В Астане обсудили пути развития инклюзивного образования в РК
В Астане обсудили пути развития инклюзивного образования в РК
21 октября в Астане прошла республиканская конференция «Пути развития инклюзивного образования в Республике Казахстан» с участием ученых в области общей и специальной педагогики, специалистов управлений образования областей, городов Астана и Алматы, руководителей организаций образования, представителей системы повышения квалификации педагогов, вузов, неправительственных организаций, сообщает ИА Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу МОН РК.
Одним из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020 годы является развитие системы инклюзивного образования. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан. В 39 специальных детских садах и 315 специальных группах получают воспитание и образование свыше 15 тыс. детей дошкольного возраста. В 106 специальной школе и 1219 специальных классах при общеобразовательных школах обучаются около 25 тыс. детей школьного возраста.
Одним из важных условий, обеспечивающих доступ к образованию детям с ограниченными возможностями, является дистанционное образование, система электронного обучения.
С 2011 года в рамках Госпрограммы дети-инвалиды, обучающиеся на дому, получают программно-технические средства для более успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наряду с индивидуальными средствами передвижения приобретаются специальные клавиатуры и манипуляторы, для детей с нарушением слуха – индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая система с микрофоном, тифлотехнические средства. Для обеспечения доступа к обучению важны средства информационного обеспечения, в том числе принтеры и Брайлевские дисплеи, читающие машины и увеличивающие устройства, электронные лупы, мобильные устройства увеличения экрана с речью и др.
На сегодня 43% специальных организаций образования оснащены мультимедийными образовательными системами (Eduplay, Multikid, Sound beam), стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями. В 20% специальных школ установлены интерактивные доски. Для детей с нарушением зрения приобретено 46 компьютерных тифлокомплексов.
Имеют доступ к интернету около 95% специальных школ. 41% специальных организаций образования оснащены логопедическими тренажерами, 37% - слухоречевыми тренажерами.
При поступлении в организации технического и профессионального образования для инвалидов установлена квота приема 0,5%, в вузы квота приема 1 %. Инвалиды по зрению и инвалиды по слуху, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой, имеют право на получение повышенной государственной стипендии (+ 75 %).
В ходе работы конференции обсуждены актуальные вопросы развития инклюзивного образования в республике и распространение имеющегося положительного опыта по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, формирование толерантного отношения к ним в обществе.
Участникам конференции представлен опыт работы школы № 65 г. Астаны - экспериментальной площадки Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, реализующей инклюзивное образование с 2010 года.