Утверждена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы
Утверждена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы
В январском послании народу Казахстана президент Казахстана Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул важность оказания качественных государственных услуг, связав это с разрешительными реформами.
На днях концепция по дальнейшему упрощению процедур ведения и открытия бизнеса была утверждена. Даже, несмотря на то, что Казахстан уже сегодня занимает лидирующие позиции среди стран СНГ по легкости ведения бизнеса в большинстве международных рейтингов, все еще остается огромный фронт работ. В прошлом году треть подлицензионных видов деятельности была перенесена в зону свободного рынка. В стране успешно применяются принципы «молчание - знак согласия» и «одно окно». В этом году разработана новая концепция, которая непременно отразится на казахстанских законах и даст дополнительный стимул для развития отечественного бизнеса.
В течение последних лет в Республике Казахстан предпринят ряд реформ в сфере регулирования предпринимательства и разрешительной системы, направленных на улучшение бизнес-климата и устранение излишних административных барьеров, в том числе по снижению бремени, связанного с лицензированием и разрешениями. Однако, несмотря на это, препон в сфере предпринимательства все еще хватает. Это указывает на необходимость фундаментальной и системной реформы на основе четких принципов и критериев. Но сначала нужно понять, что именно нуждается в этом. Читая новую концепцию, убеждаешься, что Министерство экономического развития и торговли РК знает, какие проблемы нужно решать.
В своем послании народу Казахстана от 27 января 2012 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул важность оказания качественных государственных услуг, связав это с разрешительными реформами. На днях концепция по дальнейшему упрощению процедур ведения и открытия бизнеса утверждена.
За последние 10 лет Казахстан значительно продвинулся в упрощении разрешительной системы. На сегодняшний день проведено несколько последовательных реформ. В 2004 году была осуществлена децентрализация выдачи многих лицензий. Тогда самые востребованные бизнесом лицензии были переданы на региональный уровень в местные исполнительные органы.
В 2007 году был принят новый закон Республики Казахстан «О лицензировании». Многие принципы этого закона до сих пор являются актуальными. К примеру, принцип «молчание - знак согласия» устанавливает обязанность государственного органа выдать лицензию. Тогда же был принят принцип «одного окна».
В 2008 году начата разработка государственной базы данных «Е-лицензирование», которая должна обеспечить полную автоматизацию процедур лицензирования.
В 2009 году была разработана и утверждена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2009-2011 годы. За это время эксперты провели два этапа инвентаризации разрешений на центральном и местном уровнях. Это позволило отменить лицензирование по более чем тремстам видам деятельности из тысячи.
Сегодня основной проблемой разрешительной системы является отсутствие баланса интересов государства, бизнеса и потребителей, есть и другие вопросы, например хаотичность существующей разрешительной системы.
Действующие в Казахстане разрешительные процедуры вводились государством в условиях становления рыночных отношений. В переходный период формирования законодательства государственными органами введено большое количество различных разрешительных процедур. Многие разрешения уже не выполняют первоначальных функций и даже не то что морально, но и физически устарели.
Анализ разрешительных документов показывает, что зачастую различные их наименования используются как взаимозаменяемые. Многообразие терминов ведет к многообразию разрешений и их арифметическому росту для конкретных субъектов бизнеса. Также реформирование осложняется тем, что существует большое количество нормативных правовых актов, которые регламентируют разрешительные процедуры.
Практика бесконтрольного введения разрешительных процедур государственными органами привела к тому, что жесткость государственного регулирования и связанные с ней обязательные для исполнения требования не всегда соответствуют степени опасности регулируемого объекта. В результате создается обширное поле для коррупции.
Эксперты от бизнес-сообщества и международных организаций сходятся во мнениях, что для бизнеса существенным барьером является не большое количество разрешений, а сложность разрешительных процедур и устанавливаемых требований. Зачастую требования являются неисполнимыми, сложными для понимания, экономически нецелесообразными и имеют много других недостатков. В этой связи на сегодня в Казахстане необходима система управления рисками.
А между тем в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защищаются в том числе возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности.
Также кодексом предусмотрено, что введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. Но, несмотря на указанные положения кодекса, действующее законодательство изобилует различными разрешениями, которые не являются лицензиями.
Действующее законодательство сохраняет большие полномочия государственных органов. Они не несут никакой ответственности за введение разрешительных процедур, не достигающих впоследствии целей их введения. Более того, государственные органы не несут ответственности даже в том случае, когда после выдачи разрешительного документа, подтверждающего безопасность осуществляемой деятельности, негативные последствия все же наступают.
Такая ситуация существенно снижает эффективность государственного регулирования, а иногда вводимые меры дают обратный ожидаемому эффект. Все бремя ответственности и, соответственно, издержек в данном случае перекладывается на предпринимателя, который, в свою очередь, перекладывает свои издержки на потребителя. Как следствие - несбалансированность разрешительной системы приводит к росту коррупции на фоне ухудшения прав потребителей.
Реализация принимаемых законов является существенной проблемой для Казахстана. Отчасти это обусловлено разрывом между теми, кто пишет законы, и теми, кто их реализует. Постоянное изменение законодательства, наблюдаемое в Казахстане, хотя и является вынужденной необходимостью для осуществления реформ, создает нестабильность, тогда как закон должен способствовать фактической реализации его положений.
Улучшению ситуации не способствуют и такие факторы, как непонимание сути реформ исполнителями на местах, нежелание исполнять закон и прямой саботаж, а также низкий уровень подготовки персонала и недостаточный уровень информатизации государственных органов.
Государством ведется планомерная работа по развитию «электронного правительства» и переводу разрешительных процедур и документов в электронный формат. Проблема перехода к следующему этапу развития «электронного правительства» - транзакционный функционал - вызвана в числе прочего тем, что у большинства государственных органов отсутствуют электронные базы данных, готовые к взаимообмену между собой.
На практике «электронное правительство» в существующем виде просто означает, что некоторые элементы процедур осуществляются в режиме он-лайн, но нет эффективного упрощения и оптимизации требований. По этому направлению работ в 2012 году будет полностью завершено внедрение системы электронного лицензирования.
Главой государства поставлена амбициозная задача по вхождению Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира. Для решения этой задачи необходимо существенно улучшить деловой климат посредством снижения административных барьеров. Разрешительная система в числе прочих основных факторов анализируется инвесторами при оценке возможностей инвестирования в Казахстан. Сохранение прежней устаревшей модели тотального санкционирования бизнеса не позволяет достичь ощутимого прогресса.
Проведение скорейших эффективных реформ разрешительной системы позволит Казахстану существенно улучшить свои позиции в мировой экономике. Отечественный бизнес получит конкурентные преимущества, а иностранные инвесторы - дополнительные стимулы для вложения средств в экономику Казахстана.