Политикоправовые предпосылки формирования ювенальной юстиции в современном Казахстане /Б. Толеубекова/
Целью настоящей работы автор д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая Б. Толеубекова поставила определение конкретных политических и правовых обстоятельств, обусловивших обращение современного Казахстана к проблемам ювенальной юстиции.
Необходимость обращения к мировому опыту в сфере ювенальной юстиции с намерением осуществить последующую имплементацию в национальное право наиболее рациональных законодательных подходов к регулированию соответствующих общественных отношений обусловлена комплексом объективно складывавшихся предпосылок, среди которых ведущая роль принадлежит политико-правовым явлениям и процессам. Безусловно, их рассмотрение в качестве самостоятельного направления в общей научно-практической проблематике, имеющей отношение к ювенальной юстиции (ювенологии, ювеналистике), носит исключительно методологический характер. Очевидно, что политико-правовые предпосылки тесно связаны с социально-экономическими и историко-культурными предпосылками.
Политикоправовые предпосылки формирования ювенальной юстиции в современном Казахстане
Целью настоящей работы автор д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая Б. Толеубекова поставила определение конкретных политических и правовых обстоятельств, обусловивших обращение современного Казахстана к проблемам ювенальной юстиции.
Необходимость обращения к мировому опыту в сфере ювенальной юстиции с намерением осуществить последующую имплементацию в национальное право наиболее рациональных законодательных подходов к регулированию соответствующих общественных отношений обусловлена комплексом объективно складывавшихся предпосылок, среди которых ведущая роль принадлежит политико-правовым явлениям и процессам. Безусловно, их рассмотрение в качестве самостоятельного направления в общей научно-практической проблематике, имеющей отношение к ювенальной юстиции (ювенологии, ювеналистике), носит исключительно методологический характер. Очевидно, что политико-правовые предпосылки тесно связаны с социально-экономическими и историко-культурными предпосылками.
Как известно, Указом Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года (№ 646) одобрена Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы.
Появлению данного акта предшествовал ряд политико-правовых событий, анализ и оценка которых позволяет считать, что вопрос о формировании в стране ювенальной юстиции подготовлен всем процессом общественной жизни. В качестве отправного момента нами выбрано начало последнего десятилетия ХХ века как эпохи суверенизации бывших союзных республик СССР.
Правовые особенности регулирования отношений, связанных с участием несовершеннолетних, опосредованы особенностями жизни и деятельности казахстанского общества. Знание тех и других особенностей позволит построить максимально объективированные прогностические программы, основанные на наиболее вероятных предположениях о характере и содержании дальнейшего развития событий по кругу проблем в сфере ювенальной юстиции.
Одновременно полагаем уместным сделать одну оговорку: обращение к представленной теме не связано с правовой «модой», как это иногда имеет место. Дело в том, что зарождение ювенальной юстиции исследователи относят к 1899 году /1, с. 8/. Более чем столетняя её история позволяет считать, что обращение к опыту иных стран в данной части, попытки его применения в собственной стране для исследователя и законодателя является одним из путей усовершенствования национального права. Для нас важно знать, какие положительные результаты принесли те или иные нововведения в стране-пионере с тем, чтобы осуществить попытку рациональной адаптации и внедрения этих нововведений в своей стране. Адаптация, правовая интерпретация чужого опыта будут тем успешнее, чем тоньше и глубже будут наши знания о предпосылках, обусловивших обращение к иностранному опыту.
Политические процессы, связанные с обретением Республикой Казахстан суверенитета, проходили в тесной взаимосвязи с правовыми процессами. Их разграничение может носить условный характер и подчинено достижению конкретной цели изыскательской деятельности. Общеизвестно, что право - это в определенной степени инструмент и выражение политики государства в конкретный исторический период его функционирования. Как справедливо указывал Ж. Карбонье, «политика и право - это два способа деятельности власти. В праве власть выражает себя, устанавливая нормы длительного действия, за соблюдением которых она постоянно следит. В политике же власть выражает себя периодическими решениями, которые она принимает, на основе выработанной ею программы действий» /2, с. 43-44/.
Политические условия формирования современного национального права были сопряжены с необходимостью преодоления противоречий между понятиями, категориями и институтами, выработанными теорией и практикой социализма, и их содержательным наполнением уже в бытность нового государства - суверенной Республики Казахстан.
Система правовых ценностей, накопленных социалистическим законодательством, содержала определенные элементы, которые в силу преемственности могут быть отнесены и продолжены как составляющие части ювенальной юстиции в современном прочтении. Но это не было системой, т.е. не обладало основной характеристикой, выделяющей ювенальную юстицию из просто предписаний о и для несовершеннолетних.
Наиболее значимыми политико-правовыми событиями, предопределившими обращение казахстанского общества к проблемам несовершеннолетних в рамках ювенальной юстиции, на наш взгляд, являются следующие.
1. Вхождение Республики Казахстан в ООН
Республика Казахстан 2 марта 1992 года стала членом Организации Объединенных Наций. Кроме того, как указывает М.А. Сарсембаев, Казахстан стал членом примерно пятидесяти международных межправительственных и неправительственных организаций /3, с. 74/. С этого времени обострились проблемы, связанные с браками с иностранцами, усыновлением казахстанских детей иностранными гражданами, заключением фиктивных браков, способствовавших нарушению прав, свобод законных интересов усыновленных детей.
2. Принятие Государственной программы первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в Республике Казахстан на 1993-1995 годы
Названная государственная программа была утверждена постановлением № 1352 Президента Республики Казахстан от 23 сентября 1993 года. Примечательно, что этот документ вошел в казахстанскую действительность уже в условиях первой в истории суверенного Казахстана Конституции (принята 28 января 1993 года).
Значение этой программы невозможно переоценить. Ко времени ее принятия волна преступности захлестнула страну. Многие завоевания социального характера грозили быть сведенными к ничтожному на фоне растущей преступности, в том числе преступлений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия.
Государственная программа по борьбе с преступностью нацелена на обеспечение положений новой Конституции. Однако было очевидным, что традиционные меры борьбы с преступностью, выработанные советской наукой и практикой, не дают и не могут дать ожидаемого эффекта. Дело в том, что традиционно формы и меры борьбы с преступностью строились на основе утопической идеи о том, что в коммунистическом обществе преступности нет места, она будет искоренена полностью. Переход на капитализацию отношений в молодом государстве изменил отношение к этой идее.
Как указывали исследователи феномена преступности, коль скоро борьба с преступностью (в интерпретации советской криминологии - искоренение преступности и причин ее порождающих) в условиях капитализации страны невозможна, то и сохранение термина себя не оправдывает, как бы ни меняли его содержания /4/. Именно этот аспект в понимании задач государства в противостоянии преступности в рассматриваемой программе был обозначен особенно рельефно. Речь шла о выработке мер по противостоянию или противодействию, а не искоренению преступности.
Рассматриваемый документ определил приоритетные направления правоохранительной деятельности в сфере обеспечения законности: защита прав и законных интересов человека и гражданина на основе Конституции Республики Казахстан; соблюдение норм международного права в области охраны прав и свобод человека; обеспечение верховенства закона; обеспечение восстановления нарушенного права законными методами и средствами. Все это в полном объеме было адресовано и к несовершеннолетним участникам соответствующих правонарушений.
На многочисленных научно-практических форумах, посвященных данной государственной программе, их участники обосновывали необходимость правовой реформы, без которой борьба с преступностью обречена на неудачу. Постановка новых задач требовала новых решений.
Принятие в 1993 г. Конституция РК означало в соответствии со ст. 6 ее Переходных положений, что в течение двух лет со дня вступления Конституции в силу законодательство должно быть приведено в соответствие с положениями Основного закона. Данное обстоятельство легло в основу процесса реформирования национального права.
3. Принятие в 1994 году Государственной программы правовой реформы
Необходимость реформирования права возникла прежде всего в связи с распадом СССР и принятием в 1993 г. Конституции РК. Этот исторический факт был подготовлен всем ходом жизни и деятельности социалистического государства, кризисом во всех его составляющих, включая кризис права. К моменту принятия Государственной программы правовой реформы /5/ в странах постсоветского пространства еще действовало законодательство, принятое в 1959-1961 гг. Отраслевое законодательство со множеством изменений и дополнений не могло и не соответствовало Конституции Республики Казахстан 1993 года.
Противоречия лежали на поверхности: с одной стороны, действует законодательство социалистическое по духу и содержанию, с другой - страна принимает первую в своей суверенной истории Конституцию. Прошлое и настоящее закономерно вошло в состояние конфликта. Необходимость устранения последнего вызвала к жизни идею о реформировании права.
Распад СССР применительно к праву означал, что социалистическое законодательство объективно не отражает современных тенденций в праве, не соответствует мировым стандартам, определяющим такие приоритеты в правовом государстве, как человек в качестве высшей ценности, его определяющее, главенствующее положение в системе отношений между ним и государством, роль государства и характер рассматриваемых взаимоотношений. Ясно, что понятие «человек» охватывает в данном контексте все возрастные группы, включая несовершеннолетних.
Историческая значимость Государственной программы правовой реформы состоит в том, что именно в ней были обозначены наиболее важные направления, по которым должен был проходить процесс формирования национального права нового суверенного Казахстана.
Как считает Б. Рамазан, правовая реформа предполагала создание специализированных органов ювенальной юстиции. Он пишет, что «первые попытки в реализации этих идей Республикой Казахстан были сделаны еще в 1995 году. Примером этому служит то, что согласно п. 3 ст. 2 Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан» от 20 декабря 1995 года № 2694, было указано: «В Республике Казахстан может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, семейных, административных, по делам несовершеннолетних и других» /6, с. 21/. Далее он пишет, что упразднение названного конституционного закона и принятие 25 декабря 2000 года нового Закона «О судах и статусе судей Республики Казахстан» не повлияло на сохранение законодательного положения о создании ювенальных судов. Так, в ст. 3 нового закона устанавливается, что «в Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие)».
Мы солидарны с мнением Б. Рамазана о том, что ювенальная юстиция - это целостная система государственных органов и социальных служб, специализированно занимающихся проблемами несовершеннолетних /6, с. 21/. Данное обстоятельство является одним из оснований для утверждения о том, что государственная программа положила начало созданию именно системы, а не разрозненных законоположений, рассредоточенных в отраслевых правах.
Один из важнейших результатов реформы заключается в принятии в 1995 году второй Конституции РК.
В 1997 году, уже в рамках Конституции 1995 г., были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Эти законы, действующие и сегодня, содержат в себе важнейшие положения, составляющие основу ювенальной юстиции. Вместе с тем этими отраслями ювенальная юстиция не ограничивается, но это тема отдельного исследования.
К 2002 году Государственная программа правовой реформы себя исчерпала. Она выполнила свою историко-правовую миссию. Именно в период с 1994 по 2002 годы были приняты самые важные законы: новая Конституция, конституционные законы, в том числе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан» и иные акты, составляющие основу национального права Казахстана.
Реформирование права означало дальнейшее развитие права и законодательства. Основные векторы этого развития были сформулированы во второй Конституции Республики Казахстан (1995 г.) и в первой Концепции правовой политики Республики Казахстан (2002 г.).
4. Принятие новой Конституции Республики Казахстан (1995 г.)
Во временной отрезок реализации Государственной программы правовой реформы входит и принятие в 1995 году новой - второй в истории суверенного Казахстана - Конституции.
Для понимания роли Основного закона в упорядочении правового регулирования отношений с участием несовершеннолетнего полагаем целесообразным проведение небольшого сравнительного анализа отдельных норм в рамках первой (1993 г.) и второй (1995 г.) конституций страны.
Конституция 1995 г. в ст. 1 закрепляет, что Республика Казахстан утверждает себя «социальным государством». По мнению специалистов, переход к функциям социального государства, помимо прочего, означает: поддержку семьи, материнства, отцовства и детства /7, с. 97/.
Наше субъективное мнение склоняется к тому, что в Конституции 1993 г. предписания, имеющие отношения к несовершеннолетним, отличаются большой полнотой и четкостью.
В Конституции 1993 г. помимо общеизвестных содержались и такие положения, которые не вошли ни в каком виде в Конституцию 1995 г.:
- обязанность родителей и лиц, их заменяющих, - содержание, воспитание и обучение детей. Характер и формы воспитания и обучения детей не должны ущемлять интересы ребенка (ст. 51);
- детство находится под защитой общества и государства;
- государство обеспечивает содержание, воспитание и обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям (ст. 52).
В Конституции 1995 г. интересующие нас предписания даны в следующей редакции:
- детство находится под защитой государства (ст. 27). Здесь уже нет упоминания об «обществе», которое наравне с государством выполняет защитную функцию;
- забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей (ст. 27). Здесь нет упоминания о лицах, заменяющих родителей, хотя это - важная составляющая прав и обязанностей соответствующих субъектов отношений;
- гражданину Республики Казахстан гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ст. 28). Здесь нет никаких положений о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Таким образом, действующая Конституция не содержит необходимых предписаний, создающих надежную основу для развития ювенальной юстиции и гарантирующих охрану прав и законных интересов несовершеннолетних на уровне международных стандартов.
Вместе с тем реализация отдельных положений Конституции отразилась на процессах законотворчества. Так, были приняты такие важные акты, как Закон «О браке и семье» (1998 г.), Закон «Об образовании» (1999 г.), Закон «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» (1997 г.).
5. Принятие Концепции правовой политики Республики Казахстан (2002 г.)
Концепция правовой политики Республики Казахстан была одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949 /8/. Это первая в истории суверенного Казахстана концепция, определяющая основные векторы правового развития страны, приоритеты, следование которым позволит решать проблемы вхождения Казахстана в общемировое правовое пространство.
В преамбуле концепции утверждается необходимость «планирования работы по систематизации массива национального законодательства на среднесрочную перспективу, вести научный анализ общественных отношений, требующих правовой регламентации» /8/.
Значительное внимание в концепции было уделено вопросам гуманизации уголовного, уголовно-исполнительного права, декриминализации менее общественно опасных деяний с переводом их в разряд административных проступков, расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, более широкое применение мер поощрительного характера при деятельном раскаянии лиц, совершивших преступления, исключение применения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести, и сужение сферы применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести, создание необходимых условий для введения в действие уголовно-правовых норм, предусматривающих такие новые виды наказания, как ограничение свободы, арест /8/. Кроме того, концепция обращает внимание на изучение международного опыта и стандартов по обращению с заключенными и несовершеннолетними правонарушителями.
Многие концептуально значимые положения реализованы в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательствах.
6. Процессы реформирования органов исполнительной власти
Новые политические условия требовали строительства органов исполнительной власти, основанной на принципе разделения единой государственной власти на три ветви. Основное назначение такого строительства состояло в создании системы органов, функционирование которых отвечало бы новым требованиям, предъявляемым обществом. Органы исполнительной власти, куда входят правоохранительные органы, вместе с процессами суверенизации претерпели значительные изменения, оказавшие влияние на деятельность государства в сфере ювеналистики.
Как показали практика и соответствующие исследования, правоохранительные органы к началу ХХІ века стали остро нуждаться в коренной модернизации в силу того, что перестали адекватно реагировать на социальные запросы, связанные с эффективной защитой прав и законных интересов граждан. Ослабление функций правоохранительных органов негативно отразилось на процессах и результатах их работы по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, с преступностью несовершеннолетних. Основная доля работы в сфере ювеналистики в обозначенном периоде возлагалась на органы внутренних дел. В 2001 году по этому поводу вице-министр внутренних дел РК С.Н. Баймагамбетов писал: «Необходимость реформирования органов внутренних дел вызывается складывающейся в стране криминальной обстановкой, которая характеризуется ростом преступности, повышением ее организованности, мобильности и вооруженности. Угрожая жизни, здоровью и благополучию людей, жизнедеятельности общества в целом, стабильности экономических и финансовых институтов, преступность превратилась в один из главных источников деструктивного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны. За последние десять лет преступность в Республике Казахстан увеличилась более чем в два раза. Негативные процессы в развитии криминальной ситуации стали одними из факторов … снижающих доверие к органам власти, к проводимой государственной политике» /9, с. 3/.
Как далее справедливо отмечал С.Н. Баймагамбетов, органы внутренних дел неоднократно подвергались реформированию, реструктуризации и модернизации. Это всегда сопровождалось изменениями в содержании и объемах целей и задач, входящих в структуру функций этих органов. Он считает, что совершенствование деятельности органов внутренних дел, несомненно, является одной из приоритетных задач … хотя в истории ее реализации всегда наблюдалось неадекватное смещение акцентов. Так, 21 декабря 1995 года Президентом Республики Казахстан принят Указ, имеющий силу Закона, «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Новый закон коренным образом изменяет природу деятельности органов внутренних дел в современных условиях и существенно отличается по содержанию от ранее существовавшего» /9, с. 4/.
Решение организационных моментов, кадровых перестановок, связанных с выделением в самостоятельный правоохранительный орган Государственного следственного комитета Республики Казахстан, который просуществовал до ноября 1997 года, обусловило в известной мере упущения в работе с несовершеннолетними.
7. Усиление миграционных процессов
Наряду с официально разрешенной, законной миграцией значительное количество перемещений физических лиц носит нелегальный характер. Рост миграционных процессов в первой половине последнего десятилетия ХХ века обусловило принятие 13 декабря 1997 года Закона РК «О миграции населения». Нелегальная миграция, понимаемая как въезд и пребывание иностранцев и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан без разрешительных документов (отсутствие или истечение срока въездных виз, уклонение от регистрационного учета миграционной полиции, использование поддельных документов и т.д.) /10, с. 225/, оказывает негативное влияние на процессы борьбы с детской безнадзорностью, беспризорностью и попрошайничеством, а также с эксплуатацией детского труда.
По данным А.С. Утешова и И.В. Корзуна, если в результате внешней миграции в период с 1991 по 1996 гг. из Казахстана выехало 1 259,4 тыс. человек, то поток обратный составляет не менее внушительные цифры, причем за счет нелегального въезда иностранцев /10, с. 226/. Основываясь на отдельных данных, они полагали, что усиление исламского фундаментализма в начале ХХI века в Афганистане может повлечь приток в Казахстане не менее 100 тыс. беженцев.
Не менее опасны процессы активизации внутренней миграции, когда граждане Казахстана в поисках работы перемещаются из областей и районов страны в крупные города. Как показывает практика правоохранительных органов, мигранты стремятся концентрироваться на определенных территориях, представленных микрорайонами. Такая локализация помогает им оказывать друг другу поддержку и осуществлять совместные планы, в том числе криминального характера. В структуре преступлений, совершаемых мигрантами, преобладают корыстно-насильственные преступления, а также деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств /10, с. 227/. Исследователи отмечают высокую латентность преступности мигрантов.
Миграционные процессы, их активизация лежат в основе обстоятельств, способствующих росту наркопреступлений, совершаемых несовершеннолетними, актов насилия, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Кратковременные миграционные процессы связаны с формированием так называемого «челночного бизнеса». Кратковременность здесь сопряжена с высокой степенью частоты. Для Казахстана характерно вовлечение в него несовершеннолетних. Оказывая помощь взрослым членам семьи в этом нелегком труде, несовершеннолетние оказываются втянутыми во взрослые «разборки», которые могут носить криминальный характер.
8. Влияние международного права и зарубежного опыта в сфере ювенальной юстиции
Изучение международного права и зарубежного опыта в сфере ювенальной юстиции является неотъемлемым атрибутом современных изысканий в области теории права. Выявление правовых парадигм в интересующей сфере, их разумная имплементация дают замечательные результаты в деле усовершенствования и дальнейшего развития отраслей и институтов национального права.
В числе международно-правовых актов, оказавших свое влияние на инициирование современных процессов в сфере ювенальной юстиции, значатся:
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей. Совершена в Страсбурге 25 января 1996 года. Она вступила в силу 1 июля 2000 г. Из стран СНГ этот документ подписала Россия (10 мая 2001 года.);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. Республика Казахстан подписала конвенцию, ратифицировала 29 июня 1998 года;
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года;
- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Принят Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 года;
- Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (1990 г.); переименованного в Будапеште в 1994 году в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе);
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН: Резолюция 34/169 от 17 декабря 1979 года;
- Европейская конвенция о правах человека (1950 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
- Всеобщая декларация прав человека (1949 г.);
- Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее, дополняющих Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. 2000 г.;
- Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, принятая 29 мая 1993 года;
- Декларация прав ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
Безусловно, приведенный перечень не является исчерпывающим. Здесь обозначены наиболее важные, на наш взгляд, акты, послужившие в качестве одного из факторов, обусловивших обращение Казахстана к проблемам ювеналистики.
В 1998 году Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (в дальнейшем - БДИПЧ ОБСЕ) и Правительство Республики Казахстан подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу национального института омбудсмена в Казахстане. Институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) сегодня существует более чем в ста странах мира. К началу ХХІ века такие страны постсоветского пространства, как Грузия, Россия, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Украина, Узбекистан, Украина, учредили институт омбудсмена и приступили к упрочению и дальнейшему развитию правовой основы его деятельности. В Республике Казахстан должность Уполномоченного по правам человека была учреждена 19 сентября 2002 года /11/.
В 2001 году Казахстан и Фонд «Сорос-Казахстан» подписали протокол о реализации пилотного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане».
Таким образом, рассмотренные нами предпосылки политико-правового характера повлияли на включение в общую правовую политику страны такого значимого направления, как ювенальная юстиция. Более детальное и глубокое исследование названого комплекса предпосылок позволит выявить их взаимную связь и обусловленность с предпосылками социально-экономического характера. Состояние этих предпосылок может служить хорошей основой для выработки наиболее эффективных мер, направленных на дальнейшее развитие ювенальной юстиции в Казахстане.
Литература
1. Баймахан Р. Международный опыт ювенальной юстиции. Фемида, 2011, № 7. С. 8-12.
2. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
3. Сарсембаев М.А. Внешняя политика Республики Казахстан за 10 лет независимости и международное право. Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости. Алматы: Академия МВД РК, 2001.С. 74-77.
4. Грязин И. Текст права. Таллинн, 1983; Аликперов Х.Д. Преступность и компромисс. Баку, 1992; Толеубекова Б.Х. Концептуальные аспекты современной стратегии борьбы с преступностью. Актуальные проблемы теории и практики применения права в свете Государственной программы первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в Республике Казахстан на 1993-1995 годы. Сборник материалов межвузовской конференции. КВШ МВД РК, 21 октября 1994г. Караганда, 1995. С. 7-14.
5. Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан (Основные направления). Утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. № 1569. Сборник актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 1994, № 9.
6. Рамазан Б. Статус ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан. Фемида, 2011, № 6. С. 21-23.
7. Ахметов С.А. Развитие социальной государственности в Казахстане. Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости. Алматы: Академия МВД РК, 2001. С. 95-98.
8. Концепция правовой политики Республики Казахстан. Одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года. № 949. Каз. правда от 3 октября 2002 г.
9. Баймагамбетов С.Н. 10 лет государственной независимости и государственно-правовая политика в области борьбы с преступностью. Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости. Алматы: Академия МВД РК, 2001. С. 3-5.
10. Корзун И.В., А.С. Утешов. Современные тенденции преступности мигрантов в Казахстане и меры ее предупреждения. Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости. Алматы: Академия МВД РК, 2001. С. 224-233.
11. Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека. Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947. Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан. 2002. № 30, ст. 328.