При текущем уровне добычи урана в Казахстане хватит на период от 60 до 90 лет
При текущем уровне добычи урана в Казахстане хватит на период от 60 до 90 лет
При текущем уровне добычи без увеличения минерально-сырьевой базы урана в Казахстане хватит на период от 60 до 90 лет, сообщил в пятницу генеральный директор казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY Асет Магауов, передает ИА Новости-Казахстан.
«При текущем уровне добычи урана без воспроизводства минерально-сырьевой базы его запасов хватит на 80-90 лет, при максимальном сценарии добычи на 60-70 лет. Переход к замкнутому ядерному топливному циклу на порядок увеличивает энергетический потенциал запасов урана», - озвучил Магауов на заседании координационного совета KAZENERGY данные Национального энергетического доклада, разработанного ассоциацией.
В докладе также указывается, что уголь в перспективе останется наиболее привлекательным для РК энергоносителем, однако необходимо решать вопросы стандартизации и внедрения чистых технологий.
«При любом сценарии без ввода в разработку новых месторождений и (или) дальнейшего развития Кашагана, с 2022 года в Казахстане ожидается падение уровня добычи нефти, после модернизации НПЗ и в случае сокращения поставок нефти из РФ возникнет необходимость значительно увеличить объемы казахстанской нефти, поставляемой на внутренний рынок», - отмечается в документе.
«Учитывая ограниченность ресурсов товарного газа и ограниченные перерабатывающие мощности, приоритетным направлением его использования является газохимия и газоснабжение населения», - подчеркнул гендиректор ассоциации.
В KAZENERGY отмечают, что в перспективе до 2030 года в стране ожидается рост энерго- и теплопотребления (включая сценарий реализации мероприятий по энергосбережению), угольные генерации в обозримой перспективе будут производить основную долю энергии.
В то же время, Казахстан имеет большой потенциал по возобновляемым источникам энергии (прежде всего по ветру), однако они пока остаются дороже традиционных и их внедрение ложится на плечи потребителей. «В этой связи мы видим развитие ВИЭ именно в механизмах государственного стимулирования, в первую очередь для ликвидации энергетической бедности удаленных потребителей», - подчеркнул Магауов.
По его сведениям, фактический потенциал энергосбережения в РК составляет порядка 20-30%. «Единица энергии, полученная за счет строительства новых мощностей, требует в 6-8 раз больше капитальных вложений, чем ее получение за счет повышения энергоэффективности, нормативные технические потери в сетей KEGOC находятся в пределах 6-7 %, что является оптимальным в условиях РК. Дальнейшее снижение потерь будет малоэффективным», - отмечается в докладе.
Одновременно ситуация с региональными энергораспределительными компаниями (РЭК), по мнению авторов доклада, требует принятия госпрограммы их модернизации и развития с установлением требований к собственникам в части снижения технических потерь до нормативных.
В этой связи авторы доклада рекомендуют внести соответствующие изменения и дополнения в Налоговый, Экологический кодекс, Кодекс о недрах, а также принять закон «О теплоснабжении». Отмечая необходимость совершенствования технических регламентов и стандартов и совершенствования тарифной политики и механизмов финансирования, авторы доклада предлагают создать в стране министерство энергетики с функциями отраслевого регулятора в сфере электро- и теплоэнергетики.