В РК доля ВВП на душу женщины почти на треть меньше, чем на мужчину
Zakon.kz
Какова же женская доля в экономике страны?
Более 150 лет назад в начале марта женщины устроили марш пустых кастрюль, требуя равных с мужчинами условий труда и оплаты. С тех пор многое изменилось. Но не настолько много, как нам хотелось бы.
Знали ли вы, что у нас в стране отдельно рассчитывают долю ВВП на душу женщины и что она почти на треть меньше, чем на мужчину? Мы решили узнать, какова же женская доля в экономике страны.
ВВП у вас слабоват…
Представляю, какая была бы реакция у коммунистки Клары Цеткин, если бы она узнала, что спустя сотню лет в Казахстане одним росчерком пера низвергнут в статистических отчетах ее главную идею – гендерное равенство. Оказывается, у нас в стране в течение нескольких лет рассчитывали ВВП на душу женщины – и он на треть меньше, чем у мужчины!
В сборнике “Мужчины и женщины Казахстана” так и написано, что ВВП – например, в 2010 году – у казахстанских женщин был всего 8 576 долларов, тогда как у мужчин целых 14 216 долларов.
Мы дозвонились в Агентство по статистике, чтобы узнать, каким образом им удалось рассчитать ВВП на женщин? Но там, пофутболив нас из одного отдела в другой, в результате ответили: дескать, цифру считал работник, который сегодня уже не трудится в рядах агентства.
Тогда мы спросили у известных экономистов: насколько вообще корректны такие показатели? Эксперты долго смеялись, но комментарий все же дали.
– ВВП вообще трудно делить по полу. Понятное дело – зарплаты, но ВВП?! Я в зарубежной практике с таким вообще не сталкивался, – сказал нам экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ. – Это странно, и я не вижу смысла. ВВП – это все товары и услуги, созданные в экономике за год, – зачем делить на женщин и мужчин?
Экономист Магбат СПАНОВ предположил, как могла появиться такая цифра:
– Думаю, что статистики просто взяли данные по заработной плате, а у нас она у женщин на 30 процентов ниже, чем у мужчин, и перенесли эти данные на ВВП, но я считаю, что это несерьезный показатель.
Впрочем, несмотря на странность, цифра-то очень показательная! И, например, президент лиги феминисток Евгения КОЗЫРЕВА считает, что такие расчеты очень даже полезны.
– Я счастлива, что такая цифра, как ВВП для женщин, появилась, и уверена, статистики старались завышать эту цифру как могли, – считает она. – И тут важен вопрос: почему у наших женщин заработная плата меньше, чем у мужчин?
Подайте зарплату “кормильцу” в юбке!
Судя по данным статистики, казахстанские женщины получают лишь 65 процентов от заработной платы мужчин. Несмотря на то что они более ответственные и исполнительные работники.
– Я думаю, этот стереотип у нас остался еще с советских времен, – говорит экономист Олжас Кудайбергенов. – Работодатель полагает, что женщины – работники ненадежные: мол, сначала детей рожают, потом сидят с ними на больничном, поэтому он старается работать с мужчинами, удерживая их более высокой заработной платой.
Неравенство полов прослеживается и в данных по официальному уровню безработицы: женщин, не имеющих работы, – 6,5 процента, а мужчин – 4,1 процента.
С тем, что женщины до сих пор страдают от пережитков прошлого, согласна и Евгения Козырева:
– У нас до сих пор сильно понятие “мужчина – кормилец семьи”, поэтому, мол, ему надо платить больше. Хотя у нас только по Алматы около 20 тысяч одиноких матерей с детьми, которые не получают ничего от “кормильцев”, сбежавших в неизвестном направлении. И менталитет наш меняется очень медленно.
Весьма показательными являются и данные по тому, какой вклад в экономику страны делают женщины, – в 2012 году они заработали 12 047 742 миллиона тенге. При этом, если смотреть в динамике за последние годы, сумма женского вклада в экономику резко увеличивалась именно во время экономических кризисов.
– Это действительно так. Вспомните 90-е годы – разруха, кризис. Пока мужчины сидели в депрессии, женщины взяли клетчатые сумки и поехали зарабатывать, – говорит Магбат Спанов.
Дамы спасают экономику
В общем, женщины – настоящие бойцы трудового фронта. Жаль только, что на их зарплатах трудовой энтузиазм не отражается. Хотя именно они закрывают экономические дыры, работая в самых низкооплачиваемых сферах, – это врачи, учителя, социальные работники.
Правда, в последние годы ситуация резко меняется, и дамы стали завоевывать весьма “хлебные” позиции.
Так, наемных работников-женщин больше, чем мужчин, в финансовой и страховой деятельности, женщин больше среди риэлторов, владельцев торговых точек, кафе. Слабый пол взвалил на себя сферу услуг. И даже в Парламенте, если посмотреть динамику с 2004 года, количество женщин-депутатов возросло более чем в два раза.
Сколько стоит жена‑домохозяйка?
– А у меня жена дома сидит и ничего не зарабатывает, – заметил один знакомый, узнав, что я пишу про женскую долю в экономике и несправедливую оплату труда.
Но на это есть свой ответ. Интересное исследование провели в прошлом году: решили посмотреть, как проводят день мужчины и женщины. Выяснилось, что при равных условиях – когда мужчина и женщина имеют постоянную работу – дамы на ведение домашнего хозяйства тратят 4 часа 4 минуты, а сильный пол только 1 час 53 минуты. При этом, если мужчина не работает, его участие в домашних делах увеличивается лишь на 12 процентов – до 2 часов 5 минут.
В общем, женщина дома никак не “сидит”. Она стирает, убирает, готовит еду, воспитывает детей. И сколько стоит этот труд? Мужчины об этом уж точно не задумывались. А ведь это тоже вклад в экономику! Опрос, проведенный одной из крупнейших рекрутинговых компаний Казахстана, показал: 11 процентов мужчин предпочитают жен-домохозяек. Хотя вряд ли при этом задумываются о том, сколько денег им экономят такие жены.
– В Японии домохозяйки провели как-то эксперимент, – рассказала эксперт Евгения Козырева. – Подготовили отчет премьер-министру о том, что и сколько они сделали за пять лет. Просчитали, какой вклад в экономику страны вносят женщины. Они взяли среднюю стоимость услуг нянь, посудомоек, уборщиц – оказалось, что это огромная сумма! Ни один мужчина в Японии не может оплатить такую работу.
А что же в Казахстане?
– В Казахстане объемы неоплаченного женского труда огромные, – говорит наш эксперт. – Я предполагаю, что это треть от всего ВВП страны. При этом эти женщины не получают зарплату, не делают социальные отчисления, им не идет трудовой стаж. То есть они социально не защищены. Например, в некоторых странах у домохозяек идет стаж, и они получают пенсию.
Кстати, несколько лет назад депутаты Мажилиса предложили выплачивать заработную плату домохозяйкам, но инициатива была зарублена на корню.
– У нас считается, что домохозяйки не приносят пользу государству. Хотя плоды их труда очень важны – это дети. И польза настолько велика, что ее оценить невозможно. Они делают работу по улучшению качества жизни в семье. А это работа на государство! Они воспитывают качественных граждан страны, – говорит Евгения Козырева.
Чем выгодны бизнес‑леди?
Ну и, конечно, мы не могли обойти тему вклада наших милых дам в развитие бизнеса. Еще несколько лет назад в стране даже не считали, какую долю в предпринимательстве занимают женщины.
– Женский бизнес стоит рассматривать с того момента, когда в лихие 90-е встали заводы, предприятия. И женщины вынужденно ушли в предпринимательство, взвалив все на свои плечи, – рассказывает глава Ассоциации деловых женщин Казахстана Раушан САРСЕМБАЕВА. – Тогда женщины, можно сказать, спасли свои семьи и в целом страну.
До сих пор в структуре самозанятых – тех, кто не просит помощи от государства и сам себе организует рабочее место, – большинство именно женщины.
– Чтобы понять, сколько у нас бизнес-леди в стране, я предлагаю представить наглядно пирамиду, – продолжает Раушан Сарсембаева. – В ее основе микробизнес, в нем женщин большинство – 60–70 процентов. В основном они торгуют на рынках. Дальше идет малый бизнес, в нем женщины составляют 30–40 процентов, у них свои парикмахерские, нотариальные конторы, бутики, аптеки, столовые. Посмотрите вокруг, и вы увидите, что везде на таких предприятиях женщины, при этом рентабельность такого бизнеса низкая, 10–15 процентов, этого хватает только на то, чтобы прожить. В крупном бизнесе женщин всего 5 –10 процентов. Причем во главе больших предприятий, как правило, стоят мужчины. Хотя очень часто на самом деле делами рулит бизнесвумен. Она ведет весь бизнес, но вынуждена прикрываться мужчиной. Потому что существует не прямая, а косвенная дискриминация. Считается, что мужчине в бизнесе легче договориться. В любой государственной структуре, той же налоговой, с бизнес-леди никто не церемонится.
Между тем именно у женщин есть качества, необходимые для успешного предпринимательства, считает наш эксперт:
– У нее хорошая интуиция, она лучше выживает в конкурентной среде. При этом предпринимательницы редко ставят все на кон, редко закладывают квартиры под бизнес, ведь они думают не только о себе, но и о детях, поэтому осторожны в делах и редко прогорают.
Женское предпринимательство, как выяснилось, очень выгодно государству – дамы более законопослушны и более ответственны при выплате налогов.
Число женщин-предпринимательниц растет с каждым годом. Только за один год оно увеличивается в среднем на 50 тысяч! По данным за 2012 год, в стране насчитывалось 557 748 предприятий малого и среднего бизнеса, руководителями которых являются женщины.
– И поверьте, уже скоро наши женщины будут в списках журнала “Форбс”, – говорит Раушан Сарсембаева. – Наступает век мягкой силы!
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript