В Казахстане существуют джамааты, вербующие казахстанцев на совершение джихада
В Казахстане существуют джамааты, вербующие казахстанцев на совершение джихада
В Казахстане существуют закрытые джамааты, вербующие казахстанцев на совершение джихада. Сейчас в стране орудуют три вида вербовщиков. Первые вроде бы просто призывают к исламу, но в их кажущихся безобидными речах можно услышать призыв к конфликту верующих с государством. Вторые работают по-крупному и призывают к такфиру - обвинению в неверии. «Для тех, кто вколол себе эту дозу радикализма, назад дороги уже нет», - рассказал в интервью «ЭК» директор Института геополитических исследований религиовед Асылбек Избаиров. Чаще всего люди, вставшие на этот путь, заканчивают свою жизнь джихадом. А помогают в этом вербовщики третьей, высшей, категории - в лицо их никто не видел. Они работают через Интернет.
- Как правило, верующие, идущие по пути такфира, разрывают связи со всем обществом и даже с родителями, - пояснил Асылбек Избаиров. - Они сжигают за собой мосты и вступают в конфронтацию со всеми. Но ведь такой конфликт не может длиться вечно. Вот тогда-то люди и начинают заходить на различные экстремистские сайты, где их подстерегает третья категория вербовщиков. Они дают конкретный выход из конфликтной ситуации - это джихад.
У такфиров также существует понятие переселения - открытого и закрытого. Наши соотечественники, отметившиеся недавно на скандальном видео из Сирии, выбрали первый вариант - уехать и совершать джихад на стороне. Сторонники закрытого переселения создают джамааты (объединения группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи. - Авт.) в Казахстане и живут в них по собственным правилам - это своего рода государство в государстве.
- Это чисто сектантский принцип, - говорит Асылбек Избаиров. - В джамаатах считают, что имамы - слабые мусульмане и принимать их доводы не надо. Они выбирают себе амира (в переводе с арабского «начальник». - Авт.) и полностью ему подчиняются. Если даже амир будет толковать Коран в полном противоречии с традиционным исламом, его последователи будут толковать Коран так же. Вот такой длинный процесс вербовки.
- И в Казахстане есть такие джамааты?
- Да, они создаются. В основном это практикуется на западе.
- Какие меры нужно принять властям, чтобы противостоять сектантам?
- Нужна мощнейшая идеологическая работа. На видео из Сирии казахстанцы говорят: у нас все хорошо, мы здесь шикуем и живем красиво. Рассказывают, что у них есть возможность изучать Коран, что они стоят на пути Аллаха. Это их самая главная мотивация. В этой ситуации мы должны противопоставить: «Но ведь никто не запрещает вам читать Коран в Казахстане». Кроме того, нельзя строить работу на противодействии: в частности, я говорю о крайне абстрактной теме «аль-Асмауас-Сыфат» (об именах и качествах Аллаха. - Авт.). Это тема очень чувствительна для салафитов, но мало значима с точки зрения как государственной политики, так и повседневной религиозной практики мусульман. Но именно эта абстрактная тема является камнем преткновения между Духовным управлением мусульман Казахстана и салафитами. В данном случае духовному управлению необходимо вести профилактическую работу и лечить такфиризм, а не обост?рять ситуацию еще больше, отвлекаясь на ненужные темы. По словам научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Анатолия Косиченко, джихадисты из скандального сирийского ролика неверно понимают джихад. Это всего лишь «фантик» для малограмотных фанатиков. Истинные положения Корана надо растолковывать правильно. - Согласно исламскому богословию, джихад имеет много форм - джихад пера, джихад сердца, джихад меча и другие, - пояснил Анатолий Косиченко. - В Коране четко оговорены условия, когда мусульманин имеет право браться за оружие. Ситуация с казахстанскими джихадистами в Сирии не удовлетворяет этим условиям, поскольку для джихада меча есть одно условие - когда мусульманам не дают исповедовать ислам. А тут же никто этого не запрещает! Поэтому в данном случае понятие «джихад» толкуется неверно. Существует понятие так называемого большого джихада. Это работа над собой и борьба со своей греховностью. Для этого как раз таки и надо прилагать самые большие усилия.