В Казахстане безопасность на дороге оставляет желать лучшего
В Казахстане безопасность на дороге оставляет желать лучшего
На днях близ столицы Казахстана произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибло 16 пассажиров автобуса.
Ситуация на казахстанских дорогах по-прежнему остается напряженной, а езда по дорогам и пересечение их напоминает хождение по лезвию ножа.
В минувшее воскресенье 34-летний житель столицы, управляя груженным щебнем самосвалом «Шаньси» (китайского производства. - Ред.), на трассе за Астаной выехал на полосу встречного движения и столкнулся с междугородним автобусом. Крупное дорожно-транспортное происшествие (ДТП) произошло около 9 часов вечера на 1309-м километре автотрассы Алматы - Екатеринбург. Кроме самосвала и автобуса в аварию попала машина марки «Ауди», водитель которой не смог быстро сориентироваться в ситуации. В результате на месте ДТП были обнаружены тела 14 человек, из них семи мужчин, шести женщин и одного ребенка, а чуть позже пришло сообщение о том, что количество жертв увеличилось до 16 человек. К настоящему времени установлены личности только 13 погибших. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 296 УК РК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В начале августа в столице произошло не менее трагичное происшествие. 5 августа на пересечении проспекта Сарыарка и улицы Кенесары водитель автокрана «QY25k5» при совершении поворота не пропустил пассажирский автобус и допустил столкновение. В салоне на тот момент находились 30 человек, четверо скончались на месте, семерых доставили в городские больницы. Примечательно, что в обоих случаях фигурирует общественный транспорт. И если в данных ДТП водители автобусов являются пострадавшими, то другая статистика говорит об обратном.
Так, прошлым летом водитель маршрутного автобуса в центре Алматы протаранил автомобиль дорожной полиции. В результате аварии пострадал сотрудник полиции. Еще один случай с участием автобуса произошел не так давно, в июле. Водитель-наркоман, управлявший общественным транспортом, двигаясь по Северному кольцу, наехал на пешехода. Медэкспертиза показала, что задержанный принял героин.
Не секрет, что после подобных случаев автобусные парки лишают лицензии на обслуживание маршрута. В частности, на днях сразу три автобусных парка Алматы лишились права обслуживания шести городских маршрутов.
Однако, как показывает практика, применение таких методов, как лишение лицензии, оказывается недостаточным для борьбы с нарушителями. Дело в том, что особенности ментальности и надежда на авось позволяют водителям нарушать скоростной режим и ставить под угрозу жизнь и безопасность пассажиров.
Конечно, рассматривая подобные случаи, невольно задумываешься над тем, что в системе подготовки водителей возникают пробелы. Для совершенствования механизма выдачи водительских прав готовятся новые тесты. Так, со следующего года казахстанцам будут выдавать новые водительские удостоверения, которые будут иметь семь категорий и шесть подкатегорий. Кроме этого, по словам председателя комитета дорожной полиции Казахстана Берика Бисенкулова, будут разрабатываться новые программы подготовки водителей по каждой категории. При этом все учебные центры будут оснащены соответствующими методическими программами и пособиями.
Между тем в сфере междугородних пассажирских перевозок существует множество проблем. Одной из них является то, что «лицензированные» перевозчики сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны мелких владельцев частных автобусов. Борьба между шоферами нередко заканчивается рукоприкладством, но качество услуг что одних, что других оставляет желать лучшего. Кроме этого, среди них стало нормой играть «на перегонки», чтобы первым подобрать своего пассажира на остановке. Но подобные гонки нередко заканчиваются трагедией. Что поделать, такая культура, такие нравы.
Что касается культуры - это отдельная тема. Так, к примеру, в Европе решили выяснить, кто носит звание самого недисциплинированного водителя. Как показывают исследования, южный темперамент жителей Средиземноморья - итальянцев не лучшим образом сказывается на стиле их вождения. Согласно данным рейтинга, соблюдение правил дорожного движения для них нечто смерти подобное. 23 процента опрошенных считают «худшими из худших» итальянских автолюбителей. Следующими в списке оказались греческие водители, об их пренебрежении к правилам дорожного движения заявили 15,6 процента респондентов. Третью строчку заняли поляки, 14 процентов опрошенных нелестно отозвались о польских автолюбителях. Примечательно, что замыкают пятерку лидеров французские и немецкие водители. Многие эксперты склонны считать, что немцев в этот список включили по ошибке, поскольку педантичность и аккуратность граждан Германии никогда не вызывала нареканий.
В Казахстане подобных рейтингов практически нет, но, по мнению большинства автолюбителей, самыми непредсказуемыми на дороге бывают южане. В свою очередь британские журналисты и вовсе назвали всех казахстанских водителей худшими парковщиками в мире. Стоит отметить, что любой рейтинг направлен на то, чтобы люди делали выводы и вносили коррективы в свое поведение, ведь признание собственной вины - это шаг к оздоровлению общества. А пока по вине безответственных водителей продолжают гибнуть люди.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы