Предложения по изменению в законодательстве РК

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 17.03.2014 23:48 Фото: zakon.kz
Юрист

1. Статья 21 Закона РК от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег», статья 203 Административного Кодекса РК.

Статья 21. Платежи.

1. Платежи производятся на основании и в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, нормами законодательства Республики Казахстан и решениями суда.

2. Платежи в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок предусматривают их осуществление на добровольной основе.

3. Платежи в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан и решениями судов предусматривают их осуществление в обязательном порядке.

4. Платежи производятся как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи).

4-1. Платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 1 000-кратный размер месячного расчетного показателя , установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются только в безналичном порядке.

Вопрос касается пункта 4-1 статьи 21 споры, по которому ведутся уже несколько лет из-за не точной формулировки пункта. По содержанию пункта закона и ответственности, предусмотренной в административном кодексе РК, наблюдается противоречие и отсутствует ясность по формулировке, что является сделкой. Так, если мы рассмотрим статью 203 Административного Кодекса РК, то в ней сказано: « Осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше одной тысячи месячных расчетных показателей в пользу другого юридического лица - влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее платеж, в размере пяти процентов от суммы платежа ». Противоречие – в Законе РК «О платежах и переводах денег» речь идет о сделке, общая сумма которой превышает 1000 кратный размер месячного расчетного показателя, а в ст.203 Административного Кодекса речь идет о сумме едино разового платежа по сделке, размер которого превышает 1000 кратный размер месячного расчетного показателя. Отсюда большое противоречие и споры, при которых одни юридические лица, чтобы избегать наличный расчет, заключают договоры на суммы свыше 1000 кратного размера месячного расчетного показателя, но наличным платежом проводят оплату по суммам до 1000 кратного МРП, считая, что не нарушают закон, другие юридические лица разбивают отношения на договоры, сумма которых не превышает 1000 кратного МРП и проводят платежи в наличном порядке, чтобы так же избежать безналичную форму оплаты. Комментарии к данным статьям так же противоречивы и не приводят к полной ясности. Однако, налоговые органы трактуют так, как им удобно, и налагают штрафные санкции на ТОО, как в первом варианте оплаты, так и во втором.

Предложения по изменению:

Статья 21. Платежи Закона РК от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег».

1. Платежи производятся на основании и в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, нормами законодательства Республики Казахстан и решениями суда.

2. Платежи в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок предусматривают их осуществление на добровольной основе.

3. Платежи в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан и решениями судов предусматривают их осуществление в обязательном порядке.

4. Платежи производятся как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи).

4-1. Платежи между юридическими лицами по заключенной сделке, в том числе заключенном договорном отношении, общая сумма по которым (по единой сделке/договору) превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя , установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются только в безналичном порядке.

Статья 203. Административного Кодекса РК. Нарушение ограничений, установленных законодательными актами Республики

Казахстан, по проведению платежей

Осуществление юридическими лицами платежа в пользу другого юридического лица в наличном порядке по гражданско-правовой сделке, а так же заключенным договорным отношениям, общая сумма которых (по единой сделке/договору)свыше одной тысячи месячных расчетных показателей -

влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее платеж, в размере пяти процентов от суммы платежа.

2. Подпункт 1-1 пункта 1 статьи 11 Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе».

Статья 11. Наружная (визуальная) реклама

1. Размещение наружной (визуальной) рекламы осуществляется в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, стел, транспарантов, афиш и иными способами в порядке, предусмотренном пунктами 2-7 настоящей статьи.

1-1. К объектам наружной (визуальной) рекламы не относятся следующие объекты рекламы, размещаемые предприятиями торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг:

вывеска;

оформление витрин и окон;

информация о режиме работы;

внутреннее оформление помещений.

1-2. Наружная (визуальная) реклама не должна снижать транспортно-эксплуатационные качества дороги, нарушать требования безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды, иметь сходство с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость или эффективность восприятия, ослеплять пользователей дороги.

По подпункту 1-1 подпункта 1 статьи 11 ведутся многочисленные споры, а именно, налоговые органы стали выставлять предписания юридическим лицам по оплате налога за названия объектов (магазин, торговый дом, аптека и т.п.), поясняя тем, что название объектов не входит в определение «вывеска», как это определено пп.1-1 п.1. статьи 11 закона, что привело к массовым возмущениям и судебным разбирательствам.

Предложения по изменению:

Статья 11. Наружная (визуальная) реклама

1. Размещение наружной (визуальной) рекламы осуществляется в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, стел, транспарантов, афиш и иными способами в порядке, предусмотренном пунктами 2-7 настоящей статьи.

1-1. К объектам наружной (визуальной) рекламы не относятся следующие объекты рекламы, размещаемые предприятиями торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг:

Вывеска, в том числе наименование объектов торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг ;

оформление витрин и окон;

информация о режиме работы;

внутреннее оформление помещений.

1-2. Наружная (визуальная) реклама не должна снижать транспортно-эксплуатационные качества дороги, нарушать требования безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды, иметь сходство с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость или эффективность восприятия, ослеплять пользователей дороги.

3. Статья 6, статья 6-1 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

Данные статьи предусматривают порядок государственной регистрации юридических лиц. Более того, имеется « Инструкция по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», утвержденная приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12 апреля 2007 года № 112, глава 2 , которой определяет процедуру и содержит ссылки на формы заявлений, заполняемые при подаче заявок. Однако, практически ситуация складывается следующим образом – при первичной регистрации юридического лица в графе 4 заявления «Место нахождения юридического лица, филиала (представительства)» можно указать любой адрес, который тебе хочется и никто это не проверяет и если объект недвижимости в собственности иного лица, то согласие собственника не требуется. Практически новые юридические лица часто привязывают свой адрес к крупным торговым домам и центрам, хотя там и не находятся, что имеет большое негативное воздействие и последствие для собственников этих объектов недвижимости. Так, если «новое» юридическое лицо внезапно разорится, учредители и руководство разбежится и потеряется, то куча уведомлений, претензий и т.п. начинают приходить на адрес регистрации, а собственник и «сроду не знает», что не его объекте недвижимости зарегистрирован еще кто-то. Данная ситуация очень сильно нарушает право собственности, так как имеется прямое негативное воздействие на собственника. Соответственно необходимо пересмотреть только инструкцию и формы заявлений, где обязательно нужно добавить согласие собственника недвижимости, притом, что заключенный договор аренды не является фактом согласия регистрации юридического лица на объект недвижимости, где возникло право аренды помещения. Должно быть отдельное письменное согласие, либо пункт в договоре аренды, определяющий данное согласие собственника на регистрацию. Данная процедура лишь немного осложняет процесс регистрации, но она является необходимостью, чтобы избегать нарушение прав собственников недвижимости и облегчить работу государственным/правоохранительным органам, если «нерадивые» руководители внезапно бросили компанию и исчезли, а спросить не с кого вообще.

4. Закон РК «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV

Глава 3 Закона «Права потребителей и их защита», которая содержит только права потребителей, без обязанностей.

Глава 4 Закона «Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя» содержит только одну статью «права» и все остальные статьи – это только обязанности продавцов (изготовителей, исполнителей).

Целевое назначение закона – защита потребителя, но содержание закона порой ставит под «пресс» права продавца (изготовителя, исполнителя). На данный момент очень распространенная ситуация и очень скандальная – это возврат товара в течение 14 дней и денежной суммы. Покупатель предъявляет товар на возврат и требует возврат денежной суммы ежеминутно, хотя у любого продавца должна быть соблюдена хотя бы простая юридическая и бухгалтерская процедура оформления возврата – это заполнение заявления на возврат, с указанием товара, артикула и причины возврата (это главный юридический документ, который может быть основанием возврата и отчетом продавцов перед собственником), далее осмотр товара экспертом на факт носки/повреждения, если такие подозрения имеются. То есть фактически и в нормальной обстановке процедура возврата, если ее проводить юридически правильно и все же давая возможность продавцу оформить возврат бухгалтерски правильно и без ущемления и своих прав, занимает 1-2 рабочих дня. Однако, покупатели начинают требовать немедленного возврата, отказываясь элементарно заполнить заявление о возврате, при этом не считаются с должностными инструкциями продавцов и нормами бухгалтерского/юридического оформления возврата, при которых продавец не может просто так вынуть деньги из кассы и отдать их покупателю. Очень часто имеется «разовый факт» носки, когда покупатель приобретает вещь только, к примеру, для «корпоратива», не срезая этикетки, использует вещь один вечер, а на утро несет сдавать в магазин. Здесь необходимо проверить экспертом факт носки, то есть, чтобы продавец после приемки товара не списывал эту вещь и не брал затраты на себя, так как она уже не новая.

Заключение: Закон РК «О защите прав потребителей» в полном порядке предоставляет возможность покупателю отстоять свои права, и не лишен своего целевого назначения. Однако, о правах продавцов (изготовителей, исполнителей) тоже нужно подумать и внести изменение по праву бухгалтерского/юридического оформления возврата денег с указанием ограничивающего срока – 2-3 (два/три) рабочих дня, чтобы так же не затягивать процедуру и дать возможность покупателю получить оплаченные деньги.

Предложения по изменению:

Статью 30 «Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества» Закона РК «О защите прав потребителей» дополнить пунктом 10 в следующем содержании:

10. В случае возврата товара Покупателем как надлежащего, так и ненадлежащего качества, и уплаченной за него суммы Продавец обязан предоставить Покупателю для заполнения бланк заявления о возврате товара, который должен содержать: наименование товара, артикул, если имеется, производитель/марка, размер, цвет, стоимость, по которой товар был приобретен, и причину возврата. При этом, рассмотрение данного заявления о возврате товара и уплаченной за него суммы должно быть проведено Продавцом в срок, не позднее трех рабочих дней с даты официального заполнения Покупателем заявления, если отсутствует необходимость в более длительным сроке рассмотрения заявления согласно пункту 2 настоящей статьи.

Более того, в статью 15 Закона добавить ссылку на статью 30 , как это есть в статье 14 Закона.

Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) безвозмездного устранения недостатков товара.

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;

4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) - 6) части первой настоящего пункта.

Обмен и возврат товара производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить по месту покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

3. Потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящим Законом.

Статью 14 Закона откорректировать в части - конкретизировать 14, как календарных дней, а не рабочих, так как статья вообще не содержит на это ссылку, и в - части ссылки «Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона». Сама статья 14 называется «Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества», в статье 30 Закона речь идет тоже об обмене и возврате товара. Соответственно пункт 1 статьи 14 нужно откорректировать по следующему содержанию:

Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе в течение четырнадцати календарных дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).

Обмен и возврат товара производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: