Карагандинские таксисты стали ездить с таксометрами
Фото: zakon.kz
Таксисты выступают против новых приборов учета.
Карагандинские таксофирмы наконец-то стали выполнять правила пассажирских перевозок. На машинах появились шашечки и короба. У некоторых даже таксометры. Но не успели водители установить приборы учета, как им объявили, что работают они вне закона. И, возможно, скоро им придется поменять свои счетчики на новые, сертифицированные и более дорогие.
Напомним, после того как в Караганде появились правила перевозок пассажиров и багажа, возить людей за деньги можно только на специально оборудованном авто. Шашечный пояс, световые короба и таксометры перевозчики обязаны иметь. Хотя бы для того, чтобы их можно было отличить от любой другой машины.
Неправильные правила
В правилах сказано, что опознавательные знаки должны быть хорошо различимы на расстоянии до 500 метров. Шашечный пояс должен располагаться по боковым сторонам. Световой короб на крыше. Таксометр в машине. На этом описание того, как должны выглядеть такси, заканчивается, поэтому каждый из предпринимателей понимает правила по-своему. Одни клеят «шашечки» на дверях, другие на заднем крыле, третьи обходятся только световым коробом. Он, кстати, тоже у всех по-разному оформлен. Поэтому таксисты требуют внести уточнения в правила.
- Я обратил внимание на правила, в них четко указано, что фонарь должен иметь либо шашечный пояс, либо ремень, либо букву «т». Но ни размер, ни цвет, ни расположение, ни надписи там не прописаны, – говорит глава гильдии таксистов Виктор Шабанов. – Мы написали запрос в Министерство транспорта и коммуникаций, попросили объяснить, какие должны быть надписи, можно ли указывать номер телефона. Я беседовал с австрийцами, у них, как оказалось, все четко прописано: каких размеров может быть световой короб, какого цвета и что на нем может быть написано. Для их таксистов это закон, и они не могут от него отклоняться. У нас же, как обычно, все фирмы купят колпаки, разные цветом и формой, а потом внесут соответствующее правило. Но колпаки тоже дорогие, цена на них доходит до 20 тысяч за единицу.
Плати за то, что потребляешь
Но больше всего вопросов сейчас именно к таксометрам. До недавнего времени никто из таксистов не пользовался этими счетными устройствами. Несмотря на то, что местные власти пытались заставить директоров фирм установить их в автомобилях, таксисты довольно успешно этот закон обходили.
Теперь же предприниматели сами проявили инициативу и стали устанавливать в машины своих водителей GPS-таксометры. По сути, это программное приложение, которое устанавливается на смартфон или навигатор водителя такси. С его помощью водитель может рассчитать стоимость поездки в зависимости от расстояния, задать несколько вариантов тарифов и учитывать время простоя. Такой прибор уже пришелся по душе клиентам, так как цены за поездку стали значительно ниже.
- В нашем такси есть три класса авто: «эконом», «комфорт» и «вип». Возьмем, к примеру, эконом-класс. Там стоимость посадки 350 тенге. Если человек заказывает машину этого класса, он платит указанную сумму и может проехать два километра. Если клиент проехал больше, то за каждый километр он доплачивает по 65 тенге, – рассказывает заместитель директора такси «5 Звезд» Михаил Сим. – Например, если ехать по городу от улицы Сейфуллина до вокзала, поездка может обойтись в 415 тенге. А от ЦУМа до Майкудука выходит около 1200 тенге, когда у остальных – 1500 тенге. Это намного выгоднее, чем ездить на такси с фиксированными ценами. Даже если взять машину классом выше, все равно можно заплатить меньше.
Клиенты действительно ни в чем не проигрывают. Они платят только за то, что проезжают. В плюсе остаются и сами таксисты. Даже несмотря на то, что их обязали покупать те самые навигаторы вместе с установленной программой за восемь тысяч тенге.
- Сама программа сертифицирована и широко используется на Украине, – добавляют в такси. – Перед установкой мы ее проверяли. Сами не раз ездили и высчитывали погрешности. Нужно отметить, она есть, но минимальная, метров 50-100.
Конфликт интересов
Однако у таких GPS-таксометров тут же появились противники. Глава гильдии таксистов в их числе.
У Виктора Шабанова на этот счет были свои планы. Он договорился с представителями австрийской фирмы, которая занимается выпуском таксометров. Те готовы поставлять свои изделия в Казахстан и при этом сертифицировать свою продукцию специально под наши стандарты. В январе должна приехать первая партия сертифицированных таксометров.
Виктор переживает, что впоследствии покупать австрийские приборы учета водителям будет просто невыгодно. Те, что должны поставить в Караганду в январе, не смогут конкурировать с навигаторами. Во-первых, из-за их стоимости. Приборы австрийского производства обойдутся водителям примерно в 200 евро. Во-вторых, навигатор более практичен. Сама программа может использоваться не только как счетчик, но и структурировать всю диспетчерскую службу. А когда водитель решит сменить работу, ему будет достаточно лишь удалить программу. В то время как обычные таксометры приходится устанавливать, подключая третьих лиц.
- В свое время GPS-таксометры хотела поставлять та же австрийская фирма, но они провели испытания в России. Исследования показали, что существует погрешность в определении пробега: средняя – 9 процентов, а максимальная – 19 процентов, это почти пятая часть. Если на 1000 тенге проехали, то 200 тенге переплатили. Такой продукт у нас никогда не будет сертифицирован, – добавляет Виктор Шабанов. – Но у нас прибор используют. Никто не запрещает: население не против, таксисты – «за», в Минтранскоме тоже молчат. Получается, те, кто устанавливает GPS-таксометр, становится лидером по количеству клиентов. Но это происходит только потому, что стали использовать неразрешенный продукт.
Елена Братухина
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript