Социальное обеспечение отдельной категории лиц, как основной вектор улучшения работы правоохранительной службы
В период глобализации Казахстан, находящийся в благоприятной геополитической зоне, обладающий большим запасом ресурсов, является объектом для реализации различных идей развития мирового сообщества, в том числе деструктивных. На сегодняшний день в республике наработан определенный опыт противодействия и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма. Анализ террористических актов, митингов, перешедших в вооруженный мятеж, показывает неспособность руководителей быстро и адекватно принимать решения по введению чрезвычайного положения, по применению специальных средств и огнестрельного оружия, по ведению тактических операции по задержанию и обезвреживанию террористов, в результате которых гибнут сотрудники правоохранительных органов. Возьмем, к примеру события в Таразе, Жанаозене, Майдане, где мирно шествующая демонстрация, переходит к запланированному вооруженному мятежу. В ход идут зажигательные смеси, травматическое оружие. Существующим законодательством предусмотрено: объект массовых беспорядков, вооруженного мятежа и субъект преступления. Однако, дополнительным субъектом является должностное лицо, в чьи полномочия входит принятие мер по недопущению вреда жизни и здоровью не только гражданского населения, но и вверенных ему подчиненных. Майдан отчетливо показал, как представители власти в лице Беркутовцев, вооруженные спецсредствами: защитными жилетами, касками и щитами представлены мальчиками для битья. На западе при первых признаках неповиновения вооруженной толпы используются спецсредства, в т.ч. водометы и огнестрельное оружие. Предусмотреть ответственность руководителей (командира, начгарнизона, акима), в т.ч. уголовную за несвоевременное принятие мер по квалификации действий митингующих, перешедших в вооруженный мятеж, массовые беспорядки и т.д., в результате которых представителям власти, в частности сотрудникам правоохранительных органов, солдатам внутренних войск создана угроза жизни и здоровью, причинен ущерб здоровью, и (или) эти действия (бездействие) повлекло смерть сотрудника.
При существующем уровне коррупции, слабом уровне оперативных позиций в экстремисткой среде, наличие спецсредств и огнестрельного оружия у частных охранных фирм следует учитывать как фактор скрытой угрозы общественной безопасности страны. Ввести запрет на использование огнестрельного и травматического оружия частными охранными структурами.
Последствия пропагандисткой деятельности экстремистов в Казахстане, в частности Саида Бурятского показали слабость оперативных позиции сотрудников МВД и ДКНБ. Предлагаю усилить оперативный блок, путем пересмотра квалификационных требований. Пример для занятия должности C-SV-8 старший следователь (оперуполномоченный) по особо важным делам (далее ст. сл. по ОВД, ст. о/у по ОВД) старший офицер необходимо высшее образование, не менее четырех лет стажа на правоохранительной службе, либо не менее пяти лет работы в госорганах, либо не менее шести лет стажа работы в сферах, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории. На мой взгляд разделение о/у, ст. о/у, ст. о/у ОВД должно происходить с учетом личностных качеств сотрудника, например: сыскник (аналогия детектив)- способность к самостоятельному ведению сыскной работы, развита интуиции и логика, таких не более 20% от оперативного состава, прототип детектив Коломбо; агентурист - способность к самостоятельному ведению агентурной разработки, развита логика и коммуникативные способности, таких не боле 10%; оперативник -исполнитель, отсутствуют качества предыдущих типов, таких 80-90%. У следователей: следователь-аналитик, способный разработать линию допроса, и ведения уголовного дела: следователь - способный грамотно фиксировать показания допрашиваемого, вести уголовное дело. На должность ст.о/у по ОВД назначать первого и второго, обязательно наличие не менее шести/восьми лет стажа работы в сферах, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории для областного и центрального органа соответственно. Время 40-70 годов, где не было разделения на слои общества, кроме как служащий, рабочий в прошлом. Сегодняшний оперативник вышедший из зажиточной семьи (следует учесть юрид.образование доступно не каждому) общение которого ограничивалось компьютером, машиной представительского класса не может контактировать с криминальными элементами, типа БОМЖ, туберкулезник, гниющий наркоман. В связи с этим растет число оперативников неспособных устанавливать коммуникативные связи, осуществлять негласную работу среди подучетного элемента. Психологические тесты должны быть направлены на выявление коммуникативных качеств сотрудника. Поэтому при подготовке необходимых документов на аттестуемых сотрудников, согласно ст. 48 закона «О правоохранительных органах» ввести условные критерии оценки: 1) не имеющие склонности к оперативной работе; 2) часто меняющие место работы, в т.ч переходящие из оперативного подразделения в неоперативное и обратно, 3) сотрудник на которого в течении трех лет, поступило более трех жалоб на жестокое обращение либо превышение полномочии (с учетом не подтвердившихся), либо наличие компрометирующих материалов. Сотрудникам попавшим категорию: «1» рекомендовать перевод в неоперативное подразделение; «2» при условии перемещения на равнозначных должностях разных подразделений должны быть ограничены в праве получения очередного звания, при этом отчет времени между званиями вести с момента назначения на новую должность; «3» в отношении которых 75-80% жалоб не подтвердилось, должны быть взяты в оперативную разработку управлением собственной безопасности.
Для устранения разногласии между пенсионерами имеющих выслугу 25 лет и 12,5 лет предлагаю: лицам окончившим спецучзаведения присваивать первоначальное звание лейтенант; закончившим гражданские ВУЗы -старший сержант, средне-спецучзаведения - рядовой. Это повысит роль ВВУ, ВУЗов МВД, и сэкономит денежные средства, оплачиваемые за спецзвания.
Для повышения престижности воинской и службы в правоохранительных органах: при начислении пенсии взять за основу понятие «выслуга лет». Законом о пенсионном обеспечении, в частности главой 9 военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов разделены на 3 группы: имеющие выслугу лет более 10 лет, менее 10 лет на 01.01.1998г, и впервые поступившие на службу после 01.01.1998г. что привело к значительному дисбалансу между размерами пенсии. Выпала группа лиц, впервые поступивших на службу после 01.01.1998, имеющие общий стаж более 6 месяцев, чьи пенсионные выплаты, производимые из пенсионных накоплений не превышают 5000тн, что ниже минимального размера пенсии. При этом нарушается провозглашаемый государством принцип социальной справедливости. А возможность трудоустройства после 48 лет составляет не более 5%, при этом зарплата не превышает 45000тн. Предлагаю при наличии выслуги лет пенсионные выплаты назначать в полном объеме из государственного бюджета. После увольнения сумму накопленных в размере двадцати процентов пенсионных взносов возвращать в доход государственного бюджета.
Засчитывать дополнительно в выслугу лет для назначения пенсий офицерам, лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, определенным на действительную военную службу и в органы внутренних дел, время их обучения до определения на службу в гражданских высших учебных заведениях и (или) средних специальных заведениях, в пределах до шести лет из расчета - один год учебы за шесть месяцев.
Внести следующие поправки в гл.9 Закона «О пенсионном обеспечении РК»:
п/п № |
Статья, пункт, подпункт |
Изменения, дополнения |
Предлагаю изложить |
1. |
Ст 64. Право на пенсионные выплаты из Центра за выслугу лет пункт 1.
|
подпункт 1 и 2 объединить подпункт 1) дополнить словами «уволенные по сокращению штатов, собственному желанию и состоянию здоровья» подпункт 2) исключить |
1) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, которым присвоены специальные звания, классные чины, не менее двадцати пяти лет, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе, уволенные по сокращению штатов, собственному желанию и состоянию здоровья;
|
|
подпункт 3) |
подпункт 3) исключить слово «офицеры» - заменить слова «прапорщики (мичманы)»на «военнослужащие», исключить слова»лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава» |
2) военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания, классные чины, а также лица, проходящие воинскую службу по контракту, уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе и службе в специальных государственных и правоохранительных органах, которым присвоены специальные звания, классные чины, по сокращению штатов или состоянию здоровья, имеющие общий трудовой стаж двадцать пять лет и более, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах. |
|
Ст 65. Размеры пенсионных выплат из Центра за выслугу лет пункт 1. подпункт 1 |
1) исключить со слов «при наличии стажа воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах десять лет и более по состоянию на 1 января 1998 года; 2) исключить полностью
|
1) в полном объеме - лицам, имеющим право на пенсионные выплаты по основаниям, указанным в подпункте 1, 2 пункта 1 статьи 64 настоящего Закона. |
|
пункт 3 |
1) исключить полностью |
|
|
пункт 4 |
1) после слов «выплат в полном» дополнить словом «неполном» исключить слова» на 1 процент от денежного содержания, за каждый год трудового стажа» |
4. За каждый год выслуги лет на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах свыше двадцати пяти лет размер пенсионных выплат, назначенных в соответствии с подпунктами 1) пункта 1 статьи 64 настоящего Закона, увеличивается на 2 процента определяемого в соответствии со статьей 67 настоящего Закона. За каждый год общего трудового стажа свыше двадцати пяти лет размер пенсионных выплат, назначенных в соответствии с подпунктом 1 и 2) пункта 1 статьи 64 настоящего Закона, увеличивается на 1 процент от денежного содержания, определяемого в соответствии со статьей 67 настоящего Закона. |
|
Ст 66 |
Дополнить 3 абзацем |
Засчитывать дополнительно в выслугу лет для назначения пенсий офицерам, лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, определенным на действительную военную службу и в органы внутренних дел, время их обучения до определения на службу в гражданских высших учебных заведениях и (или) средних специальных заведениях, в пределах до шести лет из расчета - один год учебы за шесть месяцев. |
|
Ст 69. Средства и порядок выплаты пенсий пункт 2
|
1) заменить слова» стаж воинской службы или службы в правоохранительных органах по состоянию на 1 января 1998 года более десяти лет» на слова «выслугу лет» Добавить 2 абзац |
1)Пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, имеющих выслугу лет, производится за счет бюджетных средств. 2) Пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, имеющих выслугу лет и общий стаж на 1 января 1998 года более шести месяцев производится за счет бюджетных средств, в т.ч лиц уволенных после 01.05.2010 г. |