Проблема качества дорог стала темой обсуждения номер один среди казахстанских автолюбителей
В стране по-прежнему остаются две беды
Проблема качества дорог уже давно стала темой обсуждения номер один среди казахстанских автолюбителей. Известно, что ежегодно из госбюджета на автодорожную отрасль выделяются значительные суммы финансовых средств, направленные на ремонт и строительство автодорог.
И средства успешно осваиваются подрядными организациями. Между тем ситуация по-прежнему остается нерешенной. Кроме этого, если раньше предметом злых шуток автолюбителей были дороги, соединяющие районные центры с областными, сельские округа с районными центрами, то в последнее время к обитателям и автолюбителям областных центров присоединились жители крупнейших городов республики, включая и столицу Казахстана - Астану. Многие на себе испытали и продолжают испытывать все прелести колдобин, ям, а где и в прямом смысле провалов дорожного покрытия. Риторический вопрос «Кто виноват и что делать?» в отношении «дорожной ситуации», похоже, так и останется без ответа.
Приход весны постоянно связан с массовым таянием снега. В нашей стране параллельно с этим наблюдается и другой процесс - «таяние» асфальта. Вот и получается, что наша республика, находясь в центре Евразии и имея транзитный потенциал, так и не смогла приблизиться к решению вопроса о строительстве качественных дорог.
Между тем ежегодно из госбюджета на автодорожную отрасль выделяются значительные суммы финансовых средств, направленные на ремонт и строительство автодорог. Так, например, по информации пресс-службы Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, в 2013 году отремонтируют 9 тыс. км дорог. Однако строительство коснется в основном трех современных автодорог из Астаны в Актау, Алматы и Усть-Каменогорск. В текущем году планируется начать работы между городами Павлодар и Семей в рамках реконструкции маршрута Астана - Усть-Каменогорск. В прошлом году работы были начаты на двух участках общей протяженностью 76 километров.
Часть направления Астана - Актау, а именно участок Бейнеу - Шетпе протяженностью 300 километров уже реконструируется. Строительные работы на участке от Шетпе до Актау, протяженностью 177 километров, планируется начать в этом году. Кроме этого, на сегодня мы являемся свидетелями реализации масштабного транспортного проекта Западная Европа - Западный Китай, международного транзитного коридора общей протяженностью 8445 км, из которых по нашей стране пройдут 2787 км. Стоимость проекта составляет 825 млрд тенге. В послании Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» президент заострил внимание на данном проекте, отметив необходимость закончить его уже в 2013 году. И можно быть уверенным, что намеченные проекты будут реализованы в намеченные сроки.
Конечно, строительство транспортных магистралей является одной из первоочередных задач. Однако решая эти вопросы, не стоит забывать и о рядовых налогоплательщиках, которые, проживая в населенных пунктах, ежегодно сталкиваются с плохим качеством дорожного покрытия, а где и его полным отсутствием. К слову, дороги, соединяющие районные центры с областными, сельские округа с районными центрами, всегда были предметом злых шуток автолюбителей в адрес правительства и местной власти. Еще бы, ведь в Казахстане протяженность местной сети автомобильных дорог составляет 73665 километров, из них в среднем 51 процент асфальтирован, при этом в некоторых областях этот показатель не превышает даже 20 процентов. Как говорится, есть о чем задуматься и сделать соответствующие выводы.
Однако в последнее время наметилось значительное изменение относительно «географии шуток». Вот уже несколько лет как жители и автолюбители областных центров, а в последнее время и крупнейших городов республики, включая и столицу Казахстана Астану, испытывают на себе все прелести колдобин, ям, а где и в прямом смысле - провала дорожного покрытия. Кого при этом вспоминают недобрым словом владельцы «железных коней», все уже знают. Однако, как говорится, воз и ныне там.
Между тем плачевное состояние дорог не смущает глав местных администраций. Еще ни один аким не поплатился своим креслом за низкое качество дорожного покрытия в вверенном ему хозяйстве. И это верно, ведь почему градоначальник должен лишаться своего места за халатное исполнение своих обязанностей вверенных ему подразделений?
Конечно, сейчас знающие «эксперты» начнут апеллировать резко континентальным климатом в стране, большими расстояниями между местом проведения ремонта и нахождением дорожно-строительных материалов (песок, щебень и др.), а также отсутствием других составляющих и т.д.
Хотя мало кто обращает внимание на то, что подрядчики, в большинстве своем частные компании, в своем арсенале имеют технику советского времени, не заботясь о применении новых технологий и не предъявляя требований к профессионализму своих работников. Да и проверяющие структуры, принимающие объекты строительства, не изобилуют профессионалами своего дела. Вот и получается, что строят «спустя рукава», принимают «закрыв глаза», а автолюбители затем ездят по направлениям с широко раскрытыми глазами и засученными рукавами, готовые в любой момент заняться ремонтом своего «железного коня».
Однако в этом случае на память приходит старая народная мудрость: кто хочет делать - ищет возможность, а кто нет - ищет причину. И никто не задумывается, почему в Канаде, где отмечается идентичный с Казахстаном климат, дороги отвечают всем международным требованиям. Или взять, например, соседний Китай со схожими условиями, но с качественными дорогами. Вот и получается, что у специалистов других стран руки, как говорится, растут из нужного места, в то время как у наших «профессионалов» есть масса причин, мешающих воплотить мечту автолюбителей о качественных автодорогах.
Странно, но их поддерживают и наши градостроители, у которых постоянно есть отговорки: то снег в январе внезапно выпал, то неожиданно в марте стало тепло. Согласитесь, подобного рода аргументы больше напоминают детский лепет, который казахстанцы периодически слышат. Хотя за это время и ребенок уже становится зрелым человеком, готовым отвечать за свои слова. Вот и получается, что за 20 лет мы так и не научились строить транспортные магистрали, соответствующие международным стандартам, хотя пытаемся встать в один ряд с лидирующими странами мира. Вот интересно, по каким критериям мы будем конкурировать с развитыми странами: по качеству дорог или по непрофессионализму чиновников?
К слову, в 2005 году правительством республики была принята и утверждена Программа развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006-2012 годы. Насколько успешно она была реализована - оставим на совести постоянно меняющегося правительства и местных градоначальников. Тем более что автолюбители уже дали оценку реализованного программного документа.
Однако на дворе уже 2013 год, а новой программы так и не было принято, хотя еще в прошлом году некоторые депутаты мажилиса Парламента выходили с предложениями о разработке программы развития местных дорог на 2013-2018 годы. Но, как видим, воз и ныне там.
Куаныш АЯЗБЕКОВ, Алматы