Благодаря системе «Айкын» прокуроры Караганды следят за своевременностью ответов на жалобы
Чиновника из облздрава наказали за то, что он не вовремя ответил на жалобу. Это стало возможным благодаря внедрению электронной системы «Айкын». С ее помощью прокуроры могут, не выходя из кабинета, проверять то, как госслужащие соблюдают закон об обращениях граждан.
В Карагандинской области система «Айкын» («Прозрачность») начала работать с 1 апреля прошлого года. Благодаря ей любой человек может отследить то, как рассматривается его обращение или жалоба. Для этого нужно лично отнести письменное заявление в госорган и взять в канцелярии талон с 18-значным номером. Вот по нему-то и можно узнать, кто и в какие сроки ответит на жалобу.
- На обратной стороне отрывного талона содержится информация о том, какими способами можно получить сведения о своем обращении, – объясняет старший прокурор управление по правовой статистике и специальным учетам по Карагандинской области Бахыт Аманбаева. – Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, позвонив со стационарного телефона на номер 8-800-080-7777 или с мобильного 1414 и продиктовав номер своего талона оператору. Этот звонок бесплатный. Во-вторых, посетив раздел «Обращение в государственные органы» на сайте нашего Комитета https://service.pravstat.kz/. В специально отведенном поле надо набрать номер своего талона. После этого на странице появится информация о ходе рассмотрения заявления.
Не у всех жителей области, особенно в сельских районах, есть доступ в интернет. Поэтому специально для них предусмотрели возможность получения информации о своем заявлении по мобильному телефону. Для этого достаточно отправить сообщение с номером талона на короткий номер «1012». Сообщение стоит 15 тенге.
В регионе к системе «Айкын» подключено 143 государственных органа. В том числе акимат области и 22 подведомственных ему управления, областной маслихат, а также акиматы Караганды и восьми моногородов. Здесь проект «Айкын» заработал в январе нынешнего года. Благодаря этому прокуроры получили возможность практически в режиме онлайн следить за тем, как чиновники отвечают на жалобы и заявления граждан.
- За первое полугодие в госорганы, подключенные к системе «Айкын», поступило всего 42127 обращений, – говорит Бахыт Аманбаева. – Из них обратившимся выдано 19362 талона. 17407 обращений уже рассмотрено. Благодаря этому проекту у нас появилась возможность своевременно реагировать на нарушения в сфере учета и рассмотрения обращений граждан. Мы проводим мониторинг базы данных. Поэтому теперь нам не обязательно ходить на проверки. Всю работу мы можем делать прямо в своем кабинете.
По словам Бахыт Аманбаевой, из всех заявлений, которые поступили в госорганы в первом квартале нынешнего года, 1015 рассмотрено с нарушением сроков. Оказалось, что волокита процветает в акимате Караганды и подведомственных ему отделах. На их долю приходится 995 не вовремя данных ответов. При этом нельзя сказать, что чиновники-нарушители остаются безнаказанными.
- К примеру, мы проводили мониторинг базы данных в 2013 году и установили факт нарушения срока рассмотрения обращения Жумашевой управлением здравоохранения, – рассказывает старший прокурор. – Заявление от нее поступило 13 мая. Так как она обратилась лично, ей выдали талон и установили контрольный срок до 13 июня. Рассматривать это обращение поручили главному специалисту и юристу этого управления Смагулову. Он нарушил срок и отправил ответ только после 20 июня. Хочу отметить, что потом чиновника привлекли к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Но после этого управление здравоохранения больше сроки рассмотрения обращений граждан не нарушало.
Всего в нашей области за волокиту досталось 84 чиновникам. Их привлекли к дисциплинарной ответственности. А одного госслужащего даже наказали в административном порядке.