Ветераны афганской войны продолжают бороться за республиканский клинический госпиталь
Ветераны афганской войны продолжают бороться за республиканский клинический госпиталь
Разорванные души, чудом уцелевшие в пламени Афгана, в очередной раз собрались вместе. Вспоминают свои надежды, которыми они жили там, «за речкой», ведь думали, что после войны обязательно будет покой, качественное медицинское обслуживание и теплый кров. В действительности оказалось с точностью до наоборот.
«Мне необходимо два раза в год получать поддерживающее лечение. Чтобы попасть в госпиталь, надо свою очередь ждать года два-три», - говорит ветеран боевых действий в Афганистане, инвалид II группы Владимир Колеконов. Те же проблемы у инвалида I группы Андрея Сухорукова. В Афганистане ему ампутировали обе ноги ниже колена, руки - левую по локоть, на правой - кисть. Уже второй год тщетно пытается он лечь в госпиталь на реабилитацию. Заслуги прошлого не помогают. В единственном на республику госпитале для ветеранов войны всего 90 койко-мест. «Обида все-таки есть!» - искренне сказал ветеран-интернационалист Бауыржан Джасымбеков. Поставленный на очередь год назад, сейчас он только 170-й. Бауыржан - инвалид I группы, в афганских горах потерял обе ноги. С горечью он сказал, что люди, которые не были на войне, не всегда понимают тех, кто выполнял свой воинский, гражданский и конституционный долг за пределами отечества.
- В 2010 году Министерство здравоохранения нам обещало, что к 2014 году будет построен суперсовременный госпиталь для участников войны, чернобыльцев и пострадавших на семипалатинском полигоне. В свое время под госпиталь было выделено 26 гектаров земли в предгорье Заилийского Алатау. Как видите, три года прошло, а движений нет. Я считаю, что кому-то понадобились оставшиеся 11 гектаров живописной территории со всеми коммуникациями, принадлежащие госпиталю. Для нас - ветеранов войны, афганцев и других инвалидов - это единственное специализированное учреждение, где можно получить помощь, - говорит председатель координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане Мурат Абдушкуров.
Способы для отъема земли, как сказал лидер афганского движения, предпринимаются самые разные. Три года назад им сообщили: в предгорье было землетрясение и здание верхнего корпуса госпиталя дало трещину. В письме Минздрава, которое поступило на имя Мурата Абдушкурова, говорится: «Силами ГКП акимата Алматы «СейсмоСтройЗащита» проведено полное техническое обследование состояния корпусов госпиталя. Согласно их заключению необходимо провести снос блока 7 и провести капитальный ремонт и сейсмическое усиление остальных блоков, а также провести комплекс мероприятий по обеспечению должного водоотвода с территории госпиталя». Таким образом, верхний корпус республиканского клинического госпиталя для инвалидов ВОВ, расположенного по адресу Алматы, улица Ладушкина, 120а, признали аварийным, а пациентов экстренно эвакуировали в нижний корпус, который находится по улице Каблукова. Кстати, госпиталь имеет интересную историю, которая начинается с 1943 года.
- Особняки местных олигархов здесь вырастают как грибы после дождя. 15 гектаров уже давно принадлежат частным лицам. Кто они и чьи интересы представляют - неизвестно. Сотка земли здесь стоит минимум 40 тысяч долларов, поэтому я хочу обратиться через вашу газету к генеральному прокурору страны, чтобы он вмешался в данную ситуацию. Есть разговоры, что на «золотых» гектарах решено построить корпус мединститута и коттеджи для профессорско-преподавательского состава, - заявил «Литеру» Мурат Абдушкуров.
Еще с одной проблемой поделились ветераны войны: это отсутствие в Казахстане медицинской реабилитации для ветеранов ВОВ и локальных военных конфликтов. «Если взять страны Таможенного союза, там ситуация иная, - говорит Мурат Абдушкуров, - в Белоруссии реабилитационных центров - 10, а в России - 60».
А нам же приходится выживать самим и держаться друг за друга. В координационном совете ветеранов и инвалидов войны в Афганистане выслушать готовы каждого, но решить проблемы не все. Ветераны Афганистана продолжают бороться за свои права и громко заявлять, что почти десять лет калечили себя на войне не ради памятников и медалей, а ради мирного и достойного будущего своей страны.