Лента новостей
0

Должен ли сотрудник правоохранительных органов нести двойную ответственность по делам об административных правонарушениях? /С. Корнейчук/

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.04.2013 07:41 Фото: zakon.kz

С. Корнейчук, старший преподаватель кафедры ОР и РД Академии КУИС МВД РК

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях детально регламентируются действующим Кодексом РК об административных правонарушениях. Законодательная процедура производства по делам об административных правонарушениях обеспечивает в полном объеме соблюдение принципов законности, материальной истины, ответственности должностных лиц за принятое решение и надлежащее ведение процесса, гарантирует права граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Должен ли сотрудник правоохранительных органов нести двойную ответственность по делам об административных правонарушениях?

 

 

С. Корнейчук, старший преподаватель кафедры ОР и РД Академии КУИС МВД РК

 

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях детально регламентируются действующим Кодексом РК об административных правонарушениях. Законодательная процедура производства по делам об административных правонарушениях обеспечивает в полном объеме соблюдение принципов законности, материальной истины, ответственности должностных лиц за принятое решение и надлежащее ведение процесса, гарантирует права граждан, привлекаемых к административной ответственности.

 

 

 

В административном праве Республики Казахстан существуют понятия «административная ответственность» и «ответственность в административном порядке». Если первое понятие связано с ответственностью физических или юридических лиц за нарушения запретов, предусмотренных Кодексом РК об административных правонарушениях, то второй юридический институт ответственности связан с дисциплинарной ответственностью, возмещением ущерба, пени неустойки, морального вреда, восстановлением репутации и т.п. Данные виды ответственности могут налагаться на сотрудников правоохранительных органов самостоятельно друг от друга, а также в совокупности за одно и то же административное правонарушение. То есть сотрудник фактически несет дважды юридическую ответственность за один и тот же проступок. Такое положение дел вызывает много споров у практических сотрудников правоохранительных органов, а также является питательной средой для научной полемики ученых, специализирующихся в исследованиях данной сферы общественных отношений.

Согласно части 2 статьи 35 КРКоАП ответственность по делам об административных правонарушениях на общих основаниях сотрудники правоохранительных органов несут за нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и таможенную границу таможенного союза, законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требований пожарной безопасности, правил дорожного движения, таможенных правил вне места службы, законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, бюджетного и налогового законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, правил охоты, рыболовства, других правил и норм рационального использования и охраны природных ресурсов.

Эта же норма запрещает применять к сотрудникам правоохранительных органов административные взыскания в виде лишения права ношения и хранения огнестрельного и холодного оружия и административного ареста. Поэтому не по всем статьям КРКоАП, где родовым объектом административного правонарушения будут являться вышеперечисленные сферы общественных отношений, сотрудники правоохранительных органов будут нести ответственность на общих основаниях.

По содержанию ст. 35 ч. 2 КРКоАП мы можем говорить только об объекте правонарушения, где нет четкого толкования объективной стороны правонарушения, за которые сотрудники правоохранительных органов несут административную ответственность на общих основаниях. Например, здесь следует понимать, что сотрудники должны нести административную ответственность за все нарушения правил дорожного движения на общих основаниях. Но как быть по тем статьям, в которых предусмотрена только одна санкция - административный арест (см.: за повторные случаи управления транспортными средствами в нетрезвом виде), а согласно ч. 2 ст. 35 КРКоАП к сотрудникам правоохранительных органов такая санкция не применима.

Например, часть 10 статьи 467 КРКоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения» предусматривает применение штрафа в размере ста месячных расчетных показателей к лицам, которым нельзя применить санкцию в виде административного ареста. Данный перечень лиц перечислен в части 3 статьи 55 КРКоАП:

1) беременные женщины;

2) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

3) лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;

4) инвалиды I и II групп;

5) женщины в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и мужчины свыше шестидесяти трех лет.

Но в этом перечне нет сотрудников правоохранительных органов, а значит, субъект правонарушения не может нести ответственность по делу об административном правонарушении, где нет альтернативной меры взыскания административному аресту.

Решить эту проблему возможно несколькими путями. Во-первых, сотрудников правоохранительных органов следует включить в перечень лиц, перечисленных в части 3 статьи 55 КРКоАП, то есть вместо административного взыскания в виде административного ареста на правонарушителя будет накладываться санкция в виде штрафа размером 100 месячных расчетных показателя. Во-вторых, возможно внести изменения и дополнения в те статьи КРКоАП по которым субъектами правонарушений являются военнослужащие, прокуроры и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов либо специальных положений, дополнив санкции альтернативными административному аресту мерами административных взысканий, которым могут быть подвержены сотрудники правоохранительных органов.

И, наконец, в-третьих, существует самое логичное и простое мнение вообще отменить административную ответственность на общих основаниях в отношении лиц, упомянутых статьей 35 КРКоАП «Административная ответственность военнослужащего, прокурора и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов либо специальных положений, за совершение административных правонарушений». Таких лиц по всем правонарушениям следует привлекать только к дисциплинарной ответственности, то есть к юридической ответственности в административном порядке.

Последний вывод позволит решить также проблему двойной юридической ответственности (административной и дисциплинарной) за один административный проступок.

Так, часть 3 статьи 35 КРКоАП гласит: «Лица, кроме указанных в части первой настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе, в случаях, прямо предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях». То есть на практике если руководитель органа, инспекция по личному составу или служба собственной безопасности выявляют факт совершения сотрудниками правоохранительных органов административных правонарушений, то их также привлекают и к дисциплинарной ответственности.

Четвертая часть статьи 35 КРКоАП по своему смыслу создает питательную среду для коррупционных действий лицам, наделенным юрисдикционными полномочиями налагать административные взыскания. Редакция данной нормы изложена в виде: «Органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения административных взысканий на лиц, указанных в части первой настоящей статьи, передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности». То есть эти должностные лица могут направить, а могут и не направлять материалы об административном правонарушении в правоохранительные органы, ограничившись наложением административного взыскания. Эта норма позволяет должностным лицам произвольно трактовать свои юрисдикционные полномочия по наложению административных взысканий, что и создает условия для коррупционных действий.

В этой связи обосновано, что по всем делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении сотрудников правоохранительных органов, должно происходить дисциплинарное производство, исключая параллельную административную ответственность. Практика показывает, что сотрудники правоохранительных органов дисциплинарную ответственность считают наиболее репрессивной, чем общую ответственность по делам об административных правонарушениях. Бывают случаи, когда правонарушители скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам. Поэтому дисциплинарная ответственность будет иметь наибольшее профилактическое значения в вопросах соблюдения дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: