Банковский сектор не должен ждать, что государство возьмет на себя решение его проблем
Банковский сектор не должен ждать, что государство возьмет на себя решение его проблем
Путь тенге начался согласно Указу Президента РК Н.Назарбаева «О введении национальной валюты» от 12 ноября 1993 года. С 15 ноября тенге стал обращаться в качестве нового платежного средства и расчетной единицы в стране. Об этом в Алматы на Международной конференции, посвященной 20-летию национальной валюты страны - тенге, сказал председатель Нацбанка РК Кайрат Келимбетов.
«Введение тенге - одна из самых ярких страниц в истории развития независимого Казахстана, и уже сегодня мы можем оценить его историческую значимость для настоящего и будущего страны. Без собственной национальной валюты невозможно не только проведение независимой экономической политики, но и выбор страной своего пути развития, обеспечение подлинного суверенитета, защита национальных и экономических интересов», - отметил К.Келимбетов.
По его словам, роль центральных банков в вопросах обеспечения устойчивого экономического развития резко возросла. На глазах меняется парадигма подходов к функциям и задачам центрального банка. На первый план выходят меры денежного стимулирования экономики с помощью дополнительной эмиссии денег. Экономики многих развитых стран, в том числе в США и Еврозоне, находятся в непростых условиях. Рост производства резко сократился, и масштабное вливание «дешевых» денег в экономику является практически единственным инструментом поддержания спроса.
В последнее время активизировалась дискуссия о том, что Казахстану следует пойти по пути развитых стран, используя методы монетарного стимулирования экономики. Предлагаются различные механизмы использования Национального фонда, возникают идеи пересмотра мандата Нацбанка. Обеспечение долгосрочным фондированием за счет ресурсов государства стало единственной концептуальной идеей, обсуждаемой на большинстве площадок бизнес-сообщества.
Однако однозначного понимания эффективности последних тенденций до сих пор нет. Еще предстоит оценить, насколько подходы, реализуемые, прежде всего, в развитых странах, окажутся приемлемыми с точки зрения долгосрочной устойчивости и рисков для инфляции. На данном этапе Нацбанк планирует придерживаться и далее своей основной цели - обеспечения стабильности цен, а значит поддержания ценности национальной валюты для населения. Сейчас уровень годовой инфляции сократился до 4,9%, что является самым низким значением за последнее время. По итогам года инфляция составит около 6%, отметил главный банкир страны.
И, продолжая гибко управлять краткосрочной ликвидностью на денежном рынке, Национальный банк будет и далее стремиться к созданию необходимых косвенных механизмов для долгосрочного финансирования.
К.Келимбетов отметил, что мировой кризис ликвидности, начавшийся в 2007 году, наглядно продемонстрировал: отечественная банковская система стала заложником ситуации, когда государственный финансовый надзор не успевал за темпами развития банков, в результате в банковской системе накапливались проблемы. И Казахстан не был исключением. «Мы видели, что происходило в США, в других развитых странах. В середине 2007 года внешний долг банковской системы РК достигал 50% от ВВП», - заявил К.Келимбетов.
В 2009 году ситуация в банковской системе страны достигла критической точки: на фоне возникших проблем потребовалось серьезное вмешательство государства. После реструктуризации задолженности банков и мероприятий по укреплению системы регулирования финансового сектора внешний долг отечественных банков снизился до минимального значения - около 5% от ВВП. За 6 лет внешний долг банков РК сократился на 34 млрд. долларов.
В посткризисный период особое значение для банков приобрела депозитная база, став основным источником фондирования в условиях закрытости внешних рынков. Повышение суммы гарантийного возмещения по депозитам физических лиц до 5 млн. тенге и сохранение этой нормы на перспективу позволили не допустить оттока депозитов и сохранить доверие населения к банковской системе. Общий объем депозитов составляет 10,1 трлн. тенге, увеличившись за последние 7 лет в 3,3 раза.
Несмотря на рост депозитной базы, банки до сих пор не могут в полную силу выполнять свою главную функцию, как финансового посредника, а именно трансформировать внутренние сбережения в производственные инвестиции. В частности, отсрочка кардинального решения проблемы «неработающих» активов не способствует качественному росту бизнеса банков, а в будущем не позволит оперативно реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию, считает известный эксперт.
В настоящее время создана вся инфраструктура для решения проблемы «неработающих» активов. Банки должны активизироваться в данном направлении, а Нацбанк, со своей стороны, поддержит необходимые законодательные инициативы по упрощению и повышению эффективности соответствующих процедур. Но банковский сектор не должен ждать, что государство возьмет на себя решение его проблем. Нужно использовать все доступные механизмы, предлагаемые Нацбанком и Правительством. В противном случае наши банки могут оказаться в роли аутсайдеров в ЕЭП.
За короткий срок Казахстан первым в СНГ перешел к накопительной пенсионной системе. И, несмотря на институциональные преобразования в этой сфере в последнее время, созданная модель накопления пенсий играет важную роль не только в механизме реализации справедливой социальной политики государства, но и обеспечивает развитие финансового сектора РК.
Пенсионные накопления населения составляют 3,6 трлн. тенге (11,2% от ВВП). Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков уже превысило 8,5 млн. счетов, сообщил главный банкир страны.
Идет трансформация рынка: вместо существующих НПФ будет Единый накопительный пенсионный фонд. Процесс передачи активов уже начался и завершится 1 апреля 2014 года. При этом основные принципы пенсионного обеспечения в РК будут сохранены - многоуровневая система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные накопления. Сохранятся основные параметры: персонификация счетов, собственность накоплений и их наследование, госгарантия сохранности взносов. Работа по дальнейшему реформированию пенсионной системы будет продолжена в рамках реализации мер второго этапа модернизации, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан в пенсионном возрасте, обеспечение финансовой устойчивости системы в целом.
Сегментом финансового сектора, который, наряду с банковским, оказался наиболее подвержен влиянию финансового кризиса, стал рынок ценных бумаг. Общая капитализация KASE по негосударственным ценным бумагам составила 10,3 трлн. тенге (30% ВВП). В точке максимального роста по итогам 2006 года капитализация достигала 86,4% ВВП. Основной проблемой развития фондового рынка Казахстана является недостаточное количество высокодоходных инструментов и качественных эмитентов и инвесторов. «Решение этих вопросов позволит дать толчок к дальнейшему развитию рынка ценных бумаг», - заявил глава Нацбанка.
Перед финансовым сектором РК стоят новые вызовы. Государствами-участниками ТС ведется активная работа по формированию Единого экономического пространства, предполагающего создание общего финансового рынка трех стран. В рамках формирования ЕЭП активно выдвигается предложение по размещению в Казахстане (Алматы) Наднационального органа по регулированию финансового рынка, который обеспечит единый подход к регулированию участников интегрированного финансового рынка, отметил К.Келимбетов.
Нацбанк в рамках интеграционных процессов активно сотрудничает с центральными банками стран ЕЭП. В целях координации курсовой политики с 2012 года действует Консультационный совет по валютной политике стран-участниц ЕЭП, в состав которого вошли руководители центральных банков.
При этом основной круг рассматриваемых вопросов связан с осуществлением информационного обмена и взаимными консультациями по действиям центральных банков в денежно-кредитной сфере. На данном этапе более важным представляется формирование правильной оценки и понимания действий наших соседей на денежном, финансовом и валютном рынках. При этом вопросы дальнейшей интеграции, в том числе в валютной сфере, требуют значительной работы и имеют отдаленную перспективу ее реализации.
У Казахстана нет никаких обязательств по вопросам введения единой валюты, и они не вытекают из содержания и характера подписанных интеграционных документов. Более того, введение единой валюты - это длительный и сложный процесс, требующий согласования не только денежно-кредитных параметров, но и единой налогово-бюджетной политики. Пока о такой степени интеграции говорить еще рано. Так, ЕС шел к единой валюте, евро, почти 50 лет.
По поручению Президента страны Нацбанк разрабатывает Концепцию развития финансового сектора РК до 2020 года, в рамках которой ставится задача по определению концептуальных подходов к повышению эффективности государственного финансового надзора и повышению конкурентоспособности отечественного финансового сектора, что особенно актуально в условиях формирования ЕЭП и предстоящего членства Казахстана в ВТО.
Для достижения поставленных целей надо сформировать новую стратегию регулирования сегментов финансового рынка, основанную на передовых международных принципах и стандартах; создать условия для повышения устойчивости и диверсификации источников фондирования отраслевых организаций; повысить роль сектора как финансового посредника в трансформации сбережений в производственные инвестиции; приступить к поэтапному внедрению стандартов Базель III. Реализация данных задач создаст основу для обеспечения конкурентоспособности отечественного финансового рынка в условиях открытия «финансовых границ» после вступления РК в ВТО и создания общего финансового рынка на территории стран ЕЭП, а переход на международные стандарты регулирования позволит укрепить капитальную базу финансовых организаций.
«Тенге - одна из самых защищенных валют мира. Нацбанк постоянно проводит работу по совершенствованию дизайна банкнот, применению новейших технологий, усилению защитных элементов, обмену опытом с ведущими зарубежными странами. «Сегодня мы твердо можем сказать: введение национальной валюты было необходимым шагом на пути становления нашей государственности, укрепления суверенитета и построения успешной национальной модели экономического развития», - заявил К.Келимбетов.