Работу ШОС сопровождает деятельность аналитических структур
Работу ШОС сопровождает деятельность аналитических структур
Изначально сформировавшись для решения пограничных вопросов на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, «Шанхайская пятерка» - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - выросла в динамичную и влиятельную международную организацию. Несмотря на свой юный возраст, ШОС утверждает себя в мировом сообществе как дееспособная и эффективная организация, четко представляющая свои цели и уверенно идущая по пути их достижения. Шанхайская организация постепенно набирает вес в непростом геополитическом пространстве, расширяет международные контакты и выходит на орбиту новой эры многостороннего глобального сотрудничества. Вместе с тем ШОС уже на первых этапах своего развития столкнулась с необходимостью аналитического сопровождения своей деятельности. Так образовалась диалоговая площадка - Форум Шанхайской организации сотрудничества. На сегодня это традиционный научный форум аналитических структур стран - участниц ШОС.
В июне Шанхайской организации сотрудничества исполнится 12 лет. Именно 15 июня 2001 года по инициативе глав 6 государств - Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана была создана ШОС, основными целями которой были объявлены укрепление взаимного доверия, добрососедства и многопланового сотрудничества между странами-участницами. На момент создания организации главной целью ШОС являлась стабилизация обстановки в Центрально-Азиатском регионе, где находившийся тогда у власти в Афганистане режим талибов служил рассадником исламского экстремизма, угрожавшего всем членам организации. Кроме борьбы с терроризмом участники ШОС ставили перед собой задачу полнее развивать экономическое и научно-техническое сотрудничество.
На сегодня данное межгосударственное объединение уже трансформировалось в один из важных механизмов обеспечения безопасности в регионе. Эта авторитетная структура ставит перед собой задачи противодействия международному терроризму и развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран-участниц. «Признанием авторитета ШОС является получение ею статуса наблюдателя при Генассамблее ООН, установление партнерских отношений с секретариатами СНГ и АСЕАН», - сказал в одном из своих выступлений президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Вместе с тем ШОС уже на первых этапах своего развития столкнулась с необходимостью аналитического сопровождения. Так образовалась диалоговая площадка - форум Шанхайской организации сотрудничества. На сегодня это традиционный научный форум аналитических структур стран - участниц ШОС, очередное заседание которого состоялось 18-19 апреля в Пекине. Напомним, что научные собрания проходят один раз в год по очереди в государствах ШОС. На этот раз ученых из разных стран принимал Китай. Делегацию Казахстана представляли сотрудники одного из ведущих «мозговых центров» страны - Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Республики Казахстан. Наша беседа сегодня с руководителем центра первого президента Республики Казахстан ИМЭП Айдаром Амребаевым, возглавлявшим нашу делегацию.
- Айдар Молдашович, что бы вы могли сказать об этом формате взаимодействия в Шанхайской организации сотрудничества? Каковы ваши впечатления от участия на форуме?
Аналитический форум Шанхайской организации сотрудничества был создан в 2006 году по инициативе ученых - исследователей проблематики сотрудничества в рамках ШОС и является своеобразной «второй дорожкой» научно-аналитического взаимодействия наших стран. На форуме на регулярной основе происходит встреча заинтересованных ученых из государств-участников ШОС с широким привлечением аналитиков из стран-наблюдателей и партнеров организации, а также дипломатов и представителей СМИ. На этом научном собрании обсуждаются актуальные вопросы современных отношений, регионального сотрудничества, отрабатываются различные модели и прогнозы взаимодействия стран ШОС. Форум призван осуществлять научную проработку политических инициатив и решений глав государств ШОС, принимаемых и утверждаемых на ежегодных саммитах глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества.
Нынешний форум проходил в Пекине /КНР/. Хозяевами форума был Китайский институт международной политики и его Центр исследования ШОС. В этом центре собраны наиболее авторитетные ученые-аналитики Китая, экс-послы Китая в странах ШОС, независимые исследователи. На встречу съехались также ученые из России, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а также Беларуси, Афганистана, Монголии и Турции. Форум оказался очень интересным и достаточно откровенным в плане постановки, анализа и проектных предложений по совершенствованию формата сотрудничества в рамках ШОС и оценке современной международной ситуации.
- Сегодня бытует мнение о том, что по истечении более 10 лет с момента начала сотрудничества в рамках ШОС все еще в недостаточной степени реализован потенциал сотрудничества стран организации и его влияния в мире. Что вы думаете об этом?
- Вы совершенно правы. Действительно, несмотря на то что пространство Шанхайской организации сотрудничества охватывает огромную территорию и представляет самое большое население с достаточно динамичным социально-экономическим и политическим развитием, все же потенциал этой организации далеко не исчерпан и возможности ее политического влияния в современном мире не реализованы в полной мере. И этому как раз и был посвящен наш восьмой форум. Практически лейтмотивом каждого выступления стал достаточно откровенный и критический разговор о нынешнем состоянии и возможностях сотрудничества между странами ШОС. На форуме ученые выступили с разработкой конкретных предложений для насыщения содержания деятельности организации проектами в самых разных сферах с целью повышения ее авторитета и реализации задач, поставленных главами наших стран на прошедшем в Пекине в 2012 году саммите глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Мы констатировали чрезвычайную важность тесного взаимодействия политических решений на высшем уровне с научно-аналитическим их обоснованием и детальной проработкой практического воплощения в конкретных формах сотрудничества.
- Расскажите, о чем непосредственно шла речь.
- Как известно, ШОС прошла в своем развитии определенную эволюцию. Так, изначально, еще в формате пятерки государств, организация ставила цель сконцентрироваться на обеспечении задач безопасности в регионе ответственности ШОС, разрешении вопросов приграничных споров, борьбе с «тремя злами» (терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом). Затем фокус внимания организации несколько расширился. В ШОС вошел Узбекистан, к корзине безопасности добавилось социально-экономическое и культурно-гуманитарное измерение. Возникла проблема дальнейшего расширения Шанхайской организации сотрудничества, ее участия не только в вопросах регулирования процессов в Центральной Азии, но и широкого и авторитетного позиционирования в современных международных делах, реагирования на вызовы нетрадиционных угроз, эффективного интегрирования в новые форматы экономического сотрудничества и т.д. Таким образом, сегодня перед организацией стоит целый ряд актуальных задач, от решения которых зависит судьба народов, вовлеченных в орбиту внимания ШОС.
Думается, очень важно не потерять этот импульс сотрудничества, заданный отцами-основателями организации, использовать так называемый шанхайский дух для поиска ответов и решений вопросов сегодняшнего дня.
К примеру, назрела необходимость в разработке долгосрочной общей стратегии развития ШОС по всем направлениям взаимодействия, а не только в сфере безопасности. Необходимо также выйти на реализацию конкретных многосторонних экономических проектов. Согласитесь, это ненормально, когда за годы сотрудничества все еще не реализовано ни одного многостороннего экономического проекта, целиком и полностью осуществленного в рамках ШОС. Сегодня наше экономическое сотрудничество осуществляется в основном на двусторонней основе. Хотя есть прорывные идеи, озвученные нашими лидерами. Это и Энергетический клуб, и Банк развития ШОС, и другие, которые создают институциональную основу для качественно нового экономического взаимодействия на нашем пространстве.
Сегодня чрезвычайно важны, например, развитие транспортно-логистического сотрудничества, разработка взаимоприемлемого водно-энергетического консорциума в Центральной Азии, общего продовольственного снабжения, осуществление мер согласованного стратегического антикризисного планирования, борьба с бедностью, безработицей, совершенствование социальных программ. То есть речь идет о тех актуальных вопросах, которые способствуют улучшению качества жизни народов наших стран. Это широкая социальная модернизация, идею которой неустанно продвигает президент Казахстана. Важно отметить, что данная идея и необходимость активизации экономического сотрудничества находят понимание и широкую поддержку со стороны нашего великого соседа Китая, обладающего солидными экономическими возможностями и международным авторитетом.
- Хорошо. А в чем, на ваш взгляд, причина пробуксовывания очень важных проектов, о которых вы говорите?
- Причин много и они разные. Но, как говорится, кто не хочет делать, тот ищет причину… Вот, к примеру, на сегодняшний день несколько снижается товарооборот между Казахстаном и Китаем. И в этом плане есть вопросы согласования и снижения издержек, связанных с вступлением в силу условий и режима Таможенного союза на нашей территории. Китайские эксперты предлагают нам совместно с нашими российскими партнерами отработать взаимоприемлемый формат того, как Китай может эффективно взаимодействовать с ЕЭП. И мы согласны с ними, но российские коллеги все еще не готовы к доверительному многостороннему сотрудничеству, настаивая на одномерном формате ТС. Но ведь надо избавляться от стереотипов прошлого и преодолевать односторонний взгляд на проблемы нашего совместного развития. Мы уже находимся в условиях глобального экономического пространства, и это требует разработки «открытых» форм сотрудничества.
Если вы помните, президент Назарбаев видит в евразийской экономической интеграции именно такой, открытый, вариант сотрудничества, приглашая к сотрудничеству и Европу, и Азию. И это находит широкую поддержку и у продвинутых политиков ЕС, и у нового руководства Китая. Интересным направлением экономического сотрудничества для ШОС является координация своей работы с такими интеграционными форматами, как БРИКС, АСЕАН, инициатива G-Global. Кстати говоря, эта тема, «ШОС и глобальный мир», стала предметом конференции в узком составе, которая прошла по завершении форума ШОС. Проблема синхронизации различных интеграционных экономических форумов с участием стран ШОС представляется очень важной, особенно в условиях мировой экономической нестабильности.
Или, к примеру, проблема водно-энергетического обеспечения региона Центральной Азии и разрешения противоречий, возникших между странами выше и ниже по течению трансграничных рек региона по вопросу строительства Рогунской в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане. Ведь существует возможность согласованного и компромиссного решения данной проблемы между самими четырьмя странами региона, но отсутствует доверие и добрая воля к взаимопониманию между странами и их лидерами. Хотя президент Казахстана уже давно пробивает идею центральноазиатского союза государств, создания межстранового водно-энергетического консорциума. К сожалению, эта тема излишне политизируется извне и становится предметом «Большой игры» со стороны внерегиональных международных игроков.
Другой проблемой является вопрос перспектив регионального развития после 2014 года, объявленного американцами в качестве даты вывода основного контингента войск из Афганистана, и спекуляций, связанных с этим. Совершенно справедливо об этом говорил наш президент во время своего выступления на Евразийском медиафоруме, когда призывал не «пугать регион подобными страшилками», а строить конструктивное мирное взаимодействие между странами. Таким конструктивным подходом может стать, возможно, в рамках ШОС, противостояние попыткам насыщения оружием нашего региона. Милитаризация Центральной Азии, сохранение и создание новых военных баз под любым предлогом, предпринимаемые сегодня США и Россией, может привести лишь к конфронтации и росту недоверия между странами.
Есть вопросы, связанные с кибербезопасностью, противостоянием импорту нестабильности в виде так называемых цветных революций в наш регион. Это серьезная проблема, которую также возможно решить лишь совместными усилиями. И эту тему инициировал президент Н.А. Назарбаев еще на Астанинском саммите ШОС в 2011 году. К сожалению, и по данному вопросу, и по центру прогностики ШОС все еще нет консенсусного решения.
Таким образом, вопросов и проблем для научного анализа и проектирования хватает. И теперь нам необходимо последовательно над ними работать, находя оптимальные компромиссные решения.