Международная торговля энергетическими ресурсами
Обладание энергоресурсами влияет как на экономическое положение государства, так и на его политический курс, содействуя стабильности и безопасности в стране, поэтому важность бесперебойного и устойчивого снабжения энергоресурсами в настоящее время остается актуальной.
Одной из тенденций современности является то, что обладание энергоресурсами определяет не только экономическое положение государства, но и во многом оказывает влияние на его политический курс, содействуя обеспечению стабильности и безопасности в стране, поэтому важность бесперебойного и устойчивого снабжения энергоресурсами не приходится доказывать.
В недавнем Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» одним из стратегических направлений является внедрение принципиально новой системы управления природными ресурсами. Согласно посланию необходимо использовать ресурсы как важное стратегическое преимущество Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договоренностей /1/.
К энергоресурсам можно отнести многие полезные ископаемые, но самыми определяющими являются нефть, газ и электроэнергия.
В целях уточнения данным понятиям дано законодательное закрепление. Так, согласно Закону РК «О недрах и недропользовании» нефть означает сырую нефть, газовый конденсат, природный газ и попутный газ, а также углеводороды, полученные после очистки сырой нефти, природного газа и обработки горючих сланцев или смолистых песков /2/. В соответствии с Законом РК «О газе и газоснабжении» (Закон о газе) понятие «газ» включает в себя сырой, товарный, сжиженный нефтяной и сжиженный природный газ /3/.
Все эти энергоресурсы, конечно, также выступают предметом международной торговли.
В учебниках по международному экономическому праву международную торговлю определяют как раннюю форму международных коммерческих отношений. Предметом международной торговли выступают:
- материальные вещи (готовая продукция, машины м оборудование, сырьевые товары);
- услуги (транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно-вычислительные, туристические и др.);
- имущественные и неимущественные права, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности.
Регулирование рынков осуществляется на различных уровнях: глобальном, региональном, двустороннем /4/. Что касается торговли как предпринимательской деятельности по купле-продаже товаров, следует сказать, что она также является объектом правового регулирования со стороны государства, которое в качестве воздействия на данную деятельность может использовать различные формы и методы воздействия. Так, Законом РК от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» (Закон о торговой деятельности) определено, что формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) определение порядка осуществления торговой деятельности;
2) определение условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, совпадающую с Государственной границей Республики Казахстан;
3) стимулирование развития торговой деятельности;
4) государственный контроль и надзор в области торговой деятельности;
5) сертификация.
Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
3) приостановление продажи и (или) запрет на продажу товаров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
5) участие в международных экономических санкциях.
Исследуя национальное законодательство Казахстана по вопросам торговли энергоресурсов, следует отметить, что отношения по реализации и обороту данных объектов регулируются целой системой нормативных правовых актов. Правовое регулирование оборота данных объектов характеризуется жесткой регламентацией и усиленным контролем со стороны государства деятельности по производству и обороту нефти, нефтепродуктов, газа и пр.
Согласно статье 16 Закона РК «О недрах и недропользовании» (Закон о недрах) Правительство РК регулирует экспорт нефти, в том числе путем утверждения (изменения) таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, квот на экспорт нефти; устанавливает количественные ограничения (квоты) на транспортировку нефти различными видами транспорта; порядок ведения единой базы данных добычи и оборота нефти. Определена также компетенция Министерства нефти и газа, к которой отнесены разработка порядка ведения единой базы данных добычи и оборота нефти осуществление государственного регулирования добычи нефти в соответствии с проектом разработки месторождения, а также ее оборота; определение для недропользователей объемов поставки сырой нефти на внутренний рынок РК для переработки исходя из экономических показателей технико-экономического обоснования к контракту на момент его подписания в пределах расчетных цен реализации нефти, принятых в технико-экономическом обосновании.
По мнению М.К. Сулейменова, вопросы экспорта и импорта относятся к предмету регулирования Закона о лицензировании, ничем не обусловленное квотирование нарушает правила Закона о лицензировании и Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), согласно которым такие ограничения допускаются только по соображениям государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан /5/.
Закон РК от 20 июля 2011 года № 463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (Закон о нефтепродуктах) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов: бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута.
При этом оборот нефтепродуктов согласно Закону о нефтепродуктах - это приобретение, хранение, оптовая и розничная реализация, отгрузка, транспортировка, экспорт и импорт нефтепродуктов.
На территории РК запрещаются ввоз и реализация бензина и дизельного топлива, включающих металлосодержащие присадки (железо, марганец, свинец и другие, кроме антистатических присадок для дизельного топлива), и некондиционных нефтепродуктов, в том числе их хранение без дальнейшей переработки.
Законом о нефтепродуктах строго регламентирован круг лиц, которым разрешена реализация нефтепродуктов: 1) производителями нефтепродуктов; 2) поставщиками нефти; 3) оптовыми поставщиками нефтепродуктов с баз нефтепродуктов; 4) физическими и юридическими лицами, осуществляющими розничную реализацию нефтепродуктов.
Применительно к рассматриваемым отношениям в качестве особенности этих отношений хотелось бы отметить неразрывность производственных и потребительских связей, что предопределено стратегической значимостью нефти и нефтепродуктов. Так, переработка нефти и реализация нефтепродуктов включают в себя следующую цепочку связей: если переработка нефти осуществляется на основе договора подряда = поставщик нефти - производитель нефтепродуктов - поставщик нефти - субъект, осуществляющий оптовую продажу нефтепродуктов - субъект, осуществляющий розничную продажу нефтепродуктов - потребитель, а если переработка нефти осуществляется в рамках предпринимательской деятельности производителя нефтепродуктов (т.е. производитель нефтепродуктов самостоятельно приобретает нефть для ее дальнейшей переработки с целью получения нефтепродуктов и их дальнейшей продажи), то = поставщик нефти - производитель нефтепродуктов - субъект, осуществляющий оптовую продажу нефтепродуктов - субъект, осуществляющий розничную продажу нефтепродуктов - потребитель. Как видно, рассматриваемые связи образуют сложную структуру хозяйственных связей /6/.
Реализация и (или) отгрузка нефтепродуктов осуществляются с обязательным перемещением нефтепродуктов через контрольные приборы учета.
Не менее жестко регламентирован в РК и оборот газа. В соответствии с Законом о газе Правительство РК утверждает предельные цены оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и порядок их определения; порядок составления плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан; утверждает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом; регулирует экспорт товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа. В свою очередь, уполномоченный орган разрабатывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и порядок их определения;
Следует отметить, что в РК осуществляется государственное регулирование цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке.
Предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке устанавливаются на полугодие отдельно для каждой области, города республиканского значения, столицы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения регионов РК.
Согласно статье 14 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II «Об электроэнергетике» энергоснабжение в Республике Казахстан осуществляется в условиях функционирования рынков электрической и тепловой энергии. Электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке. - розничного рынка.
Электроэнергетика Казахстана формировалась как очень важное звено Единой энергетической системы бывшего СССР. Интеграция ныне расчлененных элементов Единой энергосистемы на новых экономических и коммерческих основах прямо связана с передачей и транзитом больших масс электроэнергии через территории соседних или третьих стран на энергетические рынки /7/.
В настоящее время рассматривается проект Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза. Данный проект соглашения призван определять порядок ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с этой территории и перемещения по таможенной территории Таможенного союза товаров, находящихся под таможенным контролем, по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, в том числе при осуществлении смешанных перевозок с использованием трубопроводного транспорта, особенности их таможенного декларирования /8/.
При этом стоит заметить, что в Приложении 3 проекта разработан порядок совершения таможенных операций при перемещении электрической энергии. В одном из положений данного приложения содержится положение о том, что при перемещении по линиям электропередачи электрической энергии, имеющей статус товара Таможенного союза, от места вывоза до места ввоза через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, электрическая энергия сохраняет статус товара Таможенного союза /9/. Из этого следует вывод, что законодательство Таможенного союза признает электрическую энергию товаром, транспортировка которого возможна только по линиям электропередачи. Следовательно, можно утверждать, что линии электропередачи являются одним из видов транспорта.
При этом возникают и другие вопросы, к примеру, не ясен субъект перевозчика, из этого далее вытекают вопросы: каким образом несет ответственность перевозчик за нарушения условий договора, особенно, если такой договор является внешнеэкономическим, как перевозчик исполняет обязанность сохранности товара при перемещении, а также в тех случаях, когда перемещение товара происходит на территории нескольких государств, кто в таких случаях несет ответственность при нарушении сроков поставки товара по линиям электропередачи.
Таким образом, на наш взгляд, необходимо признать соответствующим видом транспорта линии электропередачи, а также внести в законодательство РК соответствующие дополнения и изменения.
Закон о транспорте выделяет магистральный трубопроводный транспорт, перевозки данным видом транспорта представляют интерес, поскольку в науке существует много споров, каким договором оформлять эти перевозки, договором поставки или перевозки.
В законодательстве РК предусмотрены смешанные железнодорожно-трубопроводные перевозки, которые представляют собой перевозку нефти трубопроводным и железнодорожным транспортами. Эти отношения урегулированы постановлением Правительства РК от 8 ноября 2010 года № 1173 «Об утверждении Правил использования мощностей магистральных трубопроводов и железнодорожных эстакад в случае наличия свободной пропускной мощности». Регулируемые услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам и/или сливу/наливу нефти на железнодорожных эстакадах предоставляются грузоотправителям субъектом естественной монополии в соответствии с ежемесячным графиком транспортировки, слива/налива нефти, утвержденным уполномоченным органом.
Нефтетранспортная организация в течение двух календарных дней с даты утверждения уполномоченным органом графика, предоставляет каждому грузоотправителю выписку из графиков. Нефтетранспортная организация осуществляет мониторинг за соответствием объемов и направлений транспортировки, слива/налива нефти утвержденным графиком.
Нефтетранспортная организация предоставляет в уполномоченный орган отчет о фактическом исполнении графика, с указанием объемов и направлении транспортировки, слива/налива нефти.
Что касается тенденций развития законодательства РК в области перевозок посредством магистрального трубопровода, то следует отметить, что до недавнего времени в РК отсутствовал законодательный акт, который регулировал бы общественные отношения, возникающие при эксплуатации магистрального трубопровода, однако в настоящее время принят Закон РК от 22 июня 2012 г. «О магистральном трубопроводе». Этот документ имеет существенное значение для регулирования процессов транспортировки посредством магистрального трубопровода, особенно в условиях планируемого предоставления равного доступа к национальным трубопроводным системам в рамках Таможенного союза, использования всех возможностей для экспорта нефти труб Транснефти, а также трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан.
Согласно данному закону магистральный трубопровод определен как единый производственно-технологический комплекс, состоящий из линейной части и объектов, обеспечивающих безопасную транспортировку продукции, соответствующий требованиям технических регламентов и государственных стандартов. К магистральным трубопроводам относятся магистральные: нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы /10/.
Нельзя не упомянуть о том, что в соответствии со статьей 193-I ГК РК магистральные железнодорожные сети; магистральные нефтепроводы; магистральные газопроводы отнесены к стратегическим объектам, то есть к имуществу, имеющему социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности РК.
И, конечно же, данное положение нашло свое отражение в Законе о магистральном трубопроводе, из содержания пункта 4 статьи 7 которого вытекает, что в целях обеспечения энергетической безопасности РК имеет приоритетное право на участие в размере не менее пятидесяти одного процента в проекте вновь создаваемого магистрального трубопровода (приоритетное право государства). От имени РК приоритетное право государства реализует Правительство РК /11/.
Более того, государственное вмешательство обусловлено также и тем, что услуги (товары, работы) по хранению, транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам;
Большое значение в регулировании вопросов торговли энергоресурсами играют международные акты.
Следует отметить, что международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Среди таких актов особо следует выделить Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), который подписан Казахстаном 17 декабря 1994 года в Лиссабоне и ратифицирован 18 октября 1995 г. Данный документ является важным не только для РК, но и для всех стран, чья экономика напрямую зависит от торговли энергоносителей. В то время подписание ДЭХ имело стратегическое значение для Казахстана как государства, обладающего широкими запасами полезных ископаемых, сыгравшего роль для становления национального законодательства. Для Казахстана данные условия были в большей степени принимающими, поскольку было важно привлечь инвесторов, которым предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, однако в настоящее время все существенно изменилось, и от указанного режима Казахстан перешел на национальный режим и усиленный контроль за инвесторами.
Важным положением ДЭХ, на наш взгляд, является провозглашение суверенитета государства. В соответствии со ст. 18 ДЭХ Договаривающиеся стороны признают государственный суверенитет и суверенные права в отношении энергетических ресурсов. Они вновь подтверждают, что суверенитет и суверенные права должны осуществляться в соответствии с нормами международного права и в зависимости от них.
В области торговли ДЭХ базируется в целом на правилах ГАТТ 1947 года и связанных с ним документов (ст. 1(11) ДЭХ).
Статья 5 ДЭХ предусматривает применение запрещенных инвестиционных мер: закупки или использования предприятием продукции отечественного происхождения или из какого-либо отечественного источника, а также ограничения закупки или использования предприятием импортной продукции величиной, связанной с объемом или стоимостью экспортируемой им продукции.
Однако в этой части законодательство РК, мягко говоря, не соответствует данному положению ДЭХ, поскольку в соответствии с Законом о недрах постановлением Правительства РК от 28 ноября 2007 года № 1139 «Об утверждении Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию» введены нормы о казахстанском содержании. Согласно данному нормативному правовому акту приобретение товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, осуществляется на принципе поддержки казахстанских производителей товаров, работ и услуг.
Безусловно, одной из актуальных проблем является транзит энергоносителей, это связано с тем, что поставки энергоносителей проходят, как правило, разными видами транспорта через территории нескольких государств. Статья 7 ДЭХ предусматривает, что каждая Договаривающаяся сторона принимает необходимые меры для облегчения транзита Энергетических материалов и продуктов в соответствии с принципом свободы транзита и без различий в том, что касается происхождения, места назначения или владельца таких Энергетических материалов и продуктов и без дискриминационных тарифов, основанных на таких различиях, а также без чрезмерных задержек, ограничений или сборов.
В этой связи Казахстаном ратифицирован целый ряд документов.
Важное в этом смысле значение имеет Договор между РК и Азербайджанской Республикой по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси -Джейхан (Алматы, 16 июня 2006 года), в соответствии с которым стороны предпринимают все необходимые усилия для содействия транспортировке нефти по Транскаспийской системе и поддержки реализации Транскаспийского проекта. При этом ни одна из сторон не претендует на право собственности на нефть, транспортируемую посредством Транскаспийской транспортной инфраструктуры. Стороны не приостанавливают процесс и не препятствуют транспортировке нефти посредством Транскаспийской транспортной инфраструктуры, за исключением случаев: 1) предусмотренных соответствующим Соглашением; 2) когда эксплуатация Транскаспийской транспортной инфраструктуры создает угрозу национальной безопасности стороны, окружающей среде, здоровью населения и имуществу лиц; 3) когда эксплуатация Транскаспийской транспортной инфраструктуры осуществляется с нарушением правил безопасности проведения работ, связанных с транспортировкой нефти /12/.
Можно также отметить Соглашение между Правительством РК и Правительством Российской Федерации о транзите нефти (г. Санкт-Петербург, 7 июня 2002 года) (с изменениями и дополнениями от 20.11.2009 г.), в соответствии с которым стороны предоставят гарантированную возможность осуществления долгосрочного транзита нефти через территории государств сторон по действующей системе транспорта, в том числе по системе магистральных нефтепроводов в согласованном количестве.
Многие международные акты по транзиту в рамках таможенной территории были приняты с вступлением Казахстана в Таможенный союз и ЕврАзЭС, и поэтому процесс приведения в соответствие национального законодательства РК в этой связи становится особенно актуальным.
Вообще, следует отметить, что и ранее предпринимались попытки принятия документов в целях обеспечения эффективной деятельности экономического союза постсоветских стран. К примеру, 27 марта 1997 года была принята Горная хартия стран СНГ, но фактически она не сыграла значительной роли в интеграции их действий в сфере освоения недр, ее положения остались лишь Декларацией и выражением намерений сторон, ее подписавших. Только Россия и Казахстан в некоторой степени реализовали свои намерения, в частности, совместно с иностранными инвесторами в лице крупных энергетических корпораций способствовали строительству и вводу в эксплуатацию Каспийского трубопроводного консорциума, построенного специально для транспортировки казахстанской нефти: достигли соглашения о совместной разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря и строительстве газоперерабатывающего завода в Оренбурге для переработки углеводородного сырья, добываемого с Карачаганакского газоконденсатного месторождения. Это привело к достижению договоренностей между Азербайджаном и Казахстаном «по южному транспортному коридору» для экспорта казахстанской нефти /13/.
В частности, Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза (г. Санкт-Петербург, 21 мая 2010 года), определяет особенности таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, и не распространяется на правоотношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования.
Не ставя целью рассмотреть все документы, ратифицированные РК, следует отметить, что необходим процесс гармонизации законодательств стран, входящих в Таможенный союз и ЕвраЗЭС, поскольку необходимо привести законодательство в соответствие с международными актами, необходимо урегулировать процедурные процессы, ибо от них в большей степени зависит эффективность действия таких соглашений. Такие попытки уже предпринимаются, поскольку все это способствует международной торговле энергоресурсами, намечаются тенденции к созданию единого рынка.
В частности, следует выделить Общие принципы трансграничной торговли электроэнергией в государствах - участниках СНГ (этап 1, стадия 1 формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ). Целью документа является установление общих принципов трансграничной торговли электроэнергией в условиях развития конкуренции на электроэнергетических рынках государств - участников СНГ с учетом особенностей национальных электроэнергетических рынков на этапе 1, стадия 1 формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ (ОЭР СНГ). Вместе с тем для Правительства РК раздел 5.3 Общих принципов, касающийся распределения и расчета пропускной способности сечений экспорта-импорта трансграничной торговли электроэнергией в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, не применяется.
Системная работа по устранению административного барьера в сфере внешнеэкономической деятельности Комитета таможенного контроля очевидна. Следует законодательно сократить количество обязательных документов, предоставляемых при таможенном декларировании товаров. Серьезным барьером при развитии международной торговли является большое количество документов на стадии их подготовки, еще до начала ввоза, вывоза товаров, сложная процедура выдачи разрешительных документов, отсутствие доступной информации для бизнеса о порядке ведения торговли; наличие множества дублирующих процедур государственного контроля. Инициатива внедрения механизма «Единого окна по экспортно-импортным операциям», который дал неоспоримые преимущества странам Евросоюза и рядам других государств должна быть внедрена и в странах ЕврАзЭС. Это позволит не только существенно снизить административные барьеры, но повысит эффективность таможенных процедур, увеличит внешнеторговый оборот, обеспечит прозрачность и предсказуемость принятия административных решений, приведет к снижению затрат. А это, в свою очередь, приведет к минимизации нарушений закона и предъявлению исков по имущественным спорам /14/.
Идея создания глобального единого экономического пространства, из которой исходит современный международный экономический порядок, реализуется посредством исполнения принципов и норм международного экономического права о свободе торговли, устранении нетарифных барьеров, согласованного снижения ставок таможенных пошлин. В этой связи актуальны вопросы таможенно-тарифного регулирования. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин. Импортные: в этом случае пошлина взимается при ввозе товара; экспортные: (используются реже): в этом случае пошлины взимаются при вывозе товара из страны; транзитные: в этом случае пошлины взимаются при транзитной транспортировке товара /15/.
При этом немаловажную роль имеют меры таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренные национальным законодательством РК, к которым относится применение: 1) таможенных пошлин; 2) тарифных льгот; 3) тарифных преференций; 4) тарифных квот. Также на территории Казахстана может быть применено нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. То есть необходимо учитывать и нормы национального права.
Следует отметить, что могут быть введены количественные ограничения вывоза и (или) ввоза отдельных товаров Правительством Республики Казахстан, исходя из необходимости:
1) обеспечения национальной безопасности;
2) выполнения международных обязательств;
3) защиты внутреннего рынка;
4) введения ответных мер на применение дискриминационных ограничений другими государствами в отношении отечественных товаров.
Таким образом, в принципе Правительство РК может ввести количественные ограничения, в случае если наступает одно из вышеперечисленных условий, к примеру, угроза национальной безопасности, которая включает в себя, в том числе и энергетическую безопасность, предусматривающую состояние защищенности топливно-энергетического, нефтегазового и атомно-энергетического комплексов экономики от реальных и потенциальных угроз, при котором государство способно обеспечить энергетическую независимость и их устойчивое развитие для удовлетворения потребностей общества и государства в энергоресурсах /16/.
Данные положения также предусмотрены Законом о торговой деятельности.
Вместе с тем процессы сближения рынков на территории в рамках Единого таможенного союза, единого экономического пространства очевидны. Это подтверждает вступление с 1 января 2012 года Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (г. Москва, 9 декабря 2010 года). Целями настоящего соглашения являются определение основных принципов и мероприятий, направленных на формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов государств-участников Единого экономического пространства, а также развитие конкуренции на этих рынках. Под общим рынком нефти и нефтепродуктов Единого экономического пространства в настоящем соглашении понимается определяемая договорно-правовой базой Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств - участников Единого экономического пространства в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-участников Единого экономического пространства, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств - участников Единого экономического пространства.
При формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Единого экономического пространства стороны исходят из следующих основных принципов:
1) неприменение сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение). Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе их за пределы единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными, в том числе двусторонними соглашениями государств - участников Единого экономического пространства;
2) приоритетное обеспечение потребностей государств - участников Единого экономического пространства в нефти и нефтепродуктах;
3) унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств - участников Единого экономического пространства;
4) обеспечение экологической безопасности;
5) формирование системы информационного обеспечения общих рынков нефти и нефтепродуктов Единого экономического пространства.
Тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе нефтепроводов и нефтепродуктопроводов устанавливаются национальными органами каждого государства стороны и могут различаться транспортировкой на экспорт и для внутреннего потребления. Тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов устанавливаются для хозяйствующих субъектов государств сторон на уровне, равном тарифам, установленным для хозяйствующих субъектов государства стороны, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов.
Что же касается ценообразования, то следует сказать о том, что цены и тарифы формируются в зависимости от способа их определения на свободные (договорные, рыночные, конкурентные) и регулируемые (государственные) /17/.
Что касается регулируемых рынков, то понятно, что на них распространяется государственное регулирование. При этом необходимо выделить постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2012 года № 287 «Об утверждении Правил определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен», которое устанавливает порядок определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
Нефть и газ являются невозобновляемыми, исчерпаемыми источниками энергии, поэтому в настоящее время намечаются тенденции к развитию возобновляемых источников энергии.
Страны ЕС имеют в энергетическом балансе 6% в электрической энергии, выработанной с использованием энергии ветра. Этот показатель планируют довести к 2020 г. до 20%, а использование солнечной энергии и иных возобновляемых источников энергии позволит довести этот показатель к обозначенному сроку до 30% /18/.
Эта проблема актуальна и для Казахстана. «Технологическая революция меняет структуру потребления сырья. К примеру, внедрение технологии композитов и новых видов бетона обесценивает запасы железной руды и угля. Это еще один фактор, чтобы наращивать темпы добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов с тем, чтобы использовать нынешний высокий мировой спрос в интересах страны. Оставаясь крупным игроком на рынке углеводородного сырья, мы должны развивать производство альтернативных видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. Все возможности для этого у нас есть. К 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления» /19/.
В Казахстане был принят Закон РК от 4 июля 2009 года № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», который определяет цели, формы и направления поддержки использования возобновляемых источников энергии.
Государственное регулирование в области поддержки использования возобновляемых источников энергии осуществляется в целях создания благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии для снижения энергоемкости экономики и воздействия сектора производства электрической и тепловой энергии на окружающую среду и увеличения доли использования возобновляемых источников энергии при производстве электрической и (или) тепловой энергии.
Таким образом, очевидно, что в Казахстане создана законодательная база в отношении энергоносителей, которая характеризируется жесткой регламентацией со стороны государства, вместе с тем ратифицированы международные акты, способствующие международной торговле энергоресурсами, однако перед государством стоит задача привести в соответствие отечественную законодательную базу с принятыми международными документами. На данном этапе мы видим, что есть определенные несоответствия, к примеру, нормам ДЭХ, но это в большей степени связано с желанием государства контролировать оборот энергоресурсами и участвовать в получении от этого дохода.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31305418&sublink=10600.
2. Закон РК «О недрах и недропользовании». https://online.zakon.kz/ .
3. Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года № 532-IV «О газе и газоснабжении». https://online.zakon.kz/.
4. Международное экономическое право: учебное пособие. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС. 2012. С. 60.
5. Сулейменов М. Частное право Республики Казахстан: история и современность. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7: Иностранные инвестиции и недропользование. Алматы: Юридическая фирма «Зангер». 2011. С. 538.
6. Мамырбаев Р.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений по переработке нефти и реализации нефтепродуктов: дисс. ... к.ю.н. Алматы:НИИ частного права КазГЮУ. 2006. С. 55.
7. Сулейменов М. Указ. соч. С. 164.
8. Проект Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза. Информационная система «Параграф».
9. Проект Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза. Информационная система «Параграф».
10. Закон РК «О магистральном трубопроводе». Информационная система «Параграф».
11. Закон РК «О магистральном трубопроводе». Информационная система «Параграф».
12. Договор между РК и Азербайджанской Республикой по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан (Алматы, 16 июня 2006 года). https://online.zakon.kz/.
13. Елюбаев Ж.С. Проблемы правового регулирования недропользования: отечественный опыт и зарубежная практика. Монография. Алматы: Печатный дом Колесо, 2010. С. 360.
14. Мамырбаев Р.Н. Пути совершенствования законодательства по перевозке и транспортной экспедиции в рамках Таможенного союза. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31160688&page=1.
15. Международное экономическое право: учебное пособие. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС. 2012. С. 80.
16. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан». https://online.zakon.kz.
17. Вершинин А.П. Правовое регулирование цен в энергетике: развитие и систематизация законодательства. Энергетика и право. Вып. 2. Под ред. П.Г. Лахно. М.: Новая правовая культура. 2009. С. 237.
18. Камышанский В.П. Законодательное урегулирование и практический опыт Краснодарского края в области возобновляемых источников энергии. Энергетика и право. Вып. 2. Под ред. П.Г. Лахно. М.: Новая правовая культура. 2009. С. 333.
19. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31305418&sublink=10600.