Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из серьезнейших проблем нашего государства
Чтобы дорога была безопасной
Какие реформы ожидают в ближайшее время дорожную полицию? Почему в последнее время отмечается рост аварийности на дорогах? Что делается для повышения безопасности движения? На эти и другие вопросы «Казахстанской правды» отвечает председатель Комитета дорожной полиции МВД РК Берик БИСЕНКУЛОВ.
- Берик Байбулович, думаю, не ошибусь, если скажу: у населения сложился стереотип - за все, что происходит на дороге, отвечает дорожная полиция. Но всегда ли ваша служба в состоянии предупреждать те негативные явления, которые случаются в пути?
- Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из серьезнейших проблем нашего государства. И в условиях быстро растущей автомобилизации населения она приобретает все большую остроту. Не случайно в республике этому вопросу уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне.
К сожалению, статистика такова, что в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает более 2 700 человек и еще 14 тысяч человек получают травмы различной степени тяжести.
Следует отметить, что уровень безопасности на дорогах зависит от комплекса факторов. Это техническое состояние автомобилей, уровень организации движения, своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и многое другое. Однако основным фактором, определяющим в целом положение с безопасностью на дорогах, является низкая дисциплина водителей.
Нужно понять - на каждый километр дороги не поставишь инспектора. Ежедневно здесь несут службу порядка 2,5 тысячи сотрудников дорожной полиции, а протяженность трасс составляет более 120 тысяч километров. Скажу больше. Остановив водителя, проверив его документы, нельзя гарантировать, что после он не совершит дорожно-транспортное происшествие.
Вместе с тем в целях сдерживания роста аварийности нами принимается комплекс мер. Усиливаем контроль на дорогах. Регулярно проводим рейдовые мероприятия с участием средств массовой информации. Только за прошлый год дорожной полицией пресечено около 2 миллионов нарушений Правил дорожного движения, в том числе задержано свыше 50 тысяч пьяных водителей. За грубые нарушения судами лишены права управления 35 тысяч человек, подвергнуты административному аресту 6 тысяч правонарушителей.
Меры административного взыскания принимаются не только к водителям. За нарушения правил оштрафовано более 100 тысяч пешеходов. И результаты есть, их не видеть нельзя. Нужно признать, что на сегодня именно ужесточение ответственности в большей степени повлияло на снижение показателей аварийности на дорогах. С 2007 по 2011 год ежегодное число ДТП сократилось на 25%, число погибших в них граждан - на 38% и раненых - на 26%.
- Между тем в текущем году отмечается рост аварийности на дорогах…
- Да, с начала текущего года мы регистрируем рост статистических показателей аварийности, в частности, по числу дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них граждан. Прежде всего это обусловлено тем, что со второй половины прошлого года изменена сама модель формирования показателей аварийности. Если мы раньше как «пострадавших» учитывали только тех лиц, которые были госпитализированы в результате ДТП, то сейчас - всех, кому назначено амбулаторное лечение на срок не менее одного дня.
Кроме того, изменен критерий определения погибшего, теперь в статистику включаются лица, скончавшиеся от последствий дорожно-транспортных происшествий в течение 30 суток вместо семи.
Необходимо принять во внимание и тот фактор, что учет дорожно-транспортных происшествий полностью переведен в автоматический электронный формат. Сведения о каждом из них вносятся в информационную систему «ДТП» Комитета дорожной полиции МВД и информационную базу Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.
- Большой общественный резонанс получило дорожно-транспортное происшествие, происшедшее недавно на участке автомобильной дороги между Карагандой и Балхашом, в результате которого погибли 16 человек. Какие основные выводы сделаны в МВД по результатам проведенного расследования?
- Это ДТП, происшедшее 8 мая и повлекшее гибель 16 граждан Кыргызстана, - яркий пример того, что может случиться из-за низкой дисциплины и безответственности водителей.
В погоне за прибылью водитель минивэна, пренебрегая требованиями правил дорожного движения, перевозил пассажиров с нарушением норм вместимости. Вместо 7 положенных в автомобиле находилось 17 пассажиров.
За некоторое время до аварии водителя останавливали сотрудники дорожной полиции, по факту перегруза на него был составлен административный протокол, пассажиры высажены. Несмотря на это он спустя пару часов, дождавшись, когда полицейские уедут, вновь посадил пассажиров на ближайшем кемпинге и продолжил движение.
К сожалению, законодательство в этом случае, на наш взгляд, недостаточно жестко. За нарушение правил перевозки пассажиров предусматривается лишь административный штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Чтобы решить эту проблему, нам необходимо ужесточить требования к коммерческим перевозкам пассажиров. В частности, на таких перевозчиков также должны распространяться требования по проведению предрейсового медосмотра водителей, технического осмотра автотранспорта, соблюдению режима труда и отдыха.
- Какие первоочередные меры могут существенно снизить уровень аварийности на дорогах?
- Как свидетельствует опыт зарубежных стран с развитой автомобилизацией, во многом им удалось добиться колоссальных результатов в деле снижения уровня дорожно-транспортного травматизма за счет улучшения организации дорожного движения, строительства многоуровневых транспортных развязок, подземных (надземных) пешеходных переходов. То есть путем исключения или минимизации условий для совершения человеческих ошибок.
К примеру, у нас в республике с введением в эксплуатацию участка автомобильной дороги Астана - Боровое, имеющей 6 полос для движения, а также разделительные и удерживающие ограждения, аварийность здесь снизилась в три раза. В результате мы сократили количество автопатрулей дорожной полиции.
- Берик Байбулович, расскажите, как решаются вопросы оказания экстренной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях?
- По результатам исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенных в 2007 году, по смертности в ДТП Казахстан, к сожалению, занимал лидирующую позицию в Европейском регионе. Сейчас ситуация изменилась, нам удалось этот показатель сократить почти вдвое.
Однако, как показывает анализ, высокую тяжесть последствий нам продолжают давать ДТП на загородных дорогах. Именно там происходят аварии с многочисленными человеческими жертвами.
Поэтому в рамках Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы для повышения оперативности реагирования и своевременного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на наиболее напряженных участках загородных дорог Министерством по чрезвычайным ситуациям совместно с Минздравом создаются медико-спасательные пункты с использованием вертолетов и современных реанимобилей.
Эти меры позволят приблизиться к международным стандартам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в так называемый «золотой час» и существенно снизить летальность.
- Какие еще нововведения позволят повысить эффективность работы дорожной полиции?
- В первую очередь это использование новых технологий, инновационных решений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С 2006 года при поддержке местных исполнительных органов повсеместно внедряются автоматические системы фиксации нарушений ПДД. На сегодня такие системы установлены и успешно работают в столице и еще 14 городах республики.
Эффективность очевидна. На 1 инспектора в год приходится 440 выявленных нарушений, на 1 фиксатор - 2 800 нарушений. К примеру, только в прошлом году с помощью технических средств контроля выявлено почти 500 тысяч нарушений, взыскано в бюджет свыше 1,2 миллиарда тенге.
- С начала текущего года функции дорожной полиции по проведению технического осмотра переданы в конкурентную среду, но не получится ли так, что эта мера не усилит, а, наоборот, - ослабит эффективность контроля за техническим состоянием транспортных средств?
- Не думаю. Новые подходы к организации техосмотра должны повысить его эффективность, улучшить качество проверки технического состояния автомобилей. Речь идет о диагностике, которой полиция заниматься не имела возможности.
Процесс этот только на начальном этапе. Рынок услуг в данной сфере еще полностью не сформирован. И здесь все не так просто, как кажется со стороны. У бизнеса есть опасения: смогут ли они вернуть вкладываемые средства?
В перспективе же, чтобы решить задачу повышения безопасности транспортных средств, нам необходимо переходить на европейские стандарты. Каждая автомашина должна иметь сервисную книжку, регламентное обслуживание и гарантию.
Следует отметить, что определенным барьером для ввоза в страну подержанных автомобилей стало повышение таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Безусловно, данные меры положительно скажутся на обновлении автопарка страны.
- Какие еще реформы ожидают вашу службу в год 20-летия казахстанской полиции?
- Важное направление, над которым мы сейчас работаем, - подготовка проекта нового Закона «О дорожном движении». Необходимость его разработки назрела уже давно, ведь действующий Закон «О безопасности дорожного движения» был принят еще в 1996 году и, безусловно, не в полной мере отвечает современным реалиям.
В новом законопроекте определены три основные задачи. Во-первых, создание эффективной системы профилактики ДТП. Во-вторых, содействие принятию стратегии и комплексных программ в сфере обеспечения дорожной безопасности. В-третьих, усиление межведомственной координации и повышение роли каждого государственного органа в решении соответствующих проблем.
Его принятие позволит создать адекватные механизмы управления и взаимодействия, четко распределить зоны ответственности как по уровням власти, так и по ведомствам, а также восполнить существующие пробелы нормативно-правового обеспечения безопасности дорожного движения.
В целом, согласно основной идее законопроекта, повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики. Мы также разработали Отраслевую программу на 2012-2014 годы, которой предусмотрено выполнение комплекса мероприятий в этой сфере. Ее реализация позволит поднять на качественно новый уровень безопасность на наших дорогах.
С апреля текущего года по поручению Главы государства проводим эксперимент по объединению служб дорожной полиции и патрульной полиции на базе ДВД Павлодарской области. Речь идет о введении в систему органов внутренних дел новой фигуры в лице «универсального» полицейского. Предполагается, что на него будут возложены полномочия по обеспечению не только безопасности дорожного движения, но и охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности в микрорайонах, жилых массивах.
Эксперимент планируется завершить в апреле следующего года. Тогда и будет принято решение о целесообразности введения института «универсального» полицейского на всей территории страны.
Еще одно направление - передача функции по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений в ведение специализированных ЦОНов. До конца текущего года соответствующие пилотные проекты будут реализованы в Астане, Алматы, Актау и Караганде. Это позволит оптимизировать работу регистрационно-экзаменационных подразделений и снять вопросы очередей.
В результате граждане будут получать своевременные и качественные услуги.
Сейчас в контексте этих мер пересматриваются правила регистрации транспортных средств. Будет исключена сверка номерных агрегатов при выдаче дубликатов свидетельства о регистрации транспортных средств и государственных номерных знаков.
Очевидно, придется отказаться от регистрации лиц, пользующихся транспортными средствами по доверенности. Необходимую информацию о поверенных лицах органы внутренних дел смогут получать из базы данных по страховым полисам по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Кстати данный инструмент позволит нам устанавливать и владельцев транспортных средств, зарегистрированных в других государствах и временно эксплуатируемых в нашей республике.