Концептуальные предложения в законодательные акты Республики Казахстан, направленные на стимулирование экономики
I. Введение
Прежде всего, хотелось отметить то, что я горд, быть гражданином Республики Казахстан, и считаю себя патриотом своей Родины.
Лидер нации и многие другие выдающиеся личности современности, построили и продолжают строить сильное государство, несмотря на сложнейшие экономические и политические факторы. Казахстан достиг больших высот, о которых мечтали наши предки. Многие государства, из стран бывшего союза, стремятся к тому, что мы имеем сейчас - межнациональное согласие, политическая стабильность, возможность работать и зарабатывать на благо своей семьи, продовольственная безопасность и многое другое.
Я реалист, и понимаю, что есть вещи, которые необходимо улучшать и совершенствовать. В нашей стране очень много делается для улучшения качества жизни, но решение данной задачи напрямую зависит от степени конкурентоспособности нашей экономики.
Во все времена экономика являлось основой государства. Не секрет, что в государстве с сильной экономикой - высокий уровень развития таких сфер, как образование и наука, здравоохранение, спорт, обороноспособность, занятость населения. В таком государстве преобладают гражданские права и свободы, а факты коррупции не носят системного характера.
В этой связи, мною делается акцент на изменение законодательства, направленного на стимулирование экономики, в частности на улучшение инвестиционного климата и способствованию занятости населения.
II. Основная часть
Привлечение инвесторов и трансферт лучших технологий одна из самых важных задач любого государства. Как правило, за счет инвесторов создаются рабочие места, увеличиваются налоговые отчисления в бюджет, необходимые для решения социальных задач. Понятно, что инвесторам важен ряд факторов для открытия производств в определенной стране: налоговый режим, рынок сбыта, политический режим, дешевая рабочая сила, наличие инфраструктуры, логистика и пр.
Инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных видах экономики (легкая промышленность, обрабатывающая промышленность, машиностроение и пр.) в нашем законодательстве предусмотрен ряд значительных преференций, в том числе существенные налоговые и таможенные льготы. Безусловно, огромная работа в этом направлении приносит свои плоды.
Однако, иностранных компаний, имеющих всеобщее признание и производящих товары под маркой «мировых брендов», не так много, как у наших «крупных соседей». Китай, к примеру, привлекательней с позиции большого рынка сбыта, и где-то за счет более дешевой рабочей силы. На мой взгляд, данные преимущества позволили Китаю, привлечь в свою экономику лидеров продаж в определенных секторах (Apple, Adidas и пр). Кроме того, данные компании создали вокруг себя определенные кластеры и дали импульс развитию малого и среднего бизнеса.
Понимая, что в настоящее время основную прибыль стране приносят компании - недропользователи, вопрос создания производств, производящих востребованные товары, весьма актуален. В этой связи, программа индустриализации, принятая в нашей стране, дальновидна и оправдана на тысячу процентов. Будущее за сильными индустриальными странами. При этом надо понимать, что гиганты мирового бизнеса не заинтересованы делиться лучшими технологиями. Создание максимально комфортного бизнес-климата единственный путь к индустриальной революции.
Таким образом, полагаю, что необходимо принять государственную программу по привлечению «топовых» компаний - лидеров продаж в нашу экономику, своего рода «Дорожная карта привлечения лидеров» (далее - Программа). Данное предложение мотивируется и тем, что в СМИ не редко указываются факты строительства заводов за счет средств компаний с государственным участием, которые впоследствии простаивают в связи с отсутствием заказов либо становятся не рентабельными. С принятием вышеуказанной программы у государства будет выбор в эффективности вложений.
В Программе следует определить принципы взаимодействия, условия привлечения и отбора стратегических партнеров (потребуется создание комиссии на самом высоком уровне), определить источники финансирования. В условия Программы предлагается включить:
1.Лидерам продаж, в дополнение к существующим преференциям, предоставлять гарантированное дешевое государственное финансирование (кредитование) в целях открытия производств на территории нашего государства.
Здесь следует подчеркнуть, что данную преференцию предлагается предоставляться иностранным компаниям - не сырьевого сектора, занимающим лидирующие позиции по объемам продаж товаров в своем сегменте. На мой взгляд, именно объемы продаж товара стратегическим партнерам отражает степень целесообразности открытия какого-либо нового совместного производства. Все понимают, что в ближайшей перспективе мы не сможем самостоятельно производить лучшее в мире компьютеры либо автомобильные покрышки и пр.
Поэтому Компания лидер должна знать, что в случае открытия передового производства в нашей стране, она гарантированно и максимально в короткий срок (очень важно чтобы не было бюрократической составляющей) получит государственный кредит по низкой ставке вознаграждения (надо понимать, что любой банк мира заинтересован в кредитовании компании - лидера). Я думаю, что механизмов в нашей системе предостаточно.
Ограничить количество проектов по количеству специальных экономических зон в Республике Казахстан (далее - СЭЗ), а также связи с наличием там определенной инфраструктуры.
Примерные критерии кредитования:
1)Стратегический партнер по объемам продаж товаров (в определенном сегменте) должен входить в мировую (к примеру) 5-ку (далее - Компании лидеры).
2)Осуществление деятельности на территории СЭЗ согласно приоритетным видам деятельности;
3)Локализация производства товара не менее 70 % (условно) на территории СЭЗ. Данный момент подлежит обсуждению с Компанией - лидером, но искренне хочется, что бы производство не носило характера - «сборки готовых комплектующих»;
4)Минимальный процент иностранных специалистов занятых на производстве;
5)Участие в проекте (в совместном предприятии) казахстанских юридических лиц, конечные бенефициары которых являются резиденты Республики Казахстан, в размере не менее 26 %. В данном моменте размер процентов мотивируется необходимостью принятия решений по вопросам деятельности предприятия, принимающихся квалифицированным большинством;
6)Залоговое обеспечение, помимо имущества, права на технологию (в качестве объекта интеллектуальной собственности);
7)Соблюдение высоких экологических требований на производстве.
2.Иностранным гражданам и гражданам Казахстана, работающим на данных производствах, установить низкую ставку по подоходному налогу. Расчет на то, что бы иностранцам было выгоднее работать/ зарабатывать и тратить в Казахстане (в Европе ставка по подоходному налогу высокая, а уплатив налог в Казахстане, иностранному гражданину не надо будет платить налоги в своей стране за счет межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения).
Дополнительно, можно предусмотреть гражданам Казахстана, работающим в Компаниях лидерах, механизм субсидирования части заработной платы за счет бюджета государства, в целях снижения нагрузки на инвестора.
III. Заключение
Гарантированное финансирование по низким ставкам (фондирование), низкий уровень подоходного налога и, оплаты труда работникам, возможно, будет дополнительными преимуществами в привлечении иностранных Компаний - лидеров. Я уверен, что казахстанские бизнесмены смогут извлечь максимум полезного из предоставленных возможностей.
Преимущество Казахстана в ближайшей перспективе:
1)Создание стабильных рабочих мест и улучшения благосостояния народа;
2)Престиж за счет привлечения Компаний-лидеров, и как следствие приток иных инвестиций;
3)Мультипликативный эффект - развитие малого и среднего бизнеса в регионе, за счет заказов Компаний лидеров, так как гигантов тоже необходимо обслуживать;
4)Получение двойного дохода: проценты от кредитования и дивиденды казахстанских компаний, участвующих в проекте;
5)Гарантии использования средств по назначению, исключение фактов нецелевого использования, как правило, Компании лидеры экономно и эффективно используют полученные средства;
6)Развитие регионов за счет социальной ответственности Компаний - лидеров. К примеру, строительство за счет лидера: детских садов и дворцов спорта и пр.
В долгосрочной перспективе:
1)Получение налоговых отчислений, поскольку СЭЗ создаются на определённый период;
2)Увеличение торгового оборота в рамках Таможенного союза, и в перспективе в рамках Всемирной торговой организации;
3)Становление в качестве мощного индустриального государства.
Предложения, затронутые в настоящей работе, потребует изменений в следующие законодательные акты РК: Закон об инвестициях, Закон о СЭЗ, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс.