировано так: «Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы в соответствующих случаях».
В ряде конституций государств, а также в Конституции Республики Казахстан закреплено, что каждый человек и гражданин в Республике Казахстан имеет право на тайну корреспонденции, личной переписки. Вот такое гражданское право человека в статье 17 Международного пакта упомянуто мимоходом. Уверен, что более расширенное урегулирование этого права человека в тексте Международного пакта обогатило бы его.
Чтобы содействовать более полному и эффективному осуществлению гражданских и политических прав граждан Казахстана, есть смысл решить вопрос о присоединении (ратификации), подписании Казахстаном следующих относящихся к правам человека международных конвенций и соглашений: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 года, Конвенция о международном праве опровержения от 16 декабря 1952 года, Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию от 9 июля 1948 года, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков от 10 декабря 1962 года, Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года, Конвенция о сокращении случае многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства от 6 мая 1963 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины от 4 апреля 1997 года, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года. Иногда говорят, что Казахстану вряд ли целесообразно присоединяться к европейским международно-правовым документам, или утверждают, что европейцы вряд ли захотят, чтобы Казахстан стал участником упомянутых европейских конвенций. Мы думаем, что Казахстану целесообразно присоединяться и к европейским конвенциям потому, что Казахстан имеет часть своей территории, относящейся к европейскому континенту, а также потому, что государства на всех других континентах планеты с уважением относятся к европейским ценностям, в том числе юридическим ценностям. Кроме того, Казахстан находится в составе европейской организации ОБСЕ и даже в 2010 году был ее Председателем. В составе другой европейской организации - Совета Европы есть и азиатские государства в лице Азербайджана и Японии. К тому же, между нашей страной и Европейским союзом существуют договорно-партнерские отношения. На переговорах с европейскими структурами мы неоднократно слышим от их представителей предложения о желательности присоединения Казахстана к европейским конвенциям о правах человека.