Малик КУШАЛИЕВ: Одна из наших главных задач - возвращение на трибуны футбольных болельщиков
Малик КУШАЛИЕВ: Одна из наших главных задач - возвращение на трибуны футбольных болельщиков
Осенью 2011-го «Кайрат» при бюджете почти в миллиард тенге занял предпоследнее место в чемпионате Казахстана по футболу. Спустя два года алматинская команда, уже в качестве частного клуба, выиграет бронзовые медали, заодно установит рекорд посещаемости первенства: 14 тысяч человек посетили матч с «Ордабасы». Генеральный директор «Кайрата» Малик КУШАЛИЕВ рассказал «Мегаполису» о том, почему клуб борется за уважение со стороны соперников, ужасных полях, а также, какие изменения нужны казахстанскому футболу.
ОЖИДАНИЯ, ШИШКИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НЮАНСЫ
- Вы довольны выступлением «Кайрата» в чемпионате?
- До старта сезона перед главным тренером клуба Владимиром Вайссом была поставлена задача попасть в первую шестёрку. После её выполнения планка была повышена - занять третье место. Учитывая, что задачи были выполнены и что в начале года у нас фактически не было команды, а имелось только 4 подписанных контракта с футболистами основного состава, результат превысил наши самые смелые ожидания.
- Палата по разрешению споров ФФК сняла три очка с павлодарского «Иртыша» в канун матча с «Кайратом», в котором бы и определился бронзовый призёр первенства страны. Тем самым игра стала формальностью.
- Это решение стало для всех громом среди ясного неба и оставило неприятный осадок. Но я подчёркиваю: это не наше решение. Сразу после его оглашения я разговаривал с представителями ФФК, которые сообщили, что «Иртыш» не выполнял обязательств перед игроками и работниками, клубу трижды переносили даты погашения задолженностей, и они, установив крайний срок ещё летом, не ожидали, что всё сойдётся в одно время, перед «бронзовым» матчем. Сейчас, когда страсти улеглись, стало известно, что сами же футболисты и работники «Иртыша» подали жалобы на свою же команду в Палату по разрешению споров. Я, конечно, понимаю, что они отстаивали свои права, но у этой палки оказался второй конец, о котором они даже не догадывались. И получили то, что получили. А все шишки полетели на нас.
- Выступая на совете Лиги, вы заявили о необходимости принять в Казахстане закон о футболе. Для чего это необходимо?
- Я в течение года общался с руководителями многих клубов Премьер-лиги, и у всех есть одинаковые проблемы. Когда наши юристы в прошлом году прорабатывали модель функционирования «Кайрата», они сразу увидели множество вопросов. Они заключаются, к примеру, в том, что регламент чемпионата Казахстана по футболу допускает взять игрока в аренду на полгода. Но согласно Трудовому кодексу нашей страны мы обязаны заключать договор минимум на год. Также все клубы - включая «Кайрат» - работают в системе закупок. К примеру, мы заключаем договор на аренду стадиона. Но сначала клуб должен собрать предложения от всех участников и при прочих равных условиях отдать предпочтение самому дешёвому.
- То есть, если условный стадион «Локомотив», где даже нет трибун, даст очень бюджетное предложение…
- Ну, если условно, то да, логика в целом верна: мы обязаны принять его. Если, конечно, прочие условия равны. Но в таком случае мы не сможем собрать болельщиков, предоставить те условия, что есть на Центральном стадионе. Вообще вопросов у меня много: это касается и расторжения контрактов, и штрафов, которые по нашему трудовому законодательству запрещены. Недавно был скандал игрока Джолчиева с «Тоболом», что его клуб оштрафовал. Но - сейчас я не об этой ситуации - во всём мировом футболе есть практика - когда футболист халатно относится к своим обязанностям, его штрафуют. Мы же в рамках действующего законодательства сделать этого не можем. Я общался с коллегами из Российского футбольного союза, и они сказали: «А у нас существует закон о футболе. И таких проблем нет». Поэтому нам необходим такой же закон, который бы регулировал все правовые нормы и снял бы все противоречия.
- В этом году было принято решение о реструктуризации активов в «Самрук-Казына». Правда ли, что по этой причине клубом вновь будет управлять акимат Алматы?
- У меня есть документ, согласно которому это решение аннулировано. К «Кайрату» ситуация по реструктуризации не имеет никакого отношения.
АВТОБУС, МЕСТЬ, ТРАНСФЕРЫ
- Президент футзального «Кайрата» Кайрат Оразбеков в 2008-м рассказал о пятилетнем плане развития клуба, а в 2013-м поднял вверх Кубок УЕФА. Есть ли у вас стратегия? На какой срок она рассчитана, и какая максимальная задача поставлена перед клубом?
- У нас есть стратегия развития. Ещё в самом начале нашей деятельности мы разработали и приняли стратегию развития ФК «Кайрат» и сейчас движемся в соответствии с ней. Мы развиваем Академию, спортивную школу и хотели бы в будущем опираться на своих воспитанников. Эта же стратегия подразумевает привлечение сильных игроков. И чем больше времени проходит, тем более качественные футболисты должны приходить в клуб. И задачи перед клубом поставлены серьёзные. Но на данный момент мы не можем в полной мере рассчитывать на своих воспитанников и нам необходимо усилиться извне. У нас на трансфер выставлено несколько игроков и есть большое количество вакансий.
- Если говорить языком бизнеса, то приобретение высокооплачиваемого футболиста Казбека Гетериева - это переоценённый актив?
- Нет. Это очень хороший футболист. В силу разных причин он не раскрылся у нас полностью, и я хочу пожелать ему, чтобы у него это получилось в другой команде. И не такой уж он и высокооплачиваемый.
- На Совете лиги произвёл фурор ваш рассказ, что один из клубов предоставил «Кайрату» старый автобус. В каком городе это произошло?
- Мне бы не хотелось конкретизировать. Об этой ситуации я сам узнал случайно. Ребята выразили недоумение, что мы предоставляем соперникам автобус класса «люкс», а кайратовцы приехали в один город, и там их возили на рейсовом автобусе городского маршрута! Получается, мы создаём хорошие условия соперникам, а наши игроки при этом должны страдать? И это не единичный случай!
- Поэтому вы в следующем сезоне эту команду встретите на ПАЗике?
- Если они нам предоставят ПАЗик, то да. Можете считать это местью, но мне хочется, чтобы к нам относились с уважением. Так как мы относимся к другим командам. Кто-то уже назвал в Интернете это детским высказыванием, но это моя позиция. Потому что в регламенте прописано - предоставлять сопернику автобус класса люкс. «Кайрат» это неукоснительно соблюдает. И что мы получаем взамен?
Самое интересное, что, когда я поднял этот вопрос на совете Лиги, мне представитель федерации сказал: «Пишите жалобу». Но я не буду этого делать.
- Ну да. В Интернете вас сразу назовут кляузником.
- Меня уже как только не называют, я не обращаю на это внимания.
- После вашего высказывания про автобус в Интернете основную претензию к «Кайрату» сформулировали просто: «У клуба есть деньги и подавайте им теперь условия. А как быть остальным?»
- Знаете, не я же тяну клубы в премьер-лигу, заставляю их регистрироваться, сертифицироваться, давать гарантии по соблюдению регламента…
- Постоянные задержки зарплат в «Иртыше» приводят к тому, что чемпионат страны становится менее конкурентным и более скандальным. Вы с этим согласны?
- Да. Такая ситуация означает, что в этот город не приедут сильные легионеры. А ещё сильные легионеры не приедут потому, что у нас ужасные поля.
- Принято считать, что казахстанским клубам необходимо платить зарубежным игрокам заведомо завышенную зарплату.
- Когда мы интересуемся конкретным игроком, его клуб или агент выдвигают свои требования. Мы знаем уровень цен и зарплат и никогда не переплачиваем. Когда в Интернете пишут о наших якобы больших тратах, то это не так. Даже по меркам казахстанского футбола мы выдерживаем не очень большой уровень зарплат. Наша политика: брать по возможности свободных игроков. К примеру, это Давид Лория и Самат Смаков.
- То есть никакого грандиозного выкупа контракта Лория у «Ризеспора» почти за миллион долларов не было?
- Мы не заплатили ни копейки за трансферы Лория, Смакова, Ерёменко.
ПОЛЯ, ВЕТЕРАНСКИЙ ВОПРОС, БОЛЕЛЬЩИКИ
- Что скажете о состоянии футбольных полей в городах, где проходят матчи премьер-лиги?
- Ужасных полей больше, чем хороших. В большинстве городов, кроме трёх, плохие поля, на которых невозможно показывать качественный футбол.
- С чем вы это связываете? С тем, что команды проходят сертификацию в чемпионате с такими полями?
- Как мне заявили на Совете лиги, стадион «Металлург» в Темиртау, где пять наших футболистов заработали микронадрывы мышц из-за ужасного состояния газона, был сертифицирован. И этот вопрос, почему так произошло, лучше задать тем людям, которые сертифицировали это поле.
- Летом вы говорили о задаче клуба: возвращение на трибуны болельщиков, которые переживали за клуб в 70-80-е. Это подразумевает и уважение к ветеранам клуба. Но портал Sportinfo.kz сообщил, что «Кайрат» забыл о Сергее Квочкине, отказавшись поспособствовать в проведении турнира его имени.
- А мы и не отказываемся проводить этот турнир. Более того, базу на ул. Каблукова мы назвали в честь Сергея Прокопьевича. Но дело в том, что мы хотели одновременно провести презентацию юношеской Академии на Майлина, и чтобы турнир состоялся там же. Но нас подвели строители, вовремя не сдав объект. Это всерьёз помешало нашим планам, и мы решили: не отменять турнир, а перенести его на весну, когда всё будет готово к его торжественному проведению.
- Ветеранам клуба «Кайрат» какую-то помощь оказывает?
- Финансовую нет. Организационную - да. Мы предоставляем форму, базы, чтобы они проводили тренировки. Недавно отправили несколько ветеранов на празднование 100-летия казахстанского футбола. С другой стороны, мы задавали себе вопрос: а кто относится к ветеранам «Кайрата»? И никто не может дать чёткий ответ. Даже сами ветераны. Если человек, к примеру, год отыграл за клуб в 50-60-х годах, а потом вся его карьера прошла в других командах, считается ли он ветераном «Кайрата»? Или человек, игравший в дубле? Сначала нужно прояснить этот момент. Этот вопрос мы отдали на откуп самим ветеранам, но, кажется, и они не могут найти ответа.
- На матче «Кайрата» и «Ордабасы» был установлен рекорд посещаемости чемпионата Казахстан-2013: игру посетили 14 тысяч человек.
- Одна из наших главных задач - возвращение на трибуны болельщиков. Нам приятно, что из матча в матч количество зрителей растёт. Пока, может быть, в этом больше заслуга нашего департамента маркетинга, потому что это они устраивают шоу, стараются сделать спектакль, приближённый к мировым стандартам. Но и игра команды также улучшается.
- Многие люди из спортивных клубов, базирующихся в Алматы, считают, что южная столица - равнодушный к спорту город.
- Я думаю, что это не относится к футболу. В советские времена Центральный стадион был почти всегда полон. Поэтому как Алматы может быть неспортивным городом? «Кайрат» был единственным клубом, который играл в Высшей лиге чемпионата СССР. Болельщики, видевшие в Алма-Ате «Динамо» из Киева и Тбилиси, московский «Спартак», «Зенит» и остальные именитые клубы высшего дивизиона советского футбола, вдруг, в одночасье, с развалом чемпионата СССР стали свидетелями, по сути, чемпионата второй лиги, где выступали все клубы Казахстана. Им, избалованным зрелищем, попросту стало неинтересно смотреть на это, и стадион опустел. Сейчас другая ситуация. Уровень команд растёт, качество игры повышается, чемпионат становится сильнее. И увеличение количества болельщиков на трибунах - отражение повышающегося интереса к футболу. Хотя бы в одном конкретном городе.
«Если бы я согласился на перенос матчей с «Шахтёром» и «Актобе», то загнал бы свою команду».
- Что нужно изменить или улучшить в чемпионате Казахстана по футболу?
- Я уже поднимал вопрос, чтобы ФФК при составлении календаря предусматривала окна на случай переноса матчей. У нас было два случая, когда к нам обращались карагандинский «Шахтёр» и «Актобе» с просьбой перенести игры из-за их участия в еврокубках. Им приходилось проводить три матча в течение 7-9 дней. Но если бы я согласился на эти предложения, то загнал бы в такой график свой клуб. «Кайрат» играл бы три матча подряд через два дня на третий. И, сумев помочь им, навредил бы своей команде, попросту загнав игроков. Мы обращались в федерацию с просьбой предоставить нам другие сроки, но нам было отказано, мотивируя это тем, что «окна» отсутствуют. Кроме того, мы не можем играть в те же сроки, в которые проводят матчи сборные. В ФФК говорят, что это запрещено.
- Признайтесь: реально ли зарабатывать на футболе? Ваша компания пока только вливает в клуб, без финансовой отдачи.
- На билетах много не заработаешь. В лучшем случае, при полностью заполненных трибунах, отобьём аренду стадиона. Говорить о каких-то сверхдоходах за счёт продажи атрибутики нельзя. Мы только летом начали заниматься этим сегментом и итоги финансовой состоятельности этого проекта не подводили. Что остаётся? Телевизионные права? Они принадлежат федерации. Спонсоры? Для начала нужно наш продукт поднять, чтобы он был интересен инвесторам.
- Лично вы чему бы больше обрадовались: попаданию «Кайрата» в Лигу чемпионов или тому, что ваш клуб соберёт на матче чемпионата Казахстана дома полный стадион?
- Я бы хотел и того и того.
Леонид Юрьев газета «Мегаполис»