Пути реформирования государственных органов в свете концептуальных программных документов

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 08.05.2014 01:16 Фото: zakon.kz
Юрист
Совершенствование способов управления государством является потребностью любого общества и неслучайно вопросы совершенствования политической системы, достижения нового качественного уровня в государственном и правовом строительстве постоянно находятся в поле зрения Главы Государства. Нурсултан Абишевич в своем Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем -новые возможности» (далее-Послание) отмечает, что «нам всем видны проблемы, возникшие из-за неэффективного управления, конфликта функции правоохранительных органов» и подчеркивает«необходимость оптимизации правоохранительной системы, выстроения четкой компетенции каждого государственного органа». В новейшей истории Казахстана и немало примеров своевременного принятия глубоко продуманных законов, а также проведения удачных организационно-структурных преобразований государственных органов. Но, опережение в качественном отношении отдельных институтов государственной власти от других, при отставании других в организационно-структурном плане, не позволит росту авторитета государства в целом, а также доверия населения к государственным органам. Поэтому, Глава Государства ставит задачу о необходимости радикальных реформ всех госорганов, что, позволяя сохранить нынешнюю внутриполитическую стабильность в государстве, должны привести к серьезному качественному улучшению законотворческой деятельности и правоприменительной практики; требует сместить акценты внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства.

Если взять административную реформу и реформу законотворческой деятельности, то для этого уже имеется платформа в виде Указа Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года» от 24.08.2009 г. (далее -«Концепция»), в котором предельно объективно оценено состояние правовой системы в стране. В этом концептуальном документе декларирована необходимость отказа от сложившихся традиционных подходов в управлении государством, основанном на односторонне-властном принципе, а также признана важность дальнейшей демократизации общества и децентрализации власти. Теперь же задача состоит в умении найти оптимальные пути достижения этих целей, на что и рассчитывает Глава Государства. Если говорить о государственном управлении, то настала пора решительно создавать муниципальные органы, не имеющие структуры по вертикали. Такая идея в принципе созвучна с мыслью Президента страны Н.А. Назарбаева, озвученной 29 января 2010 года на заседании Политсовета НДП «Нуротан», о «необходимости выстроить новый формат взаимодействия между властью и обществом, центром и регионами». Создание госорганов, не имеющих вертикальных отраслевых структур на областном, республиканском уровнях, при сохранении основного стержня вертикали власти, подразумевающую прямую подчиненность и подотчетность местных акимов вышестоящему акиму, Правительству и Главе Государства, нисколько не ослабить существующую в государстве власть. Напротив, это послужит повышению эффективности работы госорганов за счет исключения дублирования органами различных уровней одних и тех же функции; позволит министерствам, акимам областей, вместо мелочной опеки за низовыми структурами, что имеет место сейчас, сконцентрировать свое внимание на решении значимых вопросов и реализации проектов республиканского, областного масштабов, не вовлекая в это районное (городское) звено. В свою очередь, муниципальные органы получать возможность, исходя только из критерия законности своих действий, оперативно реализовывать собственные программы без оглядки «наверх», так как отпадет необходимость согласования решении с вышестоящими органами.

Глава Государства считает, что «предыдущие попытки реформирования правоохранительных органов не дали ожидаемого результата и истинные цели реформы подменялись, нивелировались кампанейщиной» (Совещание в Акорде 16 августа 2010 г. по вопросу деятельности правоохранительных и специальных органов) и газета «Казахстанская правда» (от 18 августа 2010 года № 218 (26279))по этому поводу пишет, что «по словам Нурсултана Абишевича узковедомственные интересы, желание сохранить прежний, во многих чертах еще советский порядок, превалировали над общегосударственными интересами». Время, на примере реформы отраслевых министерств показывает, что передача отдельных функции одного министерства другому ожидаемого от такой реформы ощутимого положительного эффекта не дает. К примеру, в ходе прежних реформ МВД РК передавало часть своих функции всегда строго по горизонтали - имеющимся республиканским министерствам, ведомствам, что не привело к серьезному качественному улучшению правоприменительной практики. Представляется, что для МВД настало время решительно делится с частью своих полномочий с местными исполнительными органами. Речь идет- о создании муниципальной полиции, не имеющих начальствующих структур по вертикали и полностью выведенных из структуры МВД. Такому образованию должно быть возложено, в отдельно взятой административно-территориальной единице, охрана общественного порядка и объектов, осуществление дорожно-постовой службы, возбуждение (рассмотрение) дел об адмправонарушениях, функции Инспекции по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов и иные функции, не нуждающиеся в необходимости управления с Центра и не связанные с расследованием уголовных дел, оперативно-розыскной и учетно-регистрационной деятельностью. Создание муниципальной полиции отрицательно не скажется на качестве охраны общественного порядка и другой деятельности, поскольку измениться только принцип управления полицией. Эти перемены не скажутся отрицательно и на полномочиях сотрудника муниципальной полиции, его правовой защищенности во время службы от любых преступных посягательств, так как гарантия его деятельности и его неприкосновенность будет защищено законом.

Профессионализации работников правоохранительных органов поспособствовал бы и такой шаг, как лишение оперуполномоченных, следователей (дознавателей) права носить форму, что не вызвано острой необходимостью и по выражению Главы Государства относится «к изъяну прошлой системы». Такая постановка вопроса не противоречит и к «Концепции», в которой намечено «демилитаризация правоохранительных органов». Безусловно, подразделения, это - прежде всего участковые инспектора, патрульно-постовая служба, занятые обеспечением общественного порядка и деятельность которых связана с непосредственным контактом с широким кругом людей, должны сохранить форменную одежду, так как форма является опознавательным знаком их принадлежности к представителю власти. На уровне муниципальной полиции целесообразно предусмотреть ограничение («потолок») в специальных званиях: для начальников муниципальной полиции - в звании капитана, что позволит осознанный приход в эту службы лиц, готовых посвятить себя профессиональной деятельности по охране общественного порядка, а также умерить нездоровую амбицию, вызываемую синдромом «больших звездочек на погонах».

За создание муниципального органа по охране общественного порядка говорит, на примере недавних событий на Украине, а также событий на Жанаозене в 2011 году, и такой фактор, как нецелесообразность использования местных низовых подразделений органов внутренних дел для восстановления и поддержания общественного порядка в очаге массовых волнений населения. То обстоятельство, что местные полицейские в критических ситуациях вышеуказанного характера не способны преодолеть в себе чувства, связанные с родственными и иными отношениями с местным населением, исключает их пригодность в таких ситуациях и предполагает возможность их использования только в штатных ситуациях. Это является весомым аргументом для исключения низовых подразделений органов внутренних дел из состава МВД РК.

Созрела необходимость создания в стране единого государственного органа, вместо десятков государственных органов, осуществляющих ныне контрольные и надзорные функции. Возможно, на данный момент не может идти речь о передаче контрольных и надзорных функции, принадлежащих таможенному органу, Национальному банку, антимонопольному органу, органу юстиции (в части контроля опубликования официальных текстов нормативных правовых актов).Но изъятие у остальных государственных органов контрольных функции, и объединение их в рамках одного органа с ныне действующим штатом и соответствующей квалификацией работников, никак не скажется на качестве контроля, поскольку содержание деятельности госоргана не определяется его наименованием. Такой маневр позволить качественно улучшить в государстве управляемость контрольно-надзорной деятельности, а также позволить оптимизировать работу министерств, ведомств, ныне занятых контрольно-надзорными функциями. Причем следует отказаться от создания областных, районных структур единого контролирующего органа, чтобы исключить внутриведомственную иерархию и распыление сил. Единым контролирующим органом мог бы выступить как раз таки МВД РК, которое располагает необходимой материально-технической базой для этого. Обладание одним органом контрольно-надзорных функции, полномочии по осуществлению дознания, предварительного расследования возможно и вызывет опасения в обществе от такой концентрации полномочии в одном органе. Но возросший уровень юридической грамотности населения, возможность пользования квалифицированной юридической помощью, а также введение судебного надзора за административной деятельностью государственных органов, что намечено «Концепцией», должно исключить какие либо негативные последствия от такой концентрации полномочии в одном органе.

Также пора задастся вопросу о целесообразности сохранения Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (Агентство), которое на данный момент исчерпал вложенный в нее потенциальный ресурс и оно все больше становиться ненужной надстроечной структурой в системе государственных органов, в услугах которого никто из государственных органов особо не нуждается.По сути, Агентство занято формальной деятельностью, в виде разработки, утверждении категории и квалификационных требовании административных государственных должностей, чем вполне может справиться и Министерство труда и социальной защиты.За время своего существования Агентству так и не удалось сформировать корпус государственных служащих новой формации, патриотично настроенных и ориентированных на защиту прав и свобод человека, интересов государства. Несмотря на предоставленные ему в свое время широкие полномочия, Агентство не смогло противостоять разгулу коррупции в среде государственных служащих,чем дискредитирована государственная служба и ее устои. Представляется, что критические высказывания Главы Государства в его Послании (2010 г.) о «неэффективном управлении» персоналом государственных служащих и отсутствии в стране «надлежащей кадровой работы» прежде всего относится к Агентству. Несостоятельность Агентства проводит единую в стране политику в области государственной службы и серьезно влиять на кадровую политику в государственных органах уже очевидно и нет никакой необходимости сохранения этого госоргана.

ВЫВОДЫ. Предлагаемая реформа повлечет оптимизацию деятельности госорганов, а также упразднения его структур на республиканском, областном уровнях, занятых в настоящее время ничем иным, кроме учета проделанной нижестоящими органами работы, сбора информации снизу и их пересылки в вышестоящий орган, а также мнимой контрольно-методической деятельностью. Реформа существенно сократит расходы на содержание госаппарата, а также откроет перспективу других реформ, позволяющих дальнейшую демократизацию общества и повышение доверия населения к власти; сделает возможным непосредственное участие населения в формировании местных органов власти и контроль общественности за госорганами, что, по видению Главы государства, должно быть конечной целью намеченных реформ. В результате создания муниципальных органов будут созданы условия для формирования руководителей муниципальных органов, как органы муниципальной полиции, образования, культуры, здравоохранения, путем прямых выборов. Это будет эффективным способом реализации демократических основ государственного управления; позволить укомплектовать местные органы власти руководителями из числа местных жителей с учетом их желания. Это обеспечить прозрачность кадровой политики и приведет к органам местного самоуправления лиц, поистине увлеченных своим делом и обладающих организаторскими способностями. Такой подход к формированию муниципальных органов управления может быть полезнее для общества и государства, даже чем выборность акимов районов (городов), поскольку сохранение назначаемости акимов всех уровней является выигрышным фактором для сохранения внутриполитической стабильности и исключения сепаратизма в государстве.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Главы Государства народу Казахстан «Новое десятилетие - новый экономический подъем -новые возможности Казахстана», Акорда, 29.01.2010 г., Официальный сайт Президента РК. Послания;

2. Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года» от 24 агуста 2009 года № 858 («Концепция»);

3. Газета «Казахстанская правда» от 18 августа 2010 года (№218 (26279).

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: