Запрет на ввоз сильно подержанных машин не коснется основной массы казахстанцев
Запрет на ввоз сильно подержанных машин не коснется основной массы казахстанцев
На днях стало известно о том, что в Казахстан запретят ввозить старые автомобили, т.к. они не отвечают экологическому законодательству. Согласно действующим с 1 января этого года нормам, мера применяется к транспортным средствам, которые не отвечают экотребованиям «Евро-2» и ниже.
К слову, в России действует стандарт «Евро-4» на ввозимые автомобили, европейские экологические критерии периодически обновляются. В свою очередь Казахстан завидно отличается от Европы с ее стесненными условиями жизни и от нашего северного соседа. Однако экологическая картина вкупе с растущим числом автомобилей беспокоит и наши экологические ведомства, которые ужесточают стандарты. Но переход на новый уровень должен сопровождаться общим стремлением к «эталону» качества для всех участников автомобильно-топливной цепочки.
Вести «с полей» запрета ввоза «несоответствующих» автомобилей уже не первый раз тревожат казахстанцев. На сей раз главным подарком нового года стало введение в действие в стране стандарта «Евро-3». Стоит отметить, что сам факт перехода на новый экологический уровень не является нежданным новогодним «подарком», поскольку все моменты закреплены на бумаге, которая, как говорится, все стерпит. Об этом говорится в статье 14 техрегламента «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РК», которая была утверждена правительством в 2007 году. Между тем, приняв новый стандарт, уже сегодня идет рассмотрение вопросов, которые приведут к возможному переходу еще на уровень выше. Так, с 1 июля этого года в стране рассчитывают внедрить экологический стандарт «Евро-4» для ввозимых авто.
Что кроется за этими понятиями с порядковыми числами? Подобным вопросом задаются многие автовладельцы, однако больше всего их волнует, как соответствовать экологическим показателям и во сколько обойдется им переход на новый экологический стандарт. А обойтись это может довольно дорого. К слову, на днях стало известно, что в южной столице республики будут функционировать 13 экологических постов. При этом владельцы, чьи машины не прошли «по выхлопу», рискуют заработать штраф. Более того, этим машинам будет запрещено пересекать границу города.
Но не все так плохо, поскольку для «грязных» автомобилей будут предусмотрены специализированные парковки за чертой южной столицы. Существует и другой выход из сложившейся ситуации. Автолюбитель может сам отремонтировать или модернизировать автомобиль, снизив выброс опасного углекислого газа. Изменению подвергаются системы питания двигателя и его управления, но это снижает мощность. Также устанавливаются специальные каталитические нейтрализаторы либо фильтры очистки (магнитные, ультразвуковые и др. - Ред.), что позволяет снизить расход топлива и понизить вредные выбросы.
Но все эти «переделки» обойдутся автомобилисту далеко не за грош. По разным данным, в той же соседней России услуга переоборудования под стандарт топлива «Евро-4» составляет 30 тысяч рублей. Вряд ли у автолюбителя найдется тысяча долларов, которая соразмерна половине стоимости его машины. Не исключено, что дешевле окажется приобрести и эксплуатировать более современные и, соответственно, экологически чистые авто.
Известно, что в Европейском союзе чрезвычайно развита бюрократия и там очень любят стандартизировать и лицензировать все. Исключением не стала и экология, т.к. дышать европейцам становится тяжелее день от дня. Так, чтобы улучшить окружающий воздух, в 1992 году в Евросоюзе был введен «эталон качества» «Евро-1» - экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Спустя три года, в 1995 году, европейцы приняли новый стандарт - «Евро-2». Дальше больше, в 1999 году перешли на 3-ю версию, в 2005-м - на 4-ю, в 2009-м - на 5-ю, а на 2015 год рассчитан переход на шестую версию стандарта серии «Евро».
Понятно, что европейский ритм жизни определенным образом заставляет в срочном порядке решать экологические трудности, даже запретительными методами. Понятно также и другое: Казахстану также необходимо улучшать экологию, пока численность транспорта не стала такой, как в Старом Свете. Говоря медицинским языком, предупредить болезнь легче, чем ее лечить.
В этой связи 15 июля 2009 года в Казахстане был принят экологический стандарт «Евро-2», тогда как в Европе в это время начал действовать «Евро-5». К слову, в соседней России «Евро-2» приняли осенью 2005 года. Третий стандарт серии «Евро» пришел в Россию 1 января 2011 года. Согласно ему, все транспортные средства, произведенные в России или ввезенные в эту страну, должны удовлетворять требованиям. В Казахстане стандарт принят 1 января 2013 года.
Однако принятие регулирующих стандартов не всегда касается всех, кто тем или иным образом находится под действием документа. В данном случае речь идет о производителях и реализаторах горюче-смазочных материалов. К примеру, в России действуют стандарты для топлива «Евро-2» и «Евро-3». Изначально планировалось ввести «Евро-4» в 2010 году, но сроки были сдвинуты на начало 2012 года, потом - на 2014 год. Также переносились сроки перехода на новые стандарты топлива.
В нашей стране, по мнению экспертов, качество топлива едва достигает планки «Евро-2», поскольку модернизация действующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) достаточно сложна. При этом стоит обратить внимание на то, что Казахстан к 2016 году перейдет на новые стандарты топлива «Евро-4» и «Евро-5», минуя «Евро-3».
Между тем в Казахстане идет модернизация НПЗ. Но в ближайшей перспективе бензин «Евро-4» и 5 будет производить атырауский завод. Правда, наступления этого события стоит ждать не ранее, чем через 3 года. Малоприятный аспект выпуска бензина и дизелей новых стандартов - цена. Экологичность использования топлива «Евро-4» и 5 значительно снижает вредные выбросы, но скажется на кармане казахстанских автомобилистов.
Что касается опасения граждан по поводу подорожания машин из-за повышения экологических норм, то они беспочвенны. Во-первых, речь идет о запрете на ввоз, а не на эксплуатацию, а во-вторых, автомобили, не отвечающие требованиям «Евро-2», производились до 1995 года. Иными словами, речь идет об очень старых машинах. А они сегодня не пользуются особой популярностью. В любом случае в результате новых требований «грязных» машин в стране станет меньше, экология станет чище, а здоровье населения лучше.
Впрочем, говоря о «железных конях», не стоит забывать и о здоровом образе жизни. Больше совершайте пеших походов и пользуйтесь общественным транспорт. А еще лучше - задумайтесь над тем, чтобы приобрести велосипед хотя бы в качестве дежурного средства передвижения.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы