По вопросу расширения перечня дополнительных видов деятельности микрофинансовых организаций и поддержки предпринимательства
В послании народу Казахстана Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» всесторонняя поддержка предпринимательства определена в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики государства. [1]
В свете данной стратегической программы развития Казахстана дельность микрофинансовых организаций (далее по тексту - МФО) имеет немаловажное значение, так как по своей содержательной, идеологической основе микрокредитование имеет социально-ориентированный характер и направлено на стимулирование предпринимательской инициативы граждан, уменьшение доли малоимущих слоев населения путем предоставления доступных микрокредитов.
В настоящее время микрокредитование является одним из динамично развивающихся финансовых институтов. За последнее десятилетие было принято два закона регулирующих деятельность МФО: - Закон Республики Казахстан от 6 марта 2003 г. «О микрокредитных организациях», утративший силу в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 г. «О микрофинансовых организациях».
Одной из важных особенностей Закона «О микрофинансовых организациях» следует назвать обязательную учетную регистрацию МФО в Национальном Банке Республики Казахстан (далее по тексту - НБ РК) в целях контроля и надзора государства за данной сферой деятельности, а также обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей микрофинансовых услуг.
Следует отметить, что принятие нового закона положительно отразилось на состоянии микрофинансового сектора Республики. Наметилась тенденция создания крупных МФО, прекращения деятельности недобросовестных микрокредитных организаций не желающих находится под контролем и надзором НБ РК, что, безусловно, благоприятно отразилось на качестве рынка по предоставлению микрокредитов, повышении прозрачности МФО.
На данном этапе развития микрофинансового сектора Республики Казахстан новый закон вполне удовлетворяет потребности правового регулирования общественных отношений по предоставлению микрокредитов. Однако перспектива развития данной отрасли нуждается в практической необходимости расширения спектра услуг, оказываемых МФО.
В связи с этим, предлагаемые нами поправки в законодательство касаются предоставления возможности для МФО осуществлять отдельные виды банковских операций на основании лицензий выдаваемых НБ РК, таких, например, как переводные операции, организация обменных операций с иностранной валютой, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, кроме приема депозитов. К примеру, в Кыргызстане МФО вправе осуществлять отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального Банка Кыргызской Республики.
В пользу данного предложения выступает существующая практика деятельности МФО, которая, в основном, ориентирована на категорию граждан, имеющих невысокий уровень доходов, преимущественно проживающих в сельской местности, где отсутствуют структурные подразделения банков. МФО обладает достаточным опытом работы в малых населенных пунктах и сможет качественно обслуживать широкий круг клиентов, не охваченных банковской филиальной сетью.
В итоге, р асширение перечня микрофинансовых услуг за счет некоторых видов банковских операций позволит МФО вовлечь в орбиту деловой финансовой активности население, проживающее в дальних регионах страны , не имеющее для банков экономического интереса из-за невысокой платёжеспособности или отсутствия необходимого, достаточного залогового обеспечения.
В качестве дополнительного аргумента, подтверждающего актуальность предлагаемых изменений в законодательство, служит следующий факт. Как известно, Казахстан занимает 9-ое место в мире по площади территории. Большие расстояния от крупных административно-территориальных центров создают определенные трудности и неудобства для граждан, проживающих в отдаленных уголках страны. Предоставление для МФО возможности осуществлять отдельные виды банковских операций позволит обеспечить доступ населению проживающему в сельской местности к простым, но, в тоже время, необходимым в повседневной жизни банковским операциям без дополнительных затрат, что создаст для них значительные удобства. Ведь жителям отдаленных населённых пунктов не нужно будет преодолевать дальние расстояния до более крупных административных центров для осуществления, например, денежных переводов, открытия банковского счета и т.п., что позволит сэкономить время и деньги на транспортные, а также иные расходы, связанные с поездкой в банк. Кроме того, следуя своим социальным принципам, МФО оказывали бы необходимые банковские услуги для своих клиентов по более низким тарифам.
Немаловажное значение предлагаемые изменения в законодательство имеют и для МФО. Расширение спектра финансовых услуг за счет отдельных видов банковских операций позволит МФО выйти на более высокий уровень деятельности, создаст благоприятную финансовую основу для дальнейшего развития микрофинансового сектора за счет внутренних денежных ресурсов, а не зарубежных и отечественных займов, зачастую привлекаемых для пополнения оборотных средств МФО. Это, в свою очередь, приведет к снижению ставок вознаграждения по микрокредитам.
Таким образом, предлагаемые изменения в законодательство позволят обеспечить доступ сельских жителей, в том числе вовлеченных в сферу малого предпринимательства, к некоторым видам банковских услуг, положительно скажутся на социально-экономическом климате отдаленных регионов, создадут благоприятные экономические условия для дальнейшего развития микрофинансой отрасли. Все это вкупе будет способствовать реализации стратегической программы государства по всесторонней поддержке предпринимательства.