Реальных предпосылок вводить в Казахстане 9-часовой рабочий день не существует
Реальных предпосылок вводить в Казахстане 9-часовой рабочий день не существует
Реальных предпосылок вводить в Казахстане 9-часовой рабочий день не существует, считают казахстанские эксперты, передает КазТАГ.
«В принципе, теоретизировать можно обо всем, о чем угодно. Но реальных предпосылок вводить 9-часовой рабочий день просто не существует. В Казахстане много безработных, и удлинение рабочего дня увеличит их количество», - сказал президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов в интервью КазТАГ.
В свою очередь исполнительный директор конфедерации работодателей РК Наджат Кадыров отметил, что введение 9-часового рабочего дня на практике возможно только в случае войны или разрушительного землетрясения. В любом другом случае, по его мнению, «такое решение (введение 9-часового рабочего дня - КазТАГ) настроит против властей не только международную организацию труда, конвенции которой Казахстан подписал, но и мировую общественность, а также профсоюзы и работников внутри республики».
Впрочем, политолог Досым Сатпаев не исключает, что «данный вопрос, если власти очень захотят, можно рассматривать даже в практической плоскости». «Подобное возможно путем внесения поправок в законодательство и внедрения новых требований к качеству конечного продукта», - сказал Д.Сатпаев.
Вместе с тем он отметил, что «прежде чем требовать от граждан более уважительного отношения к созидательному труду, чиновники, как мне представляется, должны начать с себя».
По его мнению, «в условиях современного Казахстана и 8-часовой рабочий день лишь условность». «Мы живем в государстве, где верховенствуют инструкции, а не закон. Руководитель любого госоргана или частной компании может своим единоличным решением регулировать рабочий день. Захочет, работники будут работать 10 часов, захочет - 9 часов. И с таким положением дел мы сталкиваемся постоянно», - сказал Д.Сатпаев.
В этой связи он назвал чиновников «номенклатурными неграми», которые сидят на работе даже в праздники, часто - в выходные».
«Здесь уместнее использовать глагол «сидят», ибо зачастую они делают вид, что работают. Причем, 90% рабочего времени они тратят на написание никому не нужных бумажных отчетов, или на участие в малопродуктивных совещаниях и заседаниях, на которых обсуждают вопросы на основе написанных ими отчетов. Получается, что от количества затраченных рабочих часов качество произведенного ими продукта не зависит. А продуктом их деятельности являются те государственные услуги, которые они должны оказать населению», - отметил Д.Сатпаев.
Прежде чем учить население созидательному труду, заметил политолог, «нужно привить созидательный труд бюрократическому аппарату». «Тогда призывы к обществу всеобщего труда будут иметь под собой хоть какое-то реальное основание. Тогда не будут смешно выглядеть призывы объединить усилия власти и общества для создания сильного конкурентоспособного Казахстана», - продолжил Д.Сатпаев.
При этом он заметил, что «о созидательном труде у нас любят рассуждать именно те чиновники, которые имеют об этом весьма отдаленное представление. Они имеют наглость с высоких трибун призывать население к тому, чтобы оно лучше трудилось».
Предложение Жандоса Сарсенбаева о переименовании министерства труда и введении 9-часового рабочего дня, политолог считает «дешевым пиаром».
С ним солидарен и представитель конфедерации работодателей РК, заметивший, что недавно нечто подобное происходило и в России.
«Осенью прошлого года российский предприниматель Михаил Прохоров предложил ввести 12-часовой рабочий день. Потом в феврале текущего года, аргументируя свое предложение, он подчеркнул, что рабочий день в России на 20% меньше, чем в США, а на пенсию россияне выходят раньше на 15 лет. Все это происходило накануне президентских выборов, и Прохорову нужно было себя пиарить», - сказал Н.Кадыров.
Между тем национальный координатор МОТ в Казахстане Талгат Умиржанов не стал комментировать данное предложение, сказав при этом, что оно «не соответствует принятым Казахстаном международным обязательствам в рамках конвенций Международной организации труда».
Как сообщалось, в начале сентября казахстанец Жандос Сарсенбаев предложил переименовать министерство труда и социальной защиты населения в министерство всеобщего труда и социальной защиты населения, а также увеличить официальный рабочий день до 9 часов при пятидневной рабочей неделе.
Позже против этой идеи выступил депутат мажилиса Мурат Абенов. По его мнению, увеличение продолжительности рабочего дня с 8 до 9 часов приведет к росту числа производственных травм и ухудшит психологическую атмосферу в рабочих коллективах.
Впоследствии министерство труда и социальной защиты населения РК приняло к сведению предложение казахстанца.