Ассамблея народа Казахстана, являясь ведущим общественно-политическим институтом страны, отметила свое 18-летие
Ассамблея народа Казахстана, являясь ведущим общественно-политическим институтом страны, отметила свое 18-летие
Являясь консультативно-совещательным органом при Главе государства, Ассамблея народа Казахстана на протяжении 18 лет продолжает исполнять ведущую роль в поддержании межэтнической стабильности нашей республики.
С первых этапов своего существования АНК сконцентрировала свое внимание на реализации государственной национальной политики и повышении эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Успешно функционируя в качестве диалоговой площадки, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов, населяющих нашу страну, АНК стала ключевым элементом модели межэтнического согласия, мощным стабилизирующим фактором в обществе. И если в странах Западной Европы идея мультикультурализма потерпела крах, то в нашей республике активная общественно-политическая деятельность Ассамблеи народа Казахстана, направленная на сохранение межэтнической стабильности, стала объектом пристального внимания со стороны других государств.
Эффективная диалоговая площадка
1 марта 2013 года Ассамблее народа Казахстана исполнилось 18 лет. В настоящее время ассамблея объединяет представителей порядка 130 этнических групп, населяющих регионы Казахстана. Являясь уникальным в своем роде общественно-политическим институтом, АНК на регулярной основе подтверждает свою значимость и востребованность. Представляя собой принципиально новый институт гражданского общества, ассамблея и сегодня не имеет аналогов в мире.
Страницы истории
Сама идея создания общественного института по межэтническим вопросам была впервые высказана Главой государства в 1992 году, в ходе Первого форума народов Казахстана, посвященного первой годовщине независимости страны. Именно там казахстанский лидер предложил новый демократический институт, отметив, что: «не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние - дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».
И уже в марте 1995 года инициатива нашла свое практическое воплощение - был создан новый консультативно- совещательный орган при президенте Республики Казахстан. Факт образования Ассамблеи народа Казахстана стал институциональным оформлением сферы межэтнических отношений в республике, своего рода органом народной дипломатии. На первых этапах своего существования Ассамблея народа Казахстана сконцентрировала свое внимание на реализации государственной национальной политики, обеспечении общественно-политической стабильности в республике и повышении эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
На сегодня ассамблея является одним из ведущих инструментов успешной реализации государственной политики в межэтнической сфере. Необходимо отметить, что активная деятельность ассамблеи по многим вопросам развития государства, популяризация интересов казахстанских этносов, а также создание в стране атмосферы толерантности предотвратили создание политических партий на этнической основе, политизацию этнических отношений в целом.
Базовый элемент
Успешно функционируя в качестве диалоговой площадки, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов, населяющих нашу страну, АНК стала ключевым элементом модели межэтнического согласия, мощным стабилизирующим фактором в обществе. Правовой статус объединения определен законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана». В этих нормативно-правовых актах регламентирован порядок формирования, структура и органы управления АНК, а также определены цели, основные задачи, направления деятельности и полномочия АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями.
В результате проведения в 2007 году конституционной реформы ассамблея получила право избирать депутатов высшего законодательного органа страны, что в значительной степени повысило ее авторитет и политический вес. При формировании списка кандидатов в депутаты мажилиса Парламента страны от АНК во внимание принимаются следующие критерии: региональный охват, представительство крупных этнических групп и гендерное равенство.
К примеру, на последних выборах в нижнюю палату парламента все девять депутатов представляют этнокультурные объединения, работающие в разных регионах страны. При этом деятельность депутатов ассамблеи направлена на обеспечение реализации интересов всех граждан Казахстана, вне зависимости от их этнической, религиозной и культурной принадлежности. В настоящее время ассамблея представляет собой конституционный орган, возглавляемый ее председателем - президентом страны.
Примечательно, что высшим органом ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством президента страны. Решения, принимаемые на сессиях АНК, не имеют юридической силы, однако во многих случаях на основе них принимались принципиально важные для развития страны документы, имевшие законную силу. Членами ассамблеи являются в основном представители национально-культурных общественных объединений, проживающие в Казахстане.
Знаковым событием 2008 года стало принятие закона «Об Ассамблее народа Казахстана», который обозначил политическое признание и роль ассамблеи в укреплении мира и согласия в стране, обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности.
Инструмент национальной политики
Отметим, что за 18 лет своего существования ассамблея не стала бюрократическим инструментом контроля над этническими группами, а развилась и продолжает совершенствоваться в качестве общественно-политического института, соединившего в себе интересы всех этносов, населяющих гостеприимную казахскую землю. И сегодня АНК известна как объединение, обеспечивающее неукоснительное соблюдение прав и свобод всех граждан, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания. И если в странах Западной Европы идея мультикультурализма потерпела крах, то в Казахстане активная общественно-политическая деятельность ассамблеи, направленная на сохранение межэтнической стабильности внутри страны, является опытом, достойным подражания.
Действительно, Казахстан имеет неоспоримое преимущество перед другими странами мира. Ведь именно в нашей мультикультурной стране отмечается мирное сосуществование представителей различных этнических групп. Внутриполитическая стабильность, в основе которой лежат такие факторы, как межэтническое и межрелигиозное согласие, стали основополагающими в укреплении общественно-политической стабильности внутри Казахстана.
На сегодня ассамблея благодаря достигнутым ею результатам в консолидации интересов этносов, организации эффективного диалога с властью, налаживанию межэтнической коммуникации стала основным инструментом национальной политики в Казахстане. Опираясь на институты гражданского общества, представленные этнокультурными центрами, АНК обеспечила возрождение этнического самосознания и культуры, сформировала единое политическое, правовое, культурное поле этнических процессов. Таким образом, была заложена основа казахстанской модели межэтнического согласия - «Единство через многообразие».
Именно поэтому, достигнув впечатляющих успехов в консолидации казахстанской общественности, руководство республики выступило с инициативой создания в Казахстане единой гражданской нации, в которую войдут все этносы многонационального государства. А озвученная Доктрина национального единства, в основу которой вошла казахстанская модель межэтнического согласия, является программным документом, ориентированным на будущее нашей республики.
Расширяя границы
Сформировав успешную и признанную мировым сообществом модель межэтнического и межрелигиозного согласия внутри страны, Глава государства Нурсултан Назарбаев вышел с этой глобальной идеей на мировой уровень. Именно Елбасы принадлежит авторство по выдвижению глобальной инициативы по организации и проведению Съезда лидеров мировых и традиционных религий в молодой столице Казахстана Астане.
С одной стороны, проведение такого крупного мероприятия является конкретным вкладом Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности. С другой - это дальновидный шаг Главы государства в укреплении позитивного имиджа Казахстана как миролюбивого и толерантного государства на мировой арене. Уникальность съезда состоит в том, что с инициативой его проведения впервые выступили не лидеры конфессий, а руководитель светского государства.
Инициатива казахстанского президента получила широкую поддержку со стороны международного сообщества, став отправной точкой в создании глобальной диалоговой площадки, на которой люди могут говорить друг другу о том, что их волнует, совместно искать точки соприкосновения мнений и взаимодействия.
В своем выступлении на открытии I Съезда в сентябре 2003 года в Астане Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул: «Вопрос о мирном сосуществовании и конструктивном взаимодействии народов, религий, государств и правительств в наше время приобретает особо актуальное значение. Из чисто теоретической плоскости он перешел в разряд важнейших практических задач. Именно поэтому продолжение диалога религий, культур и цивилизаций, который усилиями многих выдающихся политических и религиозных деятелей, по сути, не прекращался с давних времен до наших дней, представляется крайне необходимым».
Мультипликативный эффект, вызванный I Съездом, стал своеобразным «магнитом», притягивающим к Казахстану внимание всего мира. Свой интерес высказали как духовные лидеры, так и ведущие политические деятели, а также экспертное сообщество, заинтересованное в изучении феномена казахстанской модели межэтнического и межрелигиозного согласия.
Именно благодаря политике Лидера Нации Нурсултана Назарбаева республика стала образцом для подражания не только на постсоветском пространстве, но и для стран дальнего зарубежья, а феномен Ассамблеи народа Казахстана - предметом для изучения. И сегодня успешно действующая казахстанская модель межнационального мира и согласия является хорошим заделом на будущее нашей страны.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы