Пробел в законодательстве Казахстана позволяет водителям многократно садиться за руль «подшофе»
Пробел в законодательстве Казахстана позволяет водителям многократно садиться за руль «подшофе»
Управление транспортным средством в состоянии алкогольного и иного опьянения признается законодателем одним из наиболее общественно опасных и грубых нарушений Правил дорожного движения. Внесение изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях в июле 2008 года усилило ответственность лица, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного и иного опьянения.
Безусловно, данные нововведения привели к снижению смертности на дорогах и числа дорожно-транспортных происшествий. Лишение водительских прав на длительный срок и административный арест при повторном нарушении, является действенными мерами в борьбе с пьянством водителей на дорогах.
По мнению председателя специализированного межрайонного административного суда города Астаны Каната Дуйсембиева, несмотря на это необходимо усилить ответственность автолюбителей за повторное управление автотранспортом «подшофе», для которых есть некоторые «лазейки» в законодательстве Казахстана.
По его словам, за рубежом управление автомобилем в нетрезвом состоянии является еще и уголовно наказуемым преступлением, за которое можно получить тюремный срок. В 2006 году актер Мэл Гибсон был арестован за управление автомобилем в нетрезвом виде: он сидел за рулем с открытой бутылкой текилы. Это был второй арест за пьянку за рулем; впервые он был задержан в 1984 году, тогда его оштрафовали на 400 долларов США и на три месяца лишили водительских прав. В последний раз суд приговорил его к трем годам условного лишения свободы, штрафу (1,3 тысяч долларов США) и направил на курсы лечения от алкоголизма. В 2007 году светская львица Пэрис Хилтон отбыла 23-дневный тюремный срок, к которому ее приговорили за нетрезвое вождение без прав. Также согласно законодательству США, если лицо в состоянии алкогольного опьянения управляет локомотивом, железнодорожным составом, автомобилем со спальными местами, автобусом, перевозящим пассажиров коммерческим рейсом между штатами, водным или воздушным транспортным средством то он может быть лишен свободы на срок до 15 лет.
В разных странах наказание, как и состояние алкогольного опьянения, оценивается по-разному. Зачастую, как и в России, позволяется содержание алкоголя в крови в небольшом количестве. При этом нормы варьируются. Напомним, что для российского водителя алкогольный предел был - 0,3 промилле при исследовании крови и 135 мг/ м3 при выдыхании воздуха в алкотестер. В Швеции этот показатель составляет - 0,2 промилле, во Франции - 0,5 промилле, в Великобритании - 0,8 промилле.
Данные отступления закреплены в Европейском соглашении, дополняющее конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 года (Женева, 1 мая 1971 г.) согласно которой в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях - в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови в соответствии с национальным законодательством не должен превышать 0,80 г чистого алкоголя на литр крови или 0,40 мг на литр выдыхаемого воздуха.
На Западе уровень содержания алкоголя в крови вводился для учета, так называемого эндогенного алкоголя, который вырабатывается естественным образом в процессе жизнедеятельности человека (у людей он может достигать 0,2 мг на литр выдыхаемого воздуха).
В некоторых странах за анализируемое правонарушение предусмотрены огромные штрафы, которые например, в Швейцарии составляют от 60 до 120 тысяч евро, в Австрии до 70 тысяч евро, а в Великобритании эта сумма достигает и 150 тысяч евро.
Периодически на различных уровнях также предлагается одновременно с уголовным наказанием ввести и пожизненное лишение прав для любителей погонять «подшофе». Данные предложения, скорее всего, возникают из-за имеющихся в некоторых странах принципа сложения наказаний за идентичные транспортные правонарушения. Так, например, в Российских СМИ описывался рекордный срок лишения прав, когда по приговору суда автолюбитель из Барнаула Денис Михайлов по совокупности был их лишен на 156 лет.
Также предлагается ввести «конфискацию машины» для лиц, которые и после лишения водительских прав и после нескольких многосуточных «отсидок» продолжают садиться за руль.
«В истории отечественного правосудия тоже есть свои «герои». Так, например Евгений Вайгум специализированным межрайонным административным судом города Астаны в 2010 году за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения был лишен прав управления транспортными средствами на 2 года (статья 467 часть 1 КоАП). Но в последующем в том же году за аналогичные правонарушения он был подвергнут аресту сначала на 10 суток, затем на 15 суток, а на следующий год еще на 15 суток. За указанный период он успел совершить ДТП и скрыться с места происшествия, за что был лишен прав еще на 1 год.
Но в 2011 году его опять задерживают по подозрению в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. И вот тут он, чтобы избежать повторного ареста, использует одну из «лазеек» имеющихся в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях. Он отказывается от прохождения освидетельствования, и сотрудники дорожной полиции вынужденно возбуждают административное производство только по части 2 статьи 471 Кодекса об административных правонарушениях, и постановлением суда он опять подвергается взысканию в виде лишения право управления транспортными средствами на 2 года.
Данный пробел в законе позволяет таким неисправимым правонарушителям снова и снова садиться за руль «подшофе», совершать дорожно-транспортные и другие происшествия. Так как знают, что при повторном задержании они могут отказаться от прохождения освидетельствования и их не подвергнут административному аресту, а просто лишат водительских прав, которых они и так лишены, еще на 2 года. И это может продолжаться до бесконечности», - считает он.
Большую озабоченность данная ситуация вызывает при совершении этими лицами ДТП, когда потерпевшим не возмещается ущерб, так как лишенный водительских прав правонарушитель не проходит техосмотр, не страхует автотранспорт и так далее.
Так в период с 2009 года по 2011 год общее количество лиц, которые впервые были привлечены специализированным межрайонным административным судом города Астаны к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и иного опьянения, составило 11 672 водителя. Из этого количества лиц, повторно были привлечены к ответственности 1868 водителей. За этот же период за отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения было привлечено 728 лиц.
«Таким образом, получается, что, несмотря на усиление законодателем ответственности, говорить о тотальном уменьшении количество лиц привлекаемых повторно за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения не приходиться.
Для решения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо объединение части 2 статьи 471 со статьей 467 Кодекса об административных правонарушениях. И более привлекательной в данной ситуации является редакция Кодекса об административных правонарушениях Украины, которая звучит как «Управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или на употребление лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции».
Данные составы объединены и в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ».
При этом в Уголовный Кодекс, законодатель Беларуси заложил такую же редакцию, но с добавлением « … совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения».
Тогда, лишенный водительских прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения правонарушитель, при повторном задержании и при отказе от прохождения освидетельствования уже будет подвергнут административному аресту.
В ходе проведенного анализа, также установлено что данные правонарушения совершаются все больше лицами которые ранее привлекались к уголовной ответственности или лицами, которые осуждены к условной мере наказания. И в этой ситуации, на мой взгляд, необходимо задействовать введенный в начале текущего года в наше законодательство институт «службы пробации», призванный осуществлять контроль за условно осужденными лицами.
Вместе с тем статья 64 Уголовного и статья 184 Уголовно-исполнительного Кодекса РК, предусматривает продление испытательного срока, установление усиленного пробационного контроля и отмену условного осуждения, только при совершении условно осужденным административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и нравственность, прав несовершеннолетних, на личность, и в сфере семейно-бытовых отношений. Тогда как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения является по степени не менее общественно опасным, чем указанные правонарушения.
Или же до внесения изменений в вышеуказанную статью 184, необходимо проработать механизм извещения уголовно-исполнительной инспекции о совершении их «подопечными» таких общественно опасных административных правонарушений, для принятия соответствующих мер. Или же им следует данный вопрос проработать с органами правовой статистики.
Таким образом, без принятия выше предлагаемых или других мер, усиливающих ответственность водителей за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения, улучшение ситуации на дорогах нашей страны не будет», - считает К.Дуйсембиев.