5 непростых шагов навстречу ЕЭС
Zakon.kz
Открытым до конца мая остался и вопрос с местоположением столицы ЕЭС.
29 апреля в Минске главы трех государств фактически сказали окончательное "да" Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС). Но единого рынка энергоносителей в альянсе не будет до 2025 года. Цена вопроса, по некоторым данным, составляет $30 млрд в год.
По общему мнению журналистов, переговоры были напряженными, как по объему - президенты давали принципиальное согласие по большому количеству согласованных документов, но еще в большей степени из-за спорных вопросов по энергоносителям.
Еще до встречи в Минске было очевидно, что принципы работы рынка углеводородов в рамках ЕЭС будут самыми сложными. Как пишет "АиФ", Минск требует отмены всех пошлин, а Астана - равного доступа к российским транзитным газо- и нефтепроводам. По данным газеты, в этом случае РФ понесет убытки в 30 миллиардов долларов в год.
Как известно, Беларусь сейчас платит по всем экспортируемым нефтепродуктам, произведённым из российской нефти экспортную пошлину Москве примерно $3млрд в год. "Такую цену России придётся заплатить за доступ к стратегическим видам сырья, дешёвую рабочую силу и расширение рынков сбыта" - констатирует еженедельник.
Вышедший вместо президентов на итоговую пресс-конференцию председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко сообщил журналистам, что большинство вопросов решено и 29 мая в Астане будет подписано соглашение об образовании ЕЭС. Он добавил, что общие рынки газа, нефти, нефтепродуктов заработают не позднее 2025 года, но уже к 2016 году концепции каждого рынка утвердят президенты трех стран. Пошлины на нефтепродукты на сегодняшний день будут решаться двусторонними договоренностями.
Как сказал ВВС белорусский экономист Сергей Чалый, ситуация, когда сфера товаров, которая для двух стран-участниц ЕЭС рассматривается как внешняя торговля, абсурдна. "Вопрос даже не в выгодах, а в принципе: мы говорили, что согласимся на этот союз, если в нем не будет изъятий".
Между тем, ярые противники союза, особенно западные, старательно пытаются представить итоги Минской встречи как провал - вот, мол, не смогли договориться окончательно в очередной раз. Однако вспомним сколько времени создавался Евросоюз - 11 лет создавался таможенный союз, 34 года –формировался общего рынок, 40 лет –экономический и валютный союз, о чем напомнил в своей лекции Нурсултан Назарбаев. К слову, в зону евро до сей поры не входит та же Великобритания.
Позиция нашего президента относительно спорных вопросов, очевидна из цитаты Белорусского телеграфного агентством (БЕЛТА): «Я за то, чтобы лошадей не гнать, но есть возможность уложиться в принятые сроки и снять все вопросы.»
Открытым до конца мая остался и вопрос с местоположением столицы ЕЭС.
Как пояснил Христенко, пока сохраняется статус-кво - наднациональные органы в Москве, а создаваемый общий финансовый регулятор к 2025 году - в Алматы.
Проект присоединения Армении к Единому экономическому пространству (ЕЭП) поручено подготовить до 1 июня 2014 года, - об этом заявил Виктор Христенко. Из 119 необходимых документов Армения уже подписала 115, а оставшиеся 4 будут включены в договор присоединения.
Главный итог Минской встречи позитивный - Договор будет подписан в срок, и сам союз заработает с 1 января 2015 года. Очевидно, что этот экономический альянс слишком перспективное дело для всех его участников, чтобы все время откладывать его запуск до лучших времен. Спорные вопросы можно решить и в ходе его работы.
Это вам не ВТО - сугубо торговая организация, куда действительно торопиться обычно не спешат, порой десятилетиями обсуждая условия членства.
Марк Айсберг (Бек Аргынов)
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript