В Мангистауской области обсудили проблемные вопросы в сфере ЖКХ
Zakon.kz
Вновь созданное Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей намерено навести порядок в данной сфере.
Анализ, проведенный Агентством и региональными департаментами, показал, что наиболее проблемной является сфера жилищно-коммунального хозяйства.
Марал Кадыр, директор департамента по защите прав потребителей по Мангистауской области, напомнила участникам встречи о выступлении на брифинге в Службе центральных коммуникаций Болатбека Куандыкова, председателя Агентства.
«В настоящее время в отрасли ЖКХ не сформирована современная модель взаимодействия между поставщиком и потребителем. Это обусловлено тем, что в монопольных отраслях экономики невозможно и экономически нецелесообразно создание конкуренции и, следовательно, у поставщиков услуг нет мотивации, чтобы оказывать услуги лучше с целью привлечения дополнительных потребителей. В этой связи, мы хотим законодательно закрепить такие положения, чтобы типовые договора, которые приносят нам домой, предварительно проходили соответствующую экспертизу. В частности, будут рассматриваться, предусмотрены ли в договоре Ваши права в случае их нарушения. Только после экспертизы договор должен быть заключен», - процитировала Марал Кадыр.
Марал Жумабековна озвучила результаты соцопроса, проведенного среди жителей области общественным объединением по защите прав потребителей.
-Согласно опросу, люди в основном не удовлетворены качеством оказываемых услуг. Объявленный мораторий на проверку малого и среднего бизнеса не снимает с нас ответственности за безопасность и качество получаемой народом продукции и услуг, - подчеркнула Марал Кадыр.
Первые жалобы от населения в адрес нового департамента касаются несовершенства коммунальных услуг, нарушений правил содержания животных, сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Представители ПКСК верхних микрорайонов подтвердили, что в Актау существует проблема вывоза ТБО. Помимо этого в городе недостаточно мусорных контейнеров, а имеющиеся требуют замены. Особые нарекания вызывает качество питьевой воды.
Никар Рафикова, руководитель общественного объединения защиты прав потребителей заметила, что для выяснения причины некачественной воды необходимо проводить анализ по сетям «МАЭК» (производителя тепла,
электроэнергии и воды), «Каспий жылу, су арнасы» (поставщика услуг) и внутридомовым сетям.
-ТОО «МАЭК-Казатомпром» на сегодняшний день оказывает услуги без опубликования публичного договора, без заключения индивидуальных договоров. В результате, монополист нарушает право потребителя на получение достоверной информации об энергоресурсах, его потребительских свойствах. Монополист по правилам, только ему известным, начисляет потребителю общедомовые расходы. Между тем, по результатам проведенного нами опроса, четверть респондентов не удовлетворена уровнем получаемых услуг. Одной из основных причин мы считаем отсутствие договорных отношений, - подчеркнула Никар Маликовна.
Другая проблема, со слов Никар Рафиковой, заключается в отсутствии утвержденной в законном порядке нормы потребления электроэнергии для потребителей, не имеющих индивидуальные приборы учета. Речь идет об объеме электроэнергии, которая идет на освещение подъездов, галерей, подвалов, обслуживание лифтов и домофонов.
По утверждению правозащитника, договорные отношения между собственниками и ПКСК не соответствуют требованиям действующего законодательства. Правовой анализ, проведенный объединением, показал, что договоры нарушают права потребителей на получение достоверной информации об оказываемой услуге, ее стоимости, сроках, объемах и т.д.
-Все это происходит в результате отсутствия контроля за работой субъектов со стороны государственных органов, - подчеркнула Никар Рафикова.
Со слов руководителя объединения, в законодательном Кодексе РК «Об административных правонарушениях» отсутствует норма об ответственности за нарушение Законов «О жилищных отношениях» и «О защите прав потребителей».
Такие пробелы в законодательстве, по мнению Никар Рафиковой, позволяют спокойно уводить деньги собственников, предназначенных для содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, манипулировать нормами о проведении письменных опросов собственников при проведении повторных собраний, и совершать массу других противоправных действий.
В качестве примера правозащитник привела ситуацию, сложившуюся в 9 микрорайоне Актау. Тогда председатель ПКСК, вместе с главным бухгалтером и еще одним штатным работником, учредили, как физические лица, ТОО «Феникс-8». Все работы выполнялись этой избранной компанией и средства перетекали к ней.
-При этом они составляли акты выполненных работ, в которых они отсутствовали. Были только затраты данного ТОО, к оплате которых ПКСК не имел никакого отношения. Таким образом, более 75 миллионов тенге было уведено из микрорайона и попали в карманы учредителей, имевших по 25 процентов доли от доходов товарищества. Цифра установлена финансовой полицией, никаких мер для возврата денег пока не принято, – проинформировала Никар Рафикова.
Резюмируя итоги встречи, Марал Кадыр подчеркнула:
-Казахстан, как сказал Глава государства, должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания стран мира. И сейчас, когда идет разработка нового законопроекта «О защите прав потребителей», нам необходимо изучить все имеющиеся проблемы, чтобы стремиться к сказанному Президентом и встать на защиту прав населения в самом глубоком смысле.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript