Лента новостей
0

Кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах?

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 08.11.2013 21:02 Zakon.kz
В погоне за оптимизацией два управления - дорожной и патрульной полиции - преобразовали в одно дорожно-патрульное подразделение.

Кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах?

 

Кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах?, фото - Новости Zakon.kz от 08.11.2013 21:02И вот 1 ноября на алматинские улицы после единого развода выехали 172 полицейских авто со свежей интригующей надписью на бортах - «ЖОЛ-ПАТРУЛЬДІК ПОЛИЦИЯСЫ».

 

Дорожно-патрульная оптимизация

 

Чем конкретно будут заниматься универсалы? По словам полицейского начальства - всем сразу.

- Задачами дорожно-патрульных полицейских являются охрана общественного порядка и безопасности граждан,  контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждение,  выявление и пресечение административных правонарушений и уголовных преступлений, предупреждение и пресечение  групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, - говорит начальник управления административной полиции ДВД города Алматы полковник полиции Нурлан Алмасбеков.

По его словам, всего дорожно-патрульных полицейских в южной столице -  1 066 человек, в их распоряжении 281 автомашина.

Хватит ли этого, чтобы  поддерживать порядок и на дорогах, и в переулках?

Многих граждан по этому поводу терзают смутные сомнения.

Так, бывший следователь полиции, ныне пенсионер МВД и юрисконсульт Андрей Ничега усматривает в новшестве предпосылки для размывания границ ответственности и опасается того, что большинство сотрудников новоиспеченного подразделения больше внимания станут уделять водителям, а не уличным хулиганам.

- Когда я служил в полиции, то все патрульные завидовали инспекторам дорожной полиции, - говорит Андрей Ничега. - У них всегда было больше «возможностей». Не зря ведь аким Алматы Ахметжан Есимов запретил им стоять у обочин. Боюсь, теперь водителей будут останавливать намного чаще.

Член Алматинской городской коллегии адвокатов Владислав Мадзигон имеет другое мнение:

- Я - за объединение, - говорит он. - Мне кажется, оно приведет к положительным результатам. Ведь сотрудники дорожной полиции акцентировали внимание лишь на водителях, тогда как часто  ДТП провоцируют именно пешеходы. Надеюсь, что «универсальные полицейские» будут пресекать и нарушения со стороны «безлошадных»  участников дорожного движения.

 

По опыту заграницы

 

При проведении полицейской реформы Казахстан использовал опыт Грузии.

Действительно, в этой стране, так же как и в некоторых европейских странах и в США, полисмены не делятся на дорожных и патрульных.

Однако единодушие по данному вопросу проявили не все сотрудники центрального аппарата МВД. Впрочем, открыто выступить против мнения начальства или хотя бы высказаться в СМИ на диктофон журналистам решались далеко не все.

Зато стены туалетов и «курилок» министерства не раз слышали, как  сотрудники делились между собой сомнениями в способности  «универсалов» контролировать и дорожную ситуацию, и бытовую преступность.

У сомнений были основания. Если Грузия имеет положительный опыт, то в  Украине  попытка слияния двух подразделений  закончилась неудачей: резко выросло количество ДТП, поэтому там все решили оставить по-прежнему.

 

Цифры говорят сами за себя

 

Поначалу эксперимент решили обкатать в регионах - в Павлодарской области и Таразе. Слившись в правоохранительном порыве

1 апреля 2012 года, «универсалы» принялись бороться  с уличной преступностью, ловить нарушителей ПДД и раскрывать преступления «по горячим следам». И какие же результаты это принесло?

- Когда прошлой весной о ликвидации дорожной полиции сообщил начальник департамента внутренних дел Павлодарской области Султан Кусетов - это казалось немыслимым, - пишет наш павлодарский корреспондент  Ризабек Исабеков. - Но он уверял, что этот симбиоз дорожных инспекторов и патрульно-постовых полицейских станет чуть ли не подобием американских шерифов. Однако представители общественности  опасались, что «универсалы» станут больше уделять внимания проверкам водителей-нарушителей, а не поимке хулиганов. Через год, по окончании эксперимента, «Каравану» сообщили, что число выявленных нарушений на дороге увеличилось аж на пять (!)  процентов, а количество уличных преступлений снизилось на целых три (!) процента!

Еще показательнее  результаты эксперимента  в Таразе.

Собкор газеты Шухрат Хашимов сообщает:

- После начала эксперимента рост преступлений составил 12,3 процента, число краж увеличилось на 34 процента, а  дорожная ситуация резко осложнилась: за три месяца 2013 года количество аварий выросло почти в 3 раза! В 122 ДТП 4 человека погибли и 127 получили ранения. Для сравнения: за аналогичный период 2012 года было зарегистрировано 47 аварий, 4 человека погибли, а раненых было 57.

Впрочем, несмотря на эти цифры, итоги эксперимента были признаны положительными.

 

Чего же ждать алматинцам?

 

Несмотря на жесткие распоряжения акима города Ахметжана ЕСИМОВА, объявившего  беспощадную войну коррупции в рядах дорожных полицейских, полностью победить взяточничество пока, увы, не удалось…

Судя по предварительным результатам опроса, которые газета проводила у себя на сайте, отношение алматинцев к слиянию полицейских подразделений, мягко говоря, сдержанное.

На вопрос, к чему приведет данное нововведение, большая часть - 27 процентов читателей - ответили: все полисмены кинутся на дороги - контролировать соблюдение правил дорожного движения, а на семейные скандалы выезжать перестанут.

25 процентов считают, что водителям придется платить и больше, и чаще.

И вот еще вопрос: кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах? Как распознать настоящих патрульных?

- Право останавливать транспортные средства имеют только сотрудники дорожно-патрульной полиции, - говорит представитель ДВД города Алматы Салтанат АЗИРБЕК. - Для сотрудников  подразделения уже изготовлены 200 нагрудных знаков и 1 300 нарукавных шевронов, по которым граждане смогут отличать их.

Олег Губайдулин

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: