Налогообложение специальных экономических зон в Казахстане /Е. Орымбеков/
Е. Орымбеков
Одним из важнейших факторов промышленного развития Республики Казахстан является государственная поддержка, в том числе путем создания и развития специальных экономических зон. Однако изменения в Налоговый кодекс РК касательно налогообложения СЭЗ грозят снижением инвестиционной активности на вновь открываемых площадках.
Как известно, система предоставления льгот и преференций компаниям - участникам СЭЗ регулируется государством Законом от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Данное законодательство определяет порядок создания и функционирования зон, требования к компаниям-участникам, их права и обязанности. Кроме того, нормативный акт регулирует механизм управления СЭЗ, а также правовой режим и иные условия функционирования.
Другим ключевым документом является указ главы государства о создании специальных экономических зон. После его официальной публикации в средствах массовой информации зона считается созданной и начинает свое функционирование.
Вместе с тем оба этих документа не охватывают в полной мере все аспекты функционирования зон, поскольку отдельные элементы правового режима деятельности участников СЭЗ регулируются специальным законодательством. В частности, необходимо отметить существующий немаловажный аспект применения режима налогообложения.
Налогообложение специальных экономических зон в Казахстане
Е. Орымбеков
Одним из важнейших факторов промышленного развития Республики Казахстан является государственная поддержка, в том числе путем создания и развития специальных экономических зон. Однако изменения в Налоговый кодекс РК касательно налогообложения СЭЗ грозят снижением инвестиционной активности на вновь открываемых площадках.
Как известно, система предоставления льгот и преференций компаниям - участникам СЭЗ регулируется государством Законом от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Данное законодательство определяет порядок создания и функционирования зон, требования к компаниям-участникам, их права и обязанности. Кроме того, нормативный акт регулирует механизм управления СЭЗ, а также правовой режим и иные условия функционирования.
Другим ключевым документом является указ главы государства о создании специальных экономических зон. После его официальной публикации в средствах массовой информации зона считается созданной и начинает свое функционирование.
Вместе с тем оба этих документа не охватывают в полной мере все аспекты функционирования зон, поскольку отдельные элементы правового режима деятельности участников СЭЗ регулируются специальным законодательством. В частности, необходимо отметить существующий немаловажный аспект применения режима налогообложения.
Если ранее, до 1 января 2012 года, льготы по налогообложению предоставлялись всем специальным экономически зонам на общих основаниях в соответствии со статьей 151 Налогового кодекса РК, то с января 2012 года порядок принципиально изменился. Статья 151 налогового законодательства была исключена с введением новых дополнительных статей, предусматривающих индивидуальный режим налогообложения для каждой из созданных СЭЗ (151-1 - 151-9 НК РК).
Данное изменение привело к значительному усложнению порядка получения льгот по налогообложению. Потенциально это может привести к снижению инвестиционной активности на вновь открываемых площадках, так как для применения вновь созданными СЭЗ особого режима налогообложения требуется внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство. Например, по этой причине на протяжении 2012 года льготы по налогообложению действовали только на части специальных экономических зон, внесенных в Налоговый Кодекс.
Как показывает практика, на внесение изменений и дополнений в НК РК в части включения новой СЭЗ уходит до года, в течение которого применение налоговых льгот противоречит основам действующего законодательства. Следовательно, ожидать инвестиций в данный период времени в предприятия на территории этих зон не следует.
Нельзя не отметить, что механизм получения данных налоговых льгот также имеет некоторую специфику. Например, получение льгот по налогообложению возможно только в случае, если предприятие осуществляет приоритетную деятельность для конкретной СЭЗ. При этом в структуре выручки доход от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства от приоритетных видов деятельности должен составлять не менее 90%. В противном случае компания лишается права получения льготы (за исключением СЭЗ «Парк информационных технологий» - для него установлена норма в 70%). Перечень приоритетных видов деятельности для СЭЗ указан в соответствующей статье налогового законодательства и закрепляется Постановлением Правительства РК от 13 мая 2009 г. № 703. Условие о необходимости осуществления участниками СЭЗ приоритетных видов деятельности также закреплено подпунктом 5) статьи 1 Закона РК «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Согласно этому документу участник СЭЗ - это юридическое лицо, осуществляющее на территории СЭЗ приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников.
Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом для компании-резидента СЭЗ также необходимо получить подтверждение структуры выручки у местного исполнительного органа власти, по установленной Правительством Казахстана форме.
Необходимо отметить, что решающую роль при получении для конкретной СЭЗ системы льготного налогообложения ложится на управляющие компании - юридическое лицо, создаваемое в форме акционерного общества, основной задачей которого является обеспечение функционирования специальной экономической зоны. Фактически управляющие компании являются локомотивами развития этих зон, организующие взаимодействие как резидентов СЭЗ с государственными органами, так и самих субъектов хозяйствующей деятельности внутри нее. Кстати, низкая активность управляющей компании приводит к снижению инвестиционной активности частных инвесторов и существенно тормозит как развитие СЭЗ, так и промышленности в регионе в целом.
Коротко резюмируя, хотелось бы еще раз отметить, что государственная поддержка СЭЗ предоставляет широкие возможности для индустриального развития. Однако сложность механизмов реализации данной господдержки, низкая активность на местах может привести к снижению потенциала СЭЗ в целом и замедлить развитие несырьевых отраслей в Казахстане.
Справка
К 2012 году на территории РК создано девять специальных экономических зон (СЭЗ) различной направленности. Каждая из них имеет свою отраслевую специфику, что позволяет комплексно развивать промышленность, не допуская концентрации инвестиций в отдельных сверхдоходных отраслях. Целями создания СЭЗ являются ускоренное развитие современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, привлечение инвестиций, новых технологий в отрасли экономики и регионы, а также повышение занятости населения.
Таблица 1. Основные льготы по налогам, предоставляемые резидентам специальных экономических зон в Республике Казахстан
№ п.п. |
Наименование СЭЗ |
Наименование налога |
Ставка, % |
1. |
Астана - новый город |
Корпоративный подоходный налог Земельный налог Плата за пользование земельными участками Налог на имущество |
0% 0% 0% 0% |
2. |
Национальный индустриальный нефтехимический технопарк |
||
3. |
Морпорт Актау |
||
4. |
Онтустик |
||
5. |
Бурабай |
||
6. |
Парк информационных технологий |
Корпоративный подоходный налог Земельный налог Плата за пользование земельными участками Налог на имущество Социальный налог |
0% 0% 0% 0% 0% |