Принцип целесообразности и справедливости
1
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
1. Закон РК №213 от 24 марта 1998 года «О нормативных актах», Статья 45: Государственные органы, осуществляющие официальное толкование нормативных правовых актов
·Конституционный Совет Республики Казахстан дает официальное толкование норм Конституции.
·Официальное толкование подзаконных актов дают органы или должностные лица, их принявшие (издавшие).
2.Положение о Министерстве юстиции РК ст.16 функции:
· п.12. официальное разъ яснение нормативных правовых актов Правительства Республики Казахстан по поручению Правительства Республики Казахстан и Премьер-Министра Республики Казахстан и по собственной инициативе
·п.25. участие в разъяснении законодательства
3.Закон РК №2709 от 21 декабря 1995 года «О Прокуратуре»
· Ст.18. п.1 пп.1 акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъ яснение закона
·Ст. 26. Разъяснение закона
1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина или неограниченного круга лиц, прокурор разъ ясняет содержание закона.
2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъ ясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт.
Предлагаемые изменения:
В целях определения ЕДИНОГО СУБЬЕКТА ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ нормативных правовых актов, необходимо внести изменения в вышеупомянутые законодательные акты и определить Единым субъектом официального толкования законов, нормативных и подзаконных актов Прокуратуру РК, которая самостоятельно производила бы запросы по толкованию подзаконных актов в органы и организации их принявшие (издавшие). На базе Прокуратуры РК создать единый реестр, куда будут вноситься все разъяснения. Не стоит наделять данными полномочиями суды, в связи с тем, что запрос о соответствии требований того или иного нормативного права конституции или иного законодательного акта, потребует процедуры обращения в суд. Осуществление же запроса в Прокуратуру, можно осуществлять в соответствии с действующим законодательством, в том числе и в электронной форме.
Ожидаемый эффект:
Внесение изменений позволит избежать разногласий в толковании, применении законодательных актов, а так же сомнений в их конституционности и законности. Результаты ранее произведенных запросов, занесенные в единый реестр позволят использовать их в повседневной гражданско-правовой и уголовно-процессуальной практике, что поспособствует упрощению применимости законов в РК.
2
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Приложение № 5 к протоколу заседания Правления акционерного общества «Фонд устойчивого развития «Қазына» от 19 октября 2006 года № 5 Меморандум об инвестиционной политике акционерного общества «Национальный инновационный фонд»
Ст.12п. Инвестиции в казахстанские и зарубежные компании, реализующие инновационные проекты.
· доля участия в уставном капитале казахстанской компании, оплачиваемая путем передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, не превышает 20 % от уставного капитала компании, при этом права наинтеллектуальную собственность должны быть удостоверены патентом.
Справка: В соответствии с Законом РК «О государственной поддержке инновационной деятельности», основным документом в инвестиционной деятельности АО «Национальное агентство по технологическому развитию» является Меморандум об инвестиционной политике.
Предлагаемые изменения:
Изменить формулировку на следующую: права наинтеллектуальную собственность должны быть удостоверены уведомлением о положительном прохождении формальной проверки и заключения эксперта об инновационности разработки. Существующие требования о наличии патента противоречат целям Инновационной политики РК. Среднестатистический срок прохождения проверки с момента подачи заявки (не считая срока предварительной технической экспертизы на соответствие формату изобретения) до официальной публикации изобретения в Европейском Патентном Ведомстве и Евразийском Патентном Ведомстве, составляет – 18 месяцев. После этого следуют дальнейшие публичные обсуждения и т.д., которые занимаю так же значительные сроки, в среднем до 3-4 лет. Таким образом, устаревание изобретения происходит в период затрачиваемый на процедуру патентования. Многие трансформируются в новые изобретения, которые так же требуют патентования.
Ожидаемый эффект:
Возможность финансирования новых изобретений на начальной стадии (а не стадии потери ими инновационности) позволят реализовать цели многочисленных Программ по развитию инноваций.
3
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Конституционный закон РК № 2529 от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ст.30
· п.2 Депутатам, проживающим вне столицы Республики, на срок их полномочий предоставляется на условиях безвозмездного пользования из государственного жилищного фонда и по нормам, установленным законодательством, благоустроенное и меблированное жилье.
· п.5 Обслуживание депутатов Парламента автомобильным транспортом в пределах столицы Республики Казахстан, их лечебно-оздоровительное и санаторно-курортное обслуживание осуществляются в порядке, установленном Президентом Республики.
Закон РК №370-II от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»
Предлагаемые изменения:
1.Дополнить п.2 после слова «жилья», словами «в домах, реализуемых по программе «Социальное жилье»
2. Дополнить п.5 после слов « Обслуживание депутатов Парламента автомобильным транспортом в пределах столицы Республики Казахстан », словами «исключительно в служебных целях» с хронометражным отчетом спутниковых навигаций (GPS, ГЛОНАСС)
3.Внести дополнения, связанные с обязательством почасовой оплаты труда Депутатов (ст.123 ТК РК) и иных сотрудников Парламента, с ограничением 40-часовой рабочей недели. При превышении количества 40 часов, обязать депутатов производить отчет, который в последующем будет подлежать проверке (в том числе силами счетного комитета). Внести изменения в электронную систему доступа в здание Парламента с привязкой ее к системе электронного учета труда.
4.На сайте Парламента, организовать открытие персональных блогов всех депутатов с возможностью принятия обращений и предложений (без ограничения количества знаков), пересылка которых может осуществляться самими депутатами в иные органы с пометкой «депутатский запрос».
Ожидаемый эффект:
Данные меры в первом случае, позволят депутатам парламента лично оценить оказываемую помощь государства социально незащищенным слоям населения и убедиться в эффективности затрачиваемых государством средств, качестве строительства и используемым строительным материалам. Во втором случае, исключат возможность использования автотранспорта, содержащегося за счет налогоплательщиков в личных целях и целях удовлетворения потребностей своей семьи, позволит дисциплинировать водителей, а так же упростить отчетность по используемому бензину/газу и хронометражу.
Обязательство по заключению трудовых договоров с почасовой оплатой труда, позволит дисциплинировать Депутатов и повысить их ответственность перед налогоплательщиками.
4
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
1. Закон РК №453 от 23 июля 1999 года «О государственной службе», ст.28 п.5, Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законами Республики Казахстан.
2. Закон РК № 267 от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» ст.13 Коррупционные правонарушения, св язанные с противоправным получением благ и преимуществ.
Предлагаемые изменения:
1. Внести в Закон «О государственной службе» понятие повышенной ответственности, заключающейся в двойной ответственности за совершенные преступления и правонарушения. Так, например, мошенничество совершенное государственным служащим должно предполагать наказание не от 200 мрп до 10 лет лишения свободы, а от 400 мрп до 20 лет лишения свободы. Данный принцип должен применяться применительно ко всему законодательству РК в отношении государственных служащих.
2. Привести статью 13 Закона «О борьбе с коррупцией» в соответствии со статьей 311 УК РК.
3. Перевести всех госслужащих на почасовую оплату труда в соответствии со ст.123 ТК РК.
Ожидаемый эффект:
В первом случае, принимаемые меры помогут кандидатам, претендующим на занятие государственных должностей определиться со своей целью – служить государству и народу, или иметь возможность воровать у народа и жить за его счет.
Во втором случае, исключит возможность подмены понятия «преступление» понятием «правонарушение», введенного исключительно во благо коррупционеров.
5
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Конституционный закон Республики Казахстан № 258 от 4 июня 2007 года «О государственных символах Республики Казахстан»
· ст.4 Государственный Флаг Республики Казахстан может устанавливаться на других зданиях (в помещениях) по желанию их владельцев
·ст.4 п.2 Изображение Государственного Флага может размещаться и на иных материальных объектах
·ст.4 п.3. Государственный Флаг независимо от его размеров должен соответствовать национальному стандарту
· ст.10 п.3. утверждение правил размещения Государственного Флага, Государственного Герба Республики Казахстан и их изобра жений, а также текста Государственного Гимна Республики Казахстан
Правила размещения Государственного Флага, Государственного Герба Республики Казахстан и их изображений, а также текста Государственного Гимна Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства РК № 873 от 2 октября 2007 года
· ст. 8 Государственный Флаг Республики Казахстан, независимо от его размеров, должен соответствовать национальному стандарту.
Предлагаемые изменения:
Внести изменения касающиеся привязки вышеуказанных требований только к государственным объектам, а так же зданиям, помещениям и иным материальным объектам, используемым государственными учреждениями и организациями. При этом, разрешить использование государственных символов частными лицами, в том числе без учета установленного государственного стандарта и правил размещения.
Ожидаемый эффект:
Исключение требований по соблюдению частными лицами имеющихся стандартов и правил, позволит использовать государственные символы, в повседневной жизни граждан, что в свою очередь повысит патриотические чувства граждан по отношению к своей стране. В частности, предлагаемые изменения позволят устанавливать флаги, как на частных домах, так и на флагштоках, расположенных на придомовых участках, на специальных автомобильных держателях, применять изображения при аэрографии и т.д.
6
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Правила пользования электрической энергией, утвержденные Постановлением Правительства РК № 713 от 10 июля 2013 года
Предлагаемые изменения:
·Внести дополнение в Приложения Заявки на присоединение потребителя с мощностью до 100 киловатт – информация об используемых и/или планируемых к подключению ВИЭ (возобновляемых источников энергии)
·Предусмотреть приоритеты по подключению потребителей, используемых ВИЭ
Ожидаемый эффект:
Внесение данных изменений, позволит реализовать Закон РК № 165-IV от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».
Пример: Внесение данных изменений, позволит частным лицам, жителям г.Астаны, проживающим в не газифицированных районах, использовать Тепловые насосы, что позволит сократить затраты на отопления до 75%. При этом, Астанаэнерго сможет производить долгосрочные прогнозирования в пределах СЭЗ «Астана новый город». Отсутствие возможности получения преференций по подключению, а так же возможности прикладывать техническую документацию по тепловым насосам, препятствует возможности требования трехфазного подключения до 15 киловатт.
7
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
1.Постановление Правительства РК №633 от 25 июня 2005 года «Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики»
2.Постановление Правительства РК № 1293 от 1 сентября 2009 года «Об утверждении перечня инвестиционных стратегических проектов»
Предлагаемые изменения:
·Разработать и внести План по созданию и развитию пилотного кластера «Животноводство» и «Сельское хозяйство» в целях создания хозяйственного механизма замкнутого цикла производства
·Внести Планы по развитию Животноводства и Сельского хозяйства в перечень инвестиционных стратегических проектов
Ожидаемый эффект:
Создание хозяйственного механизма замкнутого цикла производства как в животноводстве, так и в сельском хозяйстве, позволит создать само-воссоздающий механизм состоящий из целого ряда кластеров, что позволит секторам стать не только самодостаточными, но и избыточными. В период времени, когда только за последние 100 лет население земли увеличилось в 5 раз, задачи по развитию избыточных производств в области животноводства и сельского хозяйства должно рассматриваться государством как стратегическое направление в области национальной безопасности.
8
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Закон РК № 373 «Об инвестициях»
Закон РК № 2155 «О Национальном Банке РК»
Предлагаемые изменения:
·В закон «Об инвестициях» вернуть понятие «Прямые инвестиции», предполагающие инвестирование в основные средства и сделать на них основной упор предполагаемых преференций
·В закон «О Национальном Банке РК» внести дополнение в ст.35 (Займы) и ст.36 о приоритетных направлениях связанных с ре/финансированием (путем выдачи займов, возможного вида интервенции) в целях финансирования выкупа долей участия иностранного инвестора, а так же простого рефинансирования прямых инвестиций, привлеченных за счет внешних заимствований
Ожидаемый эффект:
Целенаправленное привлечение иностранных инвестиций в основные средства позволит избежать краткосрочных иностранных инвестиций в оборотные средства в целях их обратного вывода путем оказания услуг, осуществляемых подконтрольными им структурами, лицами и организациями. Инвестиции в оборотные средства, особенно при реализации крупных проектов, статистически приводят к росту ВВП, при этом КПД от их привлечения в основное развитие проекта остается незначительным, влияя в основном на рост добавочной стоимости. В итоге, внешние обязательства растут гораздо быстрее роста объекта инвестиций, что приводит к уменьшению финансовой и экономической целесообразности реализации проектов. Применительно к объемам проектов реализуемых в рамках государственных программ, данный отрицательный фактор способен достичь катастрофических масштабов. Именно с данным аспектом связана ситуация, когда реализуются крупные проекты, стоимость которых постоянно увеличивается, а эффективность и целесообразность ставятся под сомнения. В итоге, мы имеем множество «неработающих», «не эффективных» проектов, на реализацию которых затрачено много средств, не способных привести к импортозамещению, кластерному развитию или подъему экономики как региональному, так и к республиканскому. При этом, в ходе реализации таких проектов, основные прибыли и расходы за «оказанные услуги» приходились на зарубежных инвесторов.
9
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
1.Программа сноса ветхих жилых домов на территории города Алматы на 2012-2015 годы.
2.Постановление Акимата города Алматы № 4/975 от 14 ноября 2011 года «Об утверждении Правил организации платных автостоянок (автопарковок) города Алматы».
Предлагаемые изменения:
1.Внести изменения в программу сноса ветхих домов – производить снос ветхого жилья с размещением на их месте парковых зон и запретом дальнейшего капитального строительства, за исключением многоуровневых паркингов.
2.Внести дополнение в Правила организации платных автостоянок – разработать программу «Строительства многоуровневых паркингов» с привязкой к программе «Сноса ветхих домов» и сделать ее приоритетным направлением всей программы. Предусмотреть реализацию программы в рамках ГЧП по форме «Плата за доступность».
3.Пилотные проекты по организации платных паркингов реализовывать на муниципальных парковках городского и районных Акиматов, иных государственных органов. После опробирования пилотных проектов сотрудниками Акиматов, иными государственными служащими, выявления всех плюсов и минусов использования платных стоянок, их функциональности, на основе заключений, принимать решение о размещении иных платных стоянок.
Ожидаемый эффект:
Размещение на месте сноса ветхих строений парковых зон позволит уменьшить нагрузку на городские системы: инженерную, транспортную, коммунальную, экологическую и т.д., что в итоге позволит разгрузить город и улучшить социальную жизнь горожан.
Строительство многоуровневых паркингов позволит разгрузить транспортные сети города. Реализация проектов строительства многоуровневых паркингов в рамках ГЧП по форме «Плата за доступность», позволит привлечь частные инвестиции в «не интересный» сектор, увеличить объемы в кластерах, связанных со строительством, производством строительных материалов.
10
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Решение Маслихата города Астаны №432/58-IV от 3 марта 2011 года «О Правилах застройки территории города Астаны»
Предлагаемые изменения:
В ст. 70 внести дополнение:
при строительстве ниже уровня земли применять гидроизоляционный бетон с добавлением гидроизолирующих бетонных добавок
в местах отсутствия газификации предусматривать проектом использование оборудования основанного на ВИЭ (возобновляемые источники энергии), таких как Тепловой насос и пр.
Ожидаемый эффект:
Важным фактором долговечности бетона является его способность противостоять многократному попеременному увлажнению и высушиванию, вызывающему разбухание и усадку цементного камня, приводящему к разрушению бетонных конструкций и как следствие – сокращению срока службы строений. Учитывая высокое залегание грунтовых вод, следует применять гидроизолирующие бетоны и добавки.
Использование ВИЭ позволит сократить расходы на отопление до 75%, уменьшит экологические нагрузки, поспособствует развитию новых технологий, развитию МСБ.
11
Предлагаемые к изменению нормы действующего законодательства РК:
Постановление Правительства РК № 750 от 20 июля 2005 года «Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы»
Предлагаемые изменения:
Внести изменения в ст.17 и ст.18, позволяющие внести понятие пожизненной инвалидности без необходимости переосвидетельствования, исключив возрастные ограничения (сейчас – лицам старше 18 лет).
Ожидаемый эффект:
Предлагаемые изменения позволят ограничить от бюрократических процедур людей с инвалидностью, характер которых не предполагает улучшений. В настоящее время, инвалиды с утерянными конечностями и иными отклонениями, не предполагающими изменения диагноза, вынуждены проходить переосвидетельствования в целях подтверждения инвалидности.
P.S. Стоит признать, что данная инициатива по проведению конкурса, является следствием невозможности граждан участвовать не только в управлении своей страной, но и в законотворчестве, заключенном в п.4 ст.13 Закона РК №213-I «О нормативных правовых актах», ограничивающим инициативы граждан исключительно внесением предложений по разработке нормативных актов, но никак не внесением разработанных проектов.
Более того, сама данная инициатива, накладывает ограничения в 15 000 знаков, что делает невозможным изложение предлагаемых к изменению инициатив в полном объеме.
Тем не менее, стоит надеяться, что данный прецедент является «ласточкой» в сфере «народного законотворчества».
Принимая во внимание тот факт, что мною были нарушены требования, предъявляемые к участникам Конкурса, я с пониманием отнесусь к тому, что данный материал не будет принят к рассмотрению. Тем не менее, я прошу организаторов принять к сведению, тот факт, что изложенные предложения являются лишь малой частью предлагаемых изменений в действующее законодательство, а спектр разнообразия говорит о том, что в случае заинтересованности организаторов в истинном изменении ситуации в стране, стоит обращаться к более широким слоям населения (узким специалистам отдельно взятых отраслей).
Хотелось бы внести множество изменений в действующее законодательство, а так же внести много других инициатив, если бы была уверенность в действенности и полезности данных инициатив, и наличия свободного времени ))))
С уважением, Азамат Карбузов