Казахстанские олигархи легализуют лишь половину припрятанного добра, - эксперты
Zakon.kz
Акция по амнистии капитала стартует в Казахстане уже 1 сентября и продлится до 2016 года.
Лишь 50% припрятанного добра и денег решатся легализовать казахстанские олигархи, считают некоторые эксперты. Несмотря на обещания властей не задавать никому вопросов и обеспечить конфиденциальность, люди всё равно побоятся раскрывать все свои капиталы, уверен экономист Валентин Макалкин, пишет газета "Мегаполис".
Акция по амнистии капитала стартует в Казахстане уже 1 сентября и продлится до 2016 года. За это время предположительно все, кто наворовал, получил в подарок и просто нашёл в тумбочке много денег или имеет нигде не заявленное имущество, может запросто всё легализовать и вмиг стать добропорядочным гражданином. При этом налоговики, правоохранительные органы и банки не будут задавать лишних вопросов о происхождении узаконенных ценностей, обещают чиновники.
Что касается денег, их по условиям легализации следует разместить на депозит в банке на 5 лет. Если же владелец захочет снять их досрочно, то ему предложат вложить наличность в различные ценные бумаги и таким образом поддержать отечественную биржу. Но если олигарх откажется от этого и просто заберёт деньги из банка на свои насущные расходы, то его заставят выплатить 10% от суммы в пользу бюджета страны.
Все условия и гарантии прописаны в законопроекте «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией ими имущества». Он уже одобрен правительством и направлен на рассмотрение депутатов нижней палаты парламента. В нём прописано, что именно относится к объектам легализации. К примеру, здание, которое вы построили на своём участке, но не оформили соответствующие документы либо выписали их на третье лицо. Есть возможность легализовать и заграничное имущество. В Министерстве финансов уже подсчитали возможную выгоду.
– В прошлой легализации, которая длилась ровно год, мы получили порядка 7 миллиардов долларов. Сейчас ожидаем большую сумму, порядка, может быть, 10–12 миллиардов долларов. Вообще главная выгода государству от легализации в выводе из тени имеющегося сегодня имущества и денег, чтобы они могли быть в легальном обороте и реально помогать экономике, – пояснил вице-премьер, министр финансов Бахыт Султанов.
Если чиновники знают, какую сумму люди могут легализовать, то, видимо, они в курсе, сколько было наворовано в стране и сколько из этого можно вернуть, уверен экономист Валентин Макалкин. По его мнению, во время таких акций легализуется лишь половина от реальных масштабов тени. Так, если у человека припрятано 2 миллиарда долларов, он легализует только один, а остальное спрячет ещё дальше, считает экономист.
– Понятно же, что у тех, кто организует легализацию, рыльце в пушку, все хотят рыбку поймать и ноги не промочить. С другой стороны, поскольку деньги всё равно уже наворованы и спрятаны за границей, то пусть лучше они возвращаются на родину и работают на нашу экономику. То есть все признают, что владелец капитала, скорее всего, жулик, но прощают его, так как в стране сложная ситуация и разыгрался кризис, – рассказывает Макалкин.
По большому счёту, если сейчас богатые не легализуют свои капиталы, то в будущем они могут потерять больше: ведь кризис просто обесценит их, поясняет он. Поэтому он рассматривает легализацию как выбор элиты из двух зол меньшего. В то же время большая часть богатых всё же побоится раскрыть все свои капиталы, утверждает эксперт.
– Те, у кого более-менее честно нажито добро либо они могут создать хоть какую-то видимость законности, предпочтут легализовать – заплатить налоги и спать спокойно. А другие, не сумевшие разъяснить, откуда дровишки, могут угодить на крючок правоохранительных органов. Понятно, что в этот раз им всё простят, но на карандаш-то возьмут. Кому этого хочется? – спрашивает экономист.
Между тем вряд ли богатые рискнут класть на депозит больше гарантированной государством суммы, то бишь 5 миллионов тенге, прогнозирует политолог Данияр Ашимбаев. Вообще, по его словам, легализация имеет два аспекта. Первый – это мера чрезвычайная, и, пока не будет налажена работа по снижению административных барьеров и созданию нормальных взаимоотношений между бизнесом и государством, люди продолжат хранить деньги в тени. При таком раскладе легализацию придётся проводить ещё не раз, утверждает он. Второй аспект – то, что среди легализантов мелькают фамилии высокопоставленных представителей квази- и государственного секторов, и это палка о двух концах.
– Понятно, что они не побоялись легализовать и вроде бы молодцы. Но всё же: как у них могли возникнуть такие средства? Ведь борьба с коррупцией в самом разгаре. Это лишний раз демонстрирует безнаказанность коррупционных схем и бессилие силовиков, – поясняет эксперт.
А обещание властей не задавать вопросов он считает относительным. К примеру, если экс-аким Алматы Виктор Храпунов вдруг начнёт легализовывать свои активы в Казахстане, вопросов у правоохранительных органов, скорее всего, возникнет много, предполагает Ашимбаев. Но если крупные суммы будут всплывать у топовых лиц государства, то вряд ли это кто-нибудь «заметит», уверен он.
Политолог припоминает прошлый опыт легализации, которая в целом прошла достаточно гладко. Хотя уголовные дела, связанные с нарушением её правил, всё же были и до сих пор, по его словам, в криминальных сводках мелькают фамилии тех нарушителей. В целом он прогнозирует, что на 95% предстоящая легализация пройдёт успешно, безболезненно и аккуратно, но признаётся, что оценить её реальную пользу экономике страны сейчас достаточно сложно.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript