О космических отношениях и земных проблемах Казахстана
Фото: zakon.kz
2 июля этого года с космодрома «Байконур» был запущен ракета-носитель «Протон-М». Буквально через несколько секунд после старта он отклонился от заданной траектории и рухнул на территорию космодрома. Информации по сумме компенсации пока нет.
2013 год запомнится казахстанцам очередным падением ракеты-носителя "Протон-М" на космодроме «Байконур». На его борту находилось 600 тонн высокотоксичного ракетного топлива. После аварии космодром накрыло ядовитое облако. Падение "Протона" внесло некоторую напряженность в отношения Казахстана и России. Последовали сложные переговоры, и экспертная армия начала выдавать различные прогнозы. В большинстве своем пессимистичные. Но к концу года Астана и Москва заявили, что пришли к пониманию в части запусков "Протона". При этом вопрос нанесенного ущерба как-то подзабылся, передает телеканал Астана.
2 июля этого года в 8.38 по времени Астаны с космодрома «Байконур» в третий раз с начала года был запущен ракета-носитель «Протон-М». Буквально через несколько секунд после старта он отклонился от заданной траектории и рухнул на территорию космодрома.
Образовавшееся после взрыва облако буквально накрыло Байконур. Жителей Кызылординской области призвали не покидать свои дома. В Байконуре не работали магазины, в больницах увеличилось количество обращений астматиков и гипертоников.
О вреде гептила или амила, входящих в состав топлива для ракеты-носителя, известно, откровенно говоря, не много. Это секретное военное топливо. Аналитик Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш утверждает, что попадание такого количества гептила в окружающую среду сродни химической атаке. Его мысль продолжает директор по программам "Гринпис Россия" Иван Блоков, который утверждает, что гептил поражает буквально все системы человека: иммунную, сердечно-сосудистую, лимфатическую, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, печень, кожу, а также вызывает нарушение репродуктивной деятельности и вызывает появление врожденных уродств.
Обеспокоены и наши борцы за чистоту экологии. Уже не первый год говорят о вреде гептила.
Мусагали Дуамбеков, президент ОФ «Экологический фонд Казахстана»:
Получается «Протон» на гептиле в России не запускается, а в Казахстане - пожалуйста. На один год там запланировали 13 полетов ракеты, поэтому я считаю, что это вопиющий факт того, что наша земля как попало используется, и, вообще, насколько она вредна, знают только россияне. Наши ученые не знают, они не исследовали вообще последствия гептила на генетику, на будущее поколение.
На 2013 год с космодрома «Байконур» Россией было запланировано 14 полетов. Казахстанская сторона согласилась на 12, мотивируя снижение количества полетов экологическими проблемами.
Мухтар Алтынбаев, депутат Сената Парламента РК:
Что касается "Протонов", то есть определенные экологические проблемы. В свое время поднимался вопрос вообще запретить использование "Протонов", поэтому если есть какие-то ограничения со стороны правительства, значит есть причины на это.
Но на деле получилось, как в старой поговорке: «Кто платит за обед, тот и заказывает музыку». Россия в ответ на снижение количества полетов заговорила о пересмотре своей позиции по самой аренде и почти по пяти проектам, в том числе по «Днепру» и «Байтереку».
Россия может потребовать от Казахстана 500 миллионов долларов. Москва направила Астане официальную ноту. Отечественный МИД ее как ультиматум не расценил, напротив, назвал «частью нормального рабочего процесса».
Жанболат Усенов, заместитель председателя Комитета международной информации МИД РК:
В дипломатической ноте, полученной Министерством иностранных дел РК, ничего не говорится о 500 млн. долларах. Эта нота является частью нормального рабочего процесса обсуждения. Я бы это назвал «притиркой позиции сторон». Это обычные переговоры, которые проводятся десятки, сотни раз по всему миру, когда бывают несовпадения позиции разных сторон.
Буквально через три месяца на первом заседании межправкомиссии в важности договора аренды «Байконур» заверил Кайрат Келимбетов, в то время занимавший пост вице-премьера. Там же Кайрат Келимбетов озвучил изменения, которые в скором времени ждет «Байконур». В городе будут построены жилые дома, местные жители смогут наконец официально стать «собственниками» квадратных метров. Сейчас купить квартиру в Байконуре невозможно - все находится в государственной собственности. Финансирование социальных объектов, инфраструктуры пойдет из кармана Казахстана, но «Байконур» останется арендуемым Россией до 2050 года. Сами горожане отмечают, что их родной город для России что-то вроде «съемной квартиры», да и отношение к работникам разное - выплаты тех же «экологических» компенсаций осуществляются далеко не всем.
Жительница г. Байконур:
Кто работает там, я не знаю, кто получал 40% экологических. Но российские знакомые есть, они получают экологические, но казахстанских я ни одного человека не знаю. Вряд ли.
После аварии казахстанская общественность внимательно следила за новостями и заявлениями официальных лиц. То, что сами россияне сравнили с химической атакой, глава Казкосмоса Талгат Мусабаев назвал «личным делом» Роскосмоса.
Талгат Мусабаев, председатель Национального космического агентства РК:
В соответствии со статьей 1 соглашения между правительством Казахстана и правительством России о порядке взаимодействия в случае возникновения аварии при пусках ракет с космодрома «Байконур» авария означает падение ракеты или ее частей на территорию Казахстана за пределами территорий, арендованных российской стороной у казахстанской стороны. Таким образом, по правовому это не является аварией, это внутреннее дело Роскосмоса, и это уже они заявили устно.
На шестой день после аварии на «Байконуре» начались работы по детоксикации. Уже 10 июля госсанэпиднадзор отчитался, что вода и земля вокруг Байконура чистые, но работы по устранению последствий будут продолжаться. В подобный исход не поверили активисты общественной группы «Антигептил». В полиэтиленовых дождевиках и с противогазами, они требовали прекратить запуски ракет с территории Казахстана.
В начале сентября в Роскосмосе заговорили о новых полетах с «Байконура». Предположительная дата - 17 сентября. В ответ на это Нурлан Каппаров озвучил принципиальную позицию Казахстана по дальнейшим запускам "Протона".
Нурлан Каппаров, Министр охраны окружающей среды и водных ресурсов РК:
Участок обеззаражен не полностью, поэтому пока мы не решим вопрос полной детоксикации, говорить о запуске следующего "Протона" мы не можем. У казахстанской стороны позиция не изменилась. Нам известна планируемая дата запуска "Протона", это 17 сентября. Однако мы считаем, что до полного обеззараживания территории запуск «Протона» невозможен.
Мораторий на запуск ракет был объявлен казахстанской стороной до полной очистки загрязненной территории на месте падения "Протона". Однако уже 30-го сентября очередной «Протон-М» стартовал с космодрома «Байконур». До конца года планируется еще шесть запусков.
Ботагоз Саркулова, корреспондент:
Казахстан оценил ущерб от падения "Протона" в 89 млн. долларов. Получив счет, Роскосмос заявил о проведении собственной экспертизы, поскольку в расчетах усомнился. Информации по сумме компенсации пока нет. Зато под занавес года успел нанести визит российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который, по сути, и подвел черту под непростым космическим вопросом. Российский политик сообщил журналистам, что Казахстан и Россия договорились о возобновлении пусков ракет "Протон-М" с космодрома «Байконур». Вопрос компенсации, похоже, отложен на следующий 2014-ый либо вообще рискует кануть в небытие.
Ботагоз Саркулова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript